Как правильно распределить постоянные и переменные затраты

19822
Лакша Юлия
Ведущий аналитик Финансово-аналитического департамента ГК "Русклимат"
Разделение затрат на постоянные и переменные является одной из важнейших задач финансовых департаментов компаний. Это напрямую влияет на расчет себестоимости, а значит и на финансовый результат деятельности предприятия. Поэтому от выбранной методики разделения затрат на постоянные и переменные зависят управленческие решения, принимаемые руководством.

Существует несколько методик разделения затрат на постоянные и переменные. Например, графический и количественный метод, бухгалтерский способ анализа счетов и другие. Выбор зависит от того, с какой аналитикой ведется учет в компании, а также от технических средств сбора информации и поставленных задач.

Постоянные затраты

Как известно, постоянные затраты не зависят от объемов производства и деловой активности. И даже если предприятие ничего не производит и не продает, объем таких расходов остается неизменным. Такой фактор, на первый взгляд, является негативным. Но позитивный момент состоит в том, что если компания выходит на высокий уровень производства и продаж, то сумма таких затрат на единицу продукции значительно уменьшается. Что становится причиной достаточно быстрого роста прибыли. Ведь на неё оказывает влияние даже минимальное увеличение выручки.

Изменение объема выпуска продукции не влияет на размер постоянных затрат.

К постоянным затратам относятся аренда, окладная часть заработной платы сотрудников, амортизация, арендные расходы и т.д. И если доля таких затрат в общем объеме расходов компании достаточно велика, то необходимо принять все меры к их уменьшению.  Но сделать это достаточно сложно. Дело в том, что отсутствие связи с объемом производства лишает компанию рычагов управления размером постоянных затрат. В такой ситуации помогут лишь кардинальные меры. Такие, как сокращение рабочих мест или производственных и торговых площадей.

Поэтому руководству компании необходимо перераспределить все возможные затраты из разряда постоянных в переменные. Это позволит управлять размером значительной части расходов путем контроля объема производства и выручки.

Стабильные рыночные условия позволяют «держаться на плаву» компаниям даже со значительной долей постоянных затрат.

Переменные затраты

К переменным относятся те затраты, размер которых зависит от объема выпускаемой продукции. Контролировать их размер проще, чем постоянных. Ведь такие расходы идут на реальную фактическую деятельность компании. Они возникают только в момент начала производства и пропорционально изменяются.

Если же такие расходы рассчитать на единицу продукции, то их размер останется неизменным. Таким образом, в период кризиса руководство компании может значительно снизить переменные затраты путем уменьшения объемов производства.  Примером переменных затрат являются: ГСМ, материалы, коммунальные расходы, сдельная часть заработной платы и др.

Смешанные затраты

Но не все затраты можно однозначно отнести к постоянным или переменным. Для них выделяют отдельную группу – смешанные. Сюда относят, например, телефонную связь.  Такие услуги предоставляются в виде фиксированного тарифа и переменной составляющей. Именно поэтому ее нельзя однозначно отнести в группу постоянных или переменных. Это возможно лишь в том случае, если аналитика учета позволяет разделить сумму расходов на две части. Если же такой возможности нет, то придется отнести в группу смешанных.

Почему важно правильно распределить затраты

Постоянные и переменные затраты нельзя разделить лишь условно. Ведь  их анализ напрямую влияет на принятие управленческих решений. Неточность в распределении расходов может стать причиной некорректных прогнозов развития компании и ожидаемой прибыли.
 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль