Выполнение плана продаж можно легко проверить в Excel

27362
Костылев Дмитрий
финансовый директор ООО «ТД “Олант”»
С помощью специального отчета в Excel можно не только проверить, как выполняется план продаж, но и прогнозировать будущие показатели. К примеру, можно отследить выполнение плана по выручке, выявить проблемные торговые точки для оперативного принятия управленческих решений, а также прогнозировать операционные показатели. Как составить рабочую таблицу и применить ее на практике, рассказал Дмитрий Костылев, финансовый директор компании «ОЛАНТ».

Составить отчет не сложно. Он состоит из четырех таблиц, расположенных на одном листе Excel («Отчет»): «План продаж», «Прогноз выполнения плана продаж», «Прогноз валовой прибыли», «Прог­ноз операционных показателей». В компании «ОЛАНТ» отчет составляется ежедневно, хотя можно его готовить в режиме понедельник – среда – пятница. Это час­тота, которая позволяет достаточно четко контролировать розничные продажи.

Исходные данные

Для составления отчета необходимо три блока информации. Во-первых, статистические данные – об операционных показателях, выручке и валовой прибыли за аналогичный месяц предыдущего года и за прошлый месяц текущего. Во-вторых, бюджетные значения на текущий месяц. Эта информация обновляется ежемесячно. В-третьих, ежедневные данные по выручке. Вся информация приводится в разрезе магазинов.

Способ трансляции статистических и плановых значений в отчет зависит от степени автоматизации компании: их можно выгружать из других форм Excel или же настроить автоматическую систему управления. При этом следует убедиться в идентичности методики формирования показателей для всех сравниваемых периодов. В компании «ОЛАНТ» плановые и фактические показатели по выручке в разрезе магазинов аккумулируются на отдельных листах в файле отчета. Эти листы пронумерованы от 01 до 12, по числу месяцев в году. Соответственно, октябрь – это вкладка 10 (в качестве примера рассматривается только этот месяц). Данные вводятся за каждый день и рассчитываются накопительным итогом с начала отчетного месяца (см. рис. 1). Группа столбцов «Итого» суммирует показатели по магазинам. Прочая информация, необходимая для составления отчета, – статистика прошлых лет, площадь магазинов, средняя наценка, операционные расходы, – взята из других источников (в нашем примере эти данные приводятся синим шрифтом).

рисунок 1. Ежедневные данные по выручке в разрезе магазинов

Выполнение плана продаж можно легко проверить в Excel

Сопоставление и прогнозирование

В таблице «План продаж» отражается уровень исполнения месячного бюджета на текущую дату. Она также позволяет судить, пройдена ли точка безубыточности в этом месяце, и оценить эффективность использования торговых площадей по каждому магазину. Плановые и фактические значения выручки транслируются в эту таблицу с листа 10 с помощью функции ВПР. В примере (см. рис. 2) формула принимает следующий вид: =ВПР($C$2;'10'!A8:AL38;12), она возвращает плановое значение накопительным итогом для Магазина 1, соответствующее актуальной дате – 23 октября 2011 года (ячейка C2 листа Отчет). Аналогичным способом с того же листа переносятся и фактические данные.

риcунок 2. Отчет о выполнении плана продаж, на основе которого прогнозируется выручка за месяц

Выполнение плана продаж можно легко проверить в Excel

План-минимум – объем месячной выручки, соответствующий точке безубыточности, точнее, нулевой операционной прибыли при заданных уровнях операционных расходов и торговой наценки. Эти бюджетные параметры приводятся на том же листе в таблицах «Прог­ноз операционных показателей» и «Прогноз валовой прибыли», о которых речь пойдет ниже. Они подставляются в несложную формулу:

План-минимум = Операционные расходы : Торговая наценка (Торговая наценка + 100%).

В таблице рассчитывается процент выполнения плана продаж как за месяц, так и на текущую дату (фактическая выручка сопоставляется с плановым значением на текущую дату). Последний показатель понадобится для прогнозирования выручки – в компании «ОЛАНТ» обратили внимание, что после 12–15 числа месяца его значение, как правило, дает довольно точное представление о перспективах выполнения плана, отклонение не больше 3–4 процентов. Здесь, однако, нужно учитывать специфику рынка. Например, в детской рознице динамика может менять направление раз в квартал, а то и реже.

Прогнозное значение по выручке отражается в следующей таб­лице. Это не что иное, как произведение месячного плана на процент его выполнения на текущую дату. Изучение динамики данного показателя относительно аналогичного месяца прошлого года, а также предыдущего месяца года текущего помогает в дальнейшей корректировке планов по каждой торговой точке.

В «Прогнозе валовой прибыли» важными для сопоставления и анализа становятся данные по торговой наценке. Разработчики и пользователи отчета полагают, что эти данные здесь информативнее, чем показатель рентабельности. Потому что именно наценка становится объектом регулирования. Прогноз по валовой прибыли за текущий месяц делается исходя из заданной средней наценки. Она транслируется из соответствующих бюджетов, причем в течение месяца, в зависимости от изменения структуры продаж и фактических скидок покупателям, эти значения могут колебаться. Например, в компании «ОЛАНТ» их пересматривают один в раз в декаду.

На прогнозе операционных показателей сфокусировано внимание главных адресатов отчета, от этих данных зависит вознаграждение многих сотрудников компании. В соответствующей таблице (см. рис. 3) сравниваются данные текущего года с прошлым, а также текущего месяца (точнее, его прогноза) с предыдущим. В разделе фигурируют два показателя: операционные расходы и операционная прибыль. Операционные расходы включают только прямые расходы магазина, в том числе арендные и административно-хозяйственные, фонд оплаты труда с начислениями и т.д. Эти данные выгружаются из бюджетных регистров. Операционная же прибыль определяется как разница между валовой прибылью и операционными расходами.

риcунок 3. Анализ операционных показателей, выявление проблемных торговых точек

Выполнение плана продаж можно легко проверить в Excel

Далее рассчитывается динамика в разрезе торговых точек. Изменение операционной прибыли приводится в абсолютных и относительных величинах относительно аналогичного периода прошлого года и предыдущего месяца. Для большей наглядности в таблицах используется условное форматирование. Кстати, в подстолбце «Изменение операционных расходов» отрицательные значения можно отмечать зеленой стрелочкой вверх, а положительные – красной вниз. Для этого нужно изменить правила форматирования, поставив курсор на команде «Обратный порядок значков». Ведь отрицательное значение в данном случае есть снижение расходов, а положительное – их увеличение.

Условное форматирование в данном отчете можно использовать шире. Например, магазины, не справляющиеся с планами, имеет смысл специально выделять (в нашем примере – желтым цветом), можно применять этот инструмент дифференцированно, скажем, невыполнение плана-минимум – куда более тревожный сигнал.

Статья подготовлена по материалам журнала "Финансовый директор"
 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль