Прогулка по Рее. Чем заняты британские финансовые директора

1124
Работа в условиях финансового кризиса финансистам всего мира сегодня напоминает прогулку по рее, когда любой неосторожный шаг грозит полным крахом. Но английские финансовые директора считают, что именно сейчас есть все необходимое для роста компаний. Такую точку зрения разделяют больше 80 процентов представителей крупного бизнеса

Если и есть какие-то плюсы в разразившемся финансовом кризисе, то они заключаются в том, что экономический отлив ясно продемонстрировал менеджменту все нестабильное и неправильное, что есть в компаниях. Согласитесь, это уже неплохо. То, что видно, можно исправить. Конечно, при условии, что у вас еще остались ресурсы для решения проблем. К плюсам также с некоторым допущением можно отнести возможность относительно дешевых сделок М&A – очевидное следствие затянувшегося кризиса ликвидности.

Пролив свет на уязвимые места как в стратегии, так и в операционной деятельности организаций, банковский кризис дал менеджменту прекрасный шанс навести порядок на корабле и адаптировать его к новым условиям. Но управление в кризисные времена не должно сводиться к задраиванию всех люков и попытке переждать шторм, ничего не делая. Нужно прокладывать новый, правильный курс, который позволит воспользоваться поменявшимся ветром.

Например, Стив Боттомли, глава подразделения коммерческого кредитования HSBC, верит прогнозам Еврокомиссии о высокой вероятности серьезного экономического спада в Великобритании, Германии и Испании уже к концу 2008 года. Его совет менеджменту компаний, которые все еще рассчитывают получить прибыль по итогам года, активнее искать новые возможности и новые рынки сбыта за пределами еврозоны. Если следовать этой логике, очевидно, что банальное сокращение всех мыслимых и немыслимых затрат, когда сама мысль о каких-либо ощутимых инвестициях в развитие новых рынков кажется абсурдной, неверно.

Возможно, вам это покажется странным или даже бредовым, но в реальности многие крупные компании в самый разгар кризиса начинают разрабатывать и анализировать самые различные стратегии роста. По результатам исследования, проведенного компанией HSBC среди более чем пяти тысяч частных предприятий Великобритании, в ближайшие 12 месяцев около 80 процентов из них планируют рост. И это несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию.

Причем половина опрошенных утверждает, что по их расчетам развитие бизнеса будет происходить благодаря международной торговле. А около 8 процентов представителей компаний, которые не имели на момент проведения исследования внешнеторговых контрактов, утверждают, что в ближайшие полгода-год выйдут со своей продукцией на международную арену.

«В ситуации, когда национальная экономика в стагнации, вполне логично направить свои усилия на работу с иностранными клиентами, – говорит Боттомли. – Если вы полностью замкнуты на экономике одной-единственной страны, а она переживает нелучшие времена, то серьезные проблемы вам обеспечены». Боттомли утверждает, что, пока страны с развитой экономикой в полной мере ощущают на себе последствия мирового финансового кризиса, развивающиеся страны по-прежнему демонстрируют вполне приемлемые показатели роста ВВП: Индия – 5 процентов, Китай – 9 процентов.

ВРЕМЯ НАНИМАТЬ И ПОКУПАТЬ

Если мы говорим о кризисе, сразу вспоминается Великая депрессия в Америке и огромная армия безработных. По словам Клайва Райта, руководителя консалтинговой фирмы в области HR-менеджмента, первая инстинктивная реакция руководства на спад в экономике – это жесткое сокращение штата вопреки любым долгосрочным соображениям.

«Действительно, на оплату труда приходится немалая часть расходов компании. Тем не менее многие профессионалы считают, что именно в этот период менеджменту нужно проанализировать, куда движется бизнес и какой штат сотрудников необходим для поддержания либо текущего уровня прибыли, либо будущего роста, когда кризис пройдет», – говорит Райт. По его мнению, экономический спад нужно воспринимать как корпоративные занятия шейпингом, на которых компании могут сбросить жирок и привести себя в форму.

«В хорошие времена, как говаривал один мой американский друг, компании становятся жирными, тупыми и счастливыми. С приходом кризиса по-настоящему хорошему менеджменту приходится так же несладко, как и всем остальным. Но они действуют эффективно и стараются занять такую позицию на рынке, из которой будут в состоянии воспользоваться любым мало-мальски благоприятным импульсом», – говорит он.

На практике это сводится к тому, что вы не отзываете автоматически финансирование, например у департамента корпоративного обучения. Вместо этого пересматривается программа обучения, исключаются те курсы, которые не являются жизненно важными, но при этом выделенные средства концентрируются на образовательных мероприятиях, которые принесут наибольшую отдачу. Вы не сворачиваете полностью поиск и наем новых сотрудников, а ужесточаете отбор кандидатов и в дополнение к этому ищете возможности трудоустроить в компании лучших из тех сотрудников, которые подпали под сокращение. Даже если для этого надо придумать для них работу, например инициировать проекты по выходу на новые рынки сбыта, то именно так и нужно поступить. «Единого плана, который подошел бы любому бизнесу, нет. Тем не менее главное в любом случае – это не паниковать. Необходимо тесное сотрудничество между директором по кадрам и финансовым директором по созданию будущего компании», – уверен Райт.

Дэвид Тилстон, в прошлом финансовый директор трех компаний, занимавшихся портфельными инвестициями, заявляет, что именно сейчас тем компаниям, у которых все еще остались какие-то свободные средства, следует приступить к изучению рынка на предмет покупки более слабых конкурентов. Он уверен, что многие так и будут поступать в ближайшее время, несмотря на то, что в настоящий момент количество слияний и поглощений сокращается. «Лучшая стратегия для компаний – обеспечить себе подушку наличных средств, которой можно будет воспользоваться для покупки конкурентов в момент максимального спада в экономике», – говорит Тилстон.

Чтобы выжить в условиях стресса, который переживает сейчас экономика, многим холдингам предстоит избавляться от «лишних» активов, например значимых дочерних предприятий и подразделений. И делать они это будут по бросовым ценам, лишь бы в кратчайшие сроки получить живые деньги. И те, кто в лучшие времена реализовывал более сдержанную политику привлечения заемного финансирования, смогут воспользоваться моментом.

Тилстон также рекомендует компаниям обратить самое пристальное внимание на работу с банками и убедиться в том, что они все еще жизнеспособны. И если никаких предпосылок для «падения» банка нет, то не помешает обсудить с банкирами перспективы роста и дальнейшего сотрудничества. В то же время нужно реально смотреть на вещи и иметь в виду, что некоторые банки предпочтут скорее отказаться от клиента, чем взять на себя дополнительные риски. Будут среди них и те, кто в принципе готов помочь бизнесу, но не может получить одобрение на крупные сделки или операции по рефинансированию от своих кредитных комитетов.

«Сейчас основной лейтмотив должен быть таков – ничего не принимать как должное. Будьте готовы хорошо поработать для получения финансирования на любой проект или сделку», – утверждает Дэвид Тилстон. Также он добавляет, что финансовым директорам сегодня стоит проверить качество своей финансовой информации и эффективность инструментов внутреннего контроля. «Когда вам нужны предельно точные сведения, а в идеале опережающие показатели, чтобы понять реальное положение дел, самое худшее, что может произойти, – вы получите недостоверную управленческую отчетность», – говорит он.

ПРОВЕРИТЬ КОМПАС

«В данный момент если что-то и может помешать бизнесу расти, то это нехватка средств, а не снижение прибыли. Падение рентабельности может стать проблемой лишь в долгосрочной перспективе, а в краткосрочной это никого не убивает в отличие от дефицита денег», – утверждает Тилстон. Выход – любыми способами поддерживать оптимальный объем средств в обороте и постоянно контролировать точность прогнозирования денежных потоков компании. А если говорить о каких-либо проектах, которые призваны обеспечить будущий рост, то их бюджеты должны прорабатываться предельно тщательно и неуклонно соблюдаться. Здесь не может быть права на ошибку.

Алан Лиман, глава Ассоциации управленческого консалтинга, считает, что один из парадоксов рецессии заключается в том, что она заставляет компании заново взглянуть на свои недавние слияния и поглощения, чтобы понять, какие еще выгоды из них можно извлечь. «За последние десять лет мы стали свидетелями большого количества слияний, так и не принесших ожидавшихся выгод. Так что сейчас самое время вернуться к этим сделкам и сделать то, что вы не успели, гоняясь за выгодными приобретениями», – говорит он.

По словам Лимана, все члены его ассоциации согласны, что времена, когда нужно было лишь выбрать из огромного количества прибыльных проектов сверхприбыльные, прошли, и они уже затянули пояса, готовясь к тяжелым временам. «Например, вы можете предпринять попытку повысить качество обслуживания своих клиентов. Мы скоро собираемся опубликовать отчет о производительности британских компаний, из которого будет видно, что в хорошие времена этот показатель успешного бизнеса теряет свой приоритет, отступая на второй план. Но в периоды экономического спада борьба разворачивается именно вокруг проблемы обеспечения максимально эффективного производства», – говорит он.

Вдобавок ко всему компании, которые планируют в перспективе расти, должны не забывать и о репутационных рисках. «Один из главных активов любого бизнеса в период спада экономики – его репутация на рынке. Все вокруг внимательно следят, как конкурентам удается сохранить ранее заявленные ценности в такое непростое время. Поэтому важно соблюсти баланс между поддержанием репутации и погоней за ускользающей прибылью», – предупреждает Лиман.

ПРЕИМУЩЕСТВА МАНЕВРЕННОСТИ

В условиях кризиса новое звучание приобретает аутсорсинг. Если в последнее время многие компании, стремясь делать деньги на всем и вся, отдавали предпочтение собственным подразделениям, то в условиях кризиса придется заново вспомнить об аутсорсинге. Крис Гибсон, заместитель директора по розничным банковским продуктам компании Navigant, говорит, что банкам, содержащим собственные службы розничной работы с клиентами, уже в ближайшее время предстоит пересмотреть свои взгляды на ведение хозяйства. «Сейчас надо сделать то, что вы всегда хотели, но до чего просто не доходили руки», – комментирует он. Гибсон считает, что в ближайшее время серьезным фактором станет аутсорсинг, особенно в банковском секторе.

«До настоящего времени операционные процессы и деятельность бэк-офисов в банках не были настолько стандартизированы, как, скажем, в компаниях реального сектора. Поэтому у последних всегда было намного больше возможностей для использования аутсорсинга. Но в ближайшее время ситуация изменится и в банках. В частности, речь идет об обслуживании ипотечных кредитов – эту работу в ближайшие годы банки все больше и больше будут отдавать на аутсорсинг». Сам аутсорсинг, по мнению Гибсона, является замечательным способом повышения эффективности работы для многих компаний во всех секторах. К тому же избавиться от услуг внешнего поставщика всегда намного проще, чем от собственного подразделения.

Конечно, возврат к основам и сама «возможность» поработать над своими слабыми сторонами, которую кризис дает компаниям, могут быть очень болезненными. Но ведь никто не хочет повторить путь, предположим, Lehman или Merrill Lynch.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль