Автомобиль будет роскошью? Краш-тест для автодилеров

1979
Атавова Альбина
корреспондент FD
Рынок автомобилей, так стремительно набиравший обороты последние годы, споткнулся о кризис. Рост запасов, замороженное строительство автоцентров, увеличение дебиторской задолженности и практически полное отсутствие источников финансирования. В таких условиях финансовым директорам автодилеров не позавидуешь. Добавляют проблем и производители, которые всеми правдами и неправдами стараются скинуть свои запасы продавцам

Новый 2008 год для финансовых директоров российских автодилеров начинался весьма многообещающе: впервые в истории за первое полугодие было реализовано более одного миллиона новых иномарок. По самым скромным расчетам, Россия должна была стать крупнейшим авторынком Европы, обогнав Германию. Кризис внес свои коррективы, казалось бы, в безоблачное будущее этого бизнеса. Вместо ожидаемых темпов роста выручки финансовые директора ломают голову над тем, как не влезть в убытки из-за стремительно падающего рынка.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, отечественный автомобильный рынок продолжает демонстрировать рост и по итогам 2008 года окажется в плюсе. Такой оптимизм ассоциации подтверждают и цифры: за 10 месяцев 2008 года рынок иномарок вырос на 36 процентов по сравнению с тем же периодом 2007 года. Впрочем, признаются эксперты, ежемесячная статистика продаж свидетельствует, что рост прекратился еще осенью. Банки сворачивают программы кредитования, производители повышают цены, а потребители в ожидании худшего откладывают покупки до лучших времен.

Игорь Пономарев, председатель совета директоров компании Genser, о затоваривании складов:
«Затоваривание складов продлится не более нескольких месяцев – это нормальная стадия некоторого перенасыщения. Рынок должен нащупать для себя новый баланс»

БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ

Одна из особенностей бизнеса автодилеров – высокая капиталоемкость. Строительство и оборудование дилерского центра обходится в среднем в 2,5 тыс. долларов за 1 кв. м.

«Инвестиции в один автоцентр вместе с покупкой земли составляют в среднем 15 млн долларов. Порядка 2–4 млн долларов – средства, вложенные в оборотный капитал в зависимости от стоимости марок автомобилей и планируемых объемов продаж, – рассказывает Тимофей Марцинкевич, финансовый директор компании “Атлант-М”. – Больше всего стоит, конечно же, земля. Довольно сложно определить среднюю стоимость создания одного автоцентра, поскольку в Москве стоимость земли может колебаться в пределах от 3 до 7 млн долларов за гектар. Для строительства автоцентра в среднем необходимо не менее 1,5 га».

Впрочем, не все компании готовы инвестировать миллионы в строительство собственных центров продаж и обслуживания. Один из крупнейших автодилеров России «Инком-авто», например, отдает предпочтение развитию бизнеса на арендованных площадях. Такая стратегия позволяет избежать роста долговой нагрузки. В этом случае строительство осуществляется за счет средств девелоперов, именно им в итоге принадлежат права на созданную недвижимость. С автодилером после ввода объекта в эксплуатацию заключается договор долгосрочной аренды.

Впрочем, и у этой стратегии существуют негативные аспекты. Во-первых, на балансе компании нет практически ничего, кроме еще не проданных автомобилей, а во-вторых, не всякий производитель машин пойдет на арендованные площади. «Мы рассматривали вариант развития за счет аренды и даже общались с инвесторами, которые готовы вкладывать средства в строительство автоцентров, а после сдавать их нам в аренду. В итоге выявились серьезные недостатки у такого решения.

Во-первых, вкладывая деньги в строительство автоцентров, инвесторы требуют довольно высокой доходности. Их логика понятна – они страхуют риски и требуют бонусы за специфичность недвижимости, – комментирует Тимофей Марцинкевич. – Например, если речь идет о строительстве склада, на котором могут храниться практически любые товары, арендодатель всегда найдет, кому его сдать. Автоцентры – недвижимость, завязанная на контрактах с импортерами и требованиях конкретной марки.

Во-вторых, когда недвижимость в аренде, возникают проблемы с заключением дилерских контрактов».

БЛИЦОПРОС ФИНАНСОВЫХ ДИРЕКТОРОВ

Вопрос Игорь Пономарев,
Genser
Владимир Лагутин,
Volvo Car Russia
Тимофей Марцинкевич, «Атлант-М»
Как скажется увеличение таможенных пошлин на темпах развития бизнеса? Это приведет к росту цен на автомобили, но не окажет существенного влияния на бизнес автодилеров Дистрибьюторы будут вынуждены увеличивать цены на импортируемые машины. Разумеется, это снизит конкурентоспособность импорта, особенно в тех его сегментах, где развито локальное производство В нашем портфеле большой объем тех марок, которые собираются в России. Поэтому нас это значительно не затронет
Прогноз развития российского авторынка в 2009 году? Существует два сценария развития. Первый – продажи не вырастут или вырастут на очень незначительный процент. Второй – отрасль упадет примерно на 20 процентов. При этом продажи одних брэндов сократятся, других, наоборот, увеличатся На данный момент однозначной оценки нет, по последним прогнозам, объем рынка составит 2,3–2,5 млн автомобилей в год. В условиях консолидации рынка приоритетом будет увеличение прибыльности бизнеса, в частности за счет послепродажного обслуживания и развития новых продуктов и услуг Достаточно сложно сейчас строить долгосрочные прог­нозы. Но очевидно, что объемы продаж будут снижаться. В этих условиях наша главная задача – сохранение прибыльности бизнеса
Что компании могут противопоставить кризису? Снижение издержек и повышение эффективности бизнеса. В первом случае – сокращение штата, маркетингового бюджета, затрат на консалтинг. Во втором – увеличение производительности труда сотрудников техцентров Сокращение издержек при повышении эффективности ключевых бизнес-процессов. Наличие четких стратегических планов развития бизнеса на долгосрочную перспективу Контроль дебиторской задолженности, сокращение персонала и рекламного бюджета. Частичная реструктуризация и повышение эффективности работы персонала

ДОКАТИЛИСЬ ДО КРИЗИСА

Для финансирования текущей деятельности и будущего роста автодилеры привыкли использовать кредиты и облигационные займы. В начале 2006 года «Автомир» разместил дебютный выпуск облигаций объемом 1 млрд рублей и сроком погашения три года. Таким образом, холдинг стал вторым в сфере автомобильного ритейла предприятием, выпустившим облигации. Первопроходцем на долговом рынке был «Инком-авто», в портфеле которого уже присутствовали два займа на 0,7 и 1,4 млрд рублей. Автодилеры активно диверсифицировали источники финансирования, и сегодня облигационные займы присутствуют в портфелях большинства из них. Но вот сейчас так же просто собрать деньги с рынка заемного финансирования не удастся, да и ранее выпущенные облигации их держатели принесут к погашению при первой оферте. Стоимость заемных средств возросла, а значит, держать бумаги с докризисными нормами доходности просто не имеет смысла.

Не все гладко и с банковскими кредитами. Возможности привлечения банковских денег для большинства автодилеров сегодня ограничены. Дело в том, что многие вплотную подошли к рубежу соотношения долга к EBITDA, равного четырем. Увеличивать еще больше долговую нагрузку может быть опасно. Это понимают и банкиры, и финансовые директора компаний-автодилеров.

«В основном деньги на новые проекты привлекались по принципу проектного финансирования. Из соотношения 30 процентов собственного и 70 процентов заемного капитала. Сроки финансирования составляли от трех до пяти лет, – говорит Игорь Пономарев, председатель совета директоров компании Genser. – Стратегия финансирования банков по отношению к вновь создаваемым объектам стала более консервативной. И их опасения понятны – сейчас нельзя предсказать, что будет через месяц-два и нет точных прогнозов развития ситуации».

Как следствие, крупнейшие дилеры вынуждены замораживать свои проекты. Об этом в последнее время объявили топ-менеджеры «Автомира», «Рольфа», «Инком-авто», «Атлант-М», «Автоспеццентра». «Все проекты на стадии готовности менее 80–90 процентов приостановлены», – говорит Игорь Пономарев.

БЛИЦИНТЕРВЬЮ

Автомобиль будет роскошью? Краш-тест для автодилеровВладимир Лагутин,
финансовый директор Volvo Car Russia





«РОССИЙСКИЙ РЫНОК НЕ БУДЕТ ТИХОЙ ГАВАНЬЮ»

Как сказался рост курса валют на бизнесе?

У всех это происходит по-разному, например, японские производители уже столкнулись с ростом иены, что вынудило их значительно поднять цены. Начавшийся рост всех иностранных валют, включая шведскую крону, по отношению к рублю вынудит нас также увеличить розничные цены на российском рынке.

Что изменилось с началом кризиса?

Все вопросы финансирования для нас решает казначейство «Форд Мотор Компании» в Санкт-Петербурге. За последние несколько недель ситуация с точки зрения планирования ликвидности обострилась. Сейчас от нас требуется на еженедельной основе детализированная информация о планах продаж, логистических процессах и ожидаемых сроках поступления денег от покупателей.

В чем причины затоваривания складов?

Кризис в России наступил чуть позже, чем, например, в Европе. До какого-то момента большинство производителей думали, что растущий отечественный рынок поможет им в решении проблем перепроизводства на других рынках. Поэтому никто особенно не прислушивался или не хотел прислушиваться к тревожным сигналам с рынка.

Как вы боретесь с издержками?

Вдумчивый анализ позволяет найти такие затраты, сокращение которых не влияет на эффективность бизнеса. Например, у нас есть собственный парк автомобилей, который мы заправляем по топливным картам. На следующий год мы согласовали с топливной компанией определенный перечень заправочных станций, участвующих в программе, что позволило нам существенно снизить агентскую комиссию. Кроме того, сокращению подверглись командировочные и представительские расходы.

В ПОИСКАХ ПАРТНЕРА

В качестве приоритетных направлений развития бизнеса многие автодилеры нередко называли возможность привлечения стратегического инвестора. В свою очередь, инвестфондам нравилось вкладывать средства в автомобильный ритейл.

В 2007 году фонд AIG-Interros Russia Century Fund выкупил допэмиссию и получил около 10 процентов акций «Инком-авто». Президент и генеральный директор фонда Шарлотта Филиппс вошла в совет директоров компании. Тогда же стало известно об аналогичной сделке между фондом прямых инвестиций Volga River One Capital Partners и компанией Genser. «В ходе сделки было реализовано порядка 33,1 процента акций группы, – вспоминает Игорь Пономарев. – Private Eqity фонды – не лучший источник финансирования, их деньги оказываются дороже, чем любые другие. Но привлечение средств фонда стало для нас скорее стратегическим решением – первым шагом в работе со сторонними акционерами. Это возможность привести структуру компании и внутренние процедуры в соответствие со стандартами корпоративного управления».

Разделяет эту точку зрения и Тимофей Марцинкевич: «Фонд, оценивая действия компании со стороны, может подсказать, правильный ли вектор развития выбран. Привлечение стратегического инвестора – беспрецедентный опыт работы. Например, по рекомендации Private Eqity фонда мы планируем вывести всю недвижимость в отдельную компанию, которая будет сдавать ее в аренду операционному бизнесу. Компании это позволит сравнивать финансовые результаты конкретных подразделений, например автоцентров Volkswagen в Москве и Киеве. Другой аспект – это улучшение структуры баланса, у нас не будет огромных кредитных ресурсов, вложенных в конкретный автоса-лон, и в глазах банка компания будет выглядеть более привлекательно».

РАБОТА НА СКЛАД

Мрачные прогнозы аналитиков предвещают, что 2008 будет последним годом роста российского авторынка. По самым оптимистичным подсчетам, в 2009-м году в России будет продано максимум 2,5 млн новых автомобилей, что на 1,4 млн меньше первоначальных прогнозов.

Обратная сторона сокращения продаж – стремительный рост складских запасов. Стандартным по большинству марок машин для дилера считается запас на 1–2 месяца продаж. Сейчас у многих компаний он вдвое больше нормы.

«Нам удалось избежать затоваренности складов, поскольку еще в августе, понимая, что продажи будут проседать, мы стали сокращать заказы у импортеров. Конечно, это не помогло решить вопрос с остатками полностью, – описывает ситуацию Тимофей Марцинкевич. – Сейчас половину нашей выручки обеспечивает продажа автомобилей, вторую половину – финансовые услуги, сервис, продажа запасных частей. Рентабельность автомобильного ритейла падает, а у сервиса и торговли запасными частями, наоборот, растет. Такая структура доходов позволяет компен¬сировать часть потерь от спада продаж машин».

Столь благополучно ситуация складывается далеко не для всех автодилеров. Впрочем, большинство из них не находят в случившемся повода для паники. «Затоваривание складов – это естественный процесс. Мы готовились к одним объемам продаж, а сейчас они другие. Прежде чем продажи и запасы достигнут равновесия, обязательно будет этап перенасыщения. Это абсолютно нормальное явление, рынок должен нащупать для себя новый баланс. Надо учитывать, что производители в свою очередь постараются ограничить ввоз автомобилей в Россию. На мой взгляд, затоваривание складов продлится не более нескольких месяцев», – уверен Игорь Пономарев.

НАВЯЗАННЫЕ ПОКУПКИ

В условиях кризиса усиливается давление со стороны поставщиков автомобилей. С одной стороны, производители обещают дилерам помощь, в частности увеличение отсрочек платежа и уменьшение штрафов за неразмещение рекламы в требуемом объеме. С другой – они стараются заставить выкупать все заказанные партии автомобилей.

«В зависимости от стратегии конкретного импортера отсрочка платежа по поставленным автомобилям составляет от 30 до 90 дней. Как только автомобиль реализуется, средства перечисляются на счета дистрибьютора. Эта отсрочка позволяет дилерам экономить на оборотном капитале», – поясняет Игорь Пономарев. В том случае, если за указанный период машина не была реализована, автодилер обязан ее выкупить.

«Чтобы продавать, к примеру, 200 автомобилей в месяц, нужно иметь склад где-то на 260–280 машиномест. И здесь важно, чтобы вместе со складскими запасами не росла дебиторская задолженность, – подчеркивает Тимофей Марцинкевич. – Нужно правильно выстроить контроль над дебиторкой, чему в докризисные времена автодилеры уделяли недостаточно внимания, поскольку банки охотно финансировали бизнес. В “Атлант-М” жестко прописаны регламенты, определяющие, каким образом формируется дебиторская задолженность, кто принимает решение о продаже машины в рассрочку. В компании ведется еженедельный мониторинг дебиторки. При превышении определенных лимитов или сроков, например через 90 дней, дебиторская задолженность передается на контроль риск-менеджерам, которые самостоятельно разбираются с должниками или реализуют автомобиль с дисконтом. Причем эти деньги не попадают в управленческую отчетность автоцентра, там отражается убыток. К результатам работы каждого подразделения привязаны бонусы менеджмента. Проводя машины, проданные с дисконтом как убыток, мы тем самым мотивируем руководителей автоцентров пристальнее следить за своими должниками».

ПРИХОДИТСЯ РЕЗАТЬ

Дилеры готовятся к стагнации, и одним замораживанием строительства новых автоцентров здесь не обходится. Одна из главных статей сокращения издержек – реклама. Многие останавливают имиджевые рекламные кампании и перераспределяют ресурсы на стимулирование сбыта и поддержку автоцентров. Бюджеты на маркетинг урезаются пропорционально сокращению объемов продаж.

Часть дилеров объявила о сокращении персонала, почти все они прекратили прием на работу новых сотрудников.

Стремление автодилеров оптимизировать издержки за счет сокращения персонала вполне логично. Расходы на персонал – одна из самых существенных статей затрат. «В структуре расходов дилера порядка 65–70 процентов расходов – это маркетинг, персонал и налоги. А более половины из перечисленного – затраты на персонал, включающие помимо заработной платы обучение, социальный пакет, опционную программу», – приводит цифры Игорь Пономарев.

О ЧЕМ БОЛИТ ГОЛОВА ФИНАНСОВОГО ДИРЕКТОРА КОМПАНИИ-АВТОДИЛЕРА

Автомобиль будет роскошью? Краш-тест для автодилеров35% Банки отказываются рефинансировать задолженность, не за горами оферта по облигациям. Где найти деньги? Может, расплатиться с держателями облигаций машинами?

20% Рынок падает и падает. Стоит ли каждый день переписывать бюджет, все равно никакого толку?

14% Все издержки, которые можно было сократить, сократили. Теперь придется резать штат…

11% Машин на складах уже на два месяца продаж, и они продолжают поступать. Вот бы так было с деньгами.

10% Правительство так некстати увеличивает пошлины. С такими новациями рынок иномарок быстро достигнет дна.

8% Импортеры продолжают давить и требовать возврата денег. А где я их возьму?

2% Зря я купил новую машину в кредит…

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль