Факторинг в первый раз. Руководство для тех, кого душит дебиторка

4342
Ошроев Мурат
главный консультант «Национальной факторинговой компании»
Зачем пытаться любой ценой вытрясти платеж из вашего контрагента, рискуя навсегда испортить с ним деловые отношения, или пугать будущих покупателей немыслимыми штрафами и пенями за просрочку платежа. Не хватает средств? Попробуйте отдать вашу дебиторку факторинговой компании. При всех своих недостатках этот инструмент может быть выгоден в кризисных ситуациях

В правилах международного факторинга (GRIF – General Rules of International Factoring) приводится следующее определение этой услуги: «Договор факторинга представляет собой контракт, в соответствии с которым поставщик передает или обязуется передать дебиторскую задолженность полностью или частично фактору в целях получения как минимум одной из следующих услуг – управление дебиторской задолженностью, коллекторские услуги по сбору дебиторской задолженности, защита от риска неплатежей дебиторов». В российском законодательстве понятие «договор факторинга» отсутствует и заменяется определением «договор финансирования под уступку денежного требования» (глава 43 ГК РФ).

Классифицируя факторинговые услуги, можно выделить четыре основных направления:
– инвойс-дискаунтинг – финансирование под уступку дебиторской задолженности без уведомления покупателей;
– факторинг без регресса, включающий в себя финансирование, управление дебиторской задолженностью, коллекторские процедуры и страхование риска неплатежа покупателя;
– факторинг с регрессом – финансирование и возможное управление дебиторской задолженностью;
– финансирование под уступку активов, предполагающее уступку не только дебиторской задолженности, но и прав на другие виды активов в качестве обеспечения.

Сама идея использования факторинга в условиях кризиса ликвидности довольно заманчива. Для многих компаний вполне возможно расстаться с некоторой суммой средств (комиссия фактору), чтобы получить деньги за поставленную продукцию уже сегодня, а не ждать платежа от покупателя, который скорее всего не уложится в установленный в контракте срок. Однако не все так просто.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Механизм факторинговой сделки несложен. Например, компания-поставщик отгружает товар покупателю, передает счет-фактуру и накладную фактору и получает до 90 процентов от стоимости отгруженной продукции. После реализации товара покупатель перечисляет всю сумму компании-фактору, которая выплачивает поставщику остаток стоимости товара за вычетом своего комиссионного сбора. Таким образом, покупатель получает товар с отсрочкой платежа, поставщик без промедления – свои деньги, которые может снова пустить в оборот.
Принципиальное условие факторинговых услуг – наличие или отсутствие регресса.

Первый вариант – факторинг с регрессом – это простейший продукт сопровождения торговых операций. Например, поставщик реализует продукцию с отсрочкой платежа, но ему критически необходимо получить деньги сразу после отгрузки товара, а покупатель не готов к предоплате. Продавец может обратиться в факторинговую компанию, которая профинансирует его поставки в адрес покупателя. Таким образом, поставщик реализует продукцию, ликвидирует кассовый разрыв и сохраняет покупателя. Стоит принять во внимание тот факт, что, если дебитор не вернет деньги по истечении срока отсрочки, компании-продавцу придется вернуть деньги фактору и разбираться с контрагентами самостоятельно.

В России сделки с условием регресса на рынке факторинговых услуг доминируют, в то время как за рубежом преобладает безрегрессный факторинг. Так, например, среди компаний, входящих в ассоциацию FCI (Factors Chain International), оборот по безрегрессному факторингу более чем в два раза превышает оборот по факторингу с регрессом. На российском же рынке порядка 90,3 процента факторинговых сделок заключено с регрессом, и только 9,7 процента без регресса.

При безрегрессном факторинге фактор полностью берет на себя риск неплатежа по уступленным денежным требованиям, поставщик может не беспокоиться о том, будут ли его требования вообще когда-нибудь оплачены. Фактор проверяет потенциальных покупателей, устанавливает для них лимиты отгрузки. В случае если покупатели не производят оплату по истечении срока отсрочки, фактор самостоятельно разбирается с неплательщиками. Деньги, полученные от факторинговой компании, в любом случае остаются у поставщика.

Мурат Ошроев, главный консультант «Национальной факторинговой компании», о работе с клиентами:
«Возможный способ ввести в заблуждение клиента – показать низкую стоимость факторинга. В реальности стоимость услуг будет возрастать с каждым днем просрочки со стороны дебиторов»

ЦЕНА РЕШЕНИЯ

Указать стоимость факторингового обслуживания практически невозможно. Все будет зависеть от ситуации с дебиторской задолженностью каждой конкретной компании и стоимости краткосрочных заемных средств. А также можно утверждать, что услуги факторинговых компаний в условиях кризиса будут дорожать. Если же говорить о факторах, влияющих на размер комиссии за факторинговое обслуживание, то к ним можно отнести объем продаж, структуру и качество дебиторской задолженности, а также сроки отсрочки, предоставляемой покупателям.

Суммарные выплаты факторинговой компании будут зависеть от того, какие услуги входят в приобретенный пакет, например комиссия за:
– обработку документов;
– финансирование;
– управление дебиторской задолженностью;
– покрытие кредитного риска.

Повлиять на стоимость факторинговых услуг можно тремя простыми способами:
– чем больше объем передаваемой на факторинговое обслуживание дебиторской задолженности, тем ниже стоимость услуг. Классический эффект объемной скидки;
– доля одного дебитора в объеме передаваемой дебиторской задолженности. Если дебиторская задолженность компании на 80 процентов состоит из долга одного покупателя, то для факторинговой компании это существенные риски, за которые она будет требовать дополнительную премию;
– максимальный лимит дебиторской задолженности для одного покупателя. Факторинговой компании значительно проще работать с однородной системой управления кредитными рисками, чем разбираться с каждым дебитором в отдельности. Если же компания передает неоднородные риски, это автоматически приводит к ощутимому увеличению стоимости факторинговых услуг.

Одна из причин недостаточного развития факторинговых услуг в России – недоверие со стороны клиентов компаний-факторов. Больше всего сомнений, как правило, вызывает неоправданно завышенный размер комиссии.

Первый возможный способ ввести в заблуждение будущего клиента – продемонстрировать низкую стоимость факторингового финансирования, которая покажется на первый взгляд крайне привлекательной. А в реальности стоимость услуг будет существенно возрастать вместе с каждым днем просрочки со стороны дебиторов. Избежать такой уловки можно, лишь подсчитав стоимость услуги, например на 10-й и на 90-й день просрочки, до заключения договора.

Второй возможный вариант – многофакторные модели таблиц тарифов, не позволяющие неподготовленному специалисту разобраться во взаимосвязи одного параметра с другим. Фактор может выдавать только итоговую стоимость своих услуг, весьма путано объясняя, как формируется цена внутри такой модели. Единственный вариант решения этой проблемы – добиваться четких ответов на поставленные вопросы: как формируется цена и каким образом можно на нее влиять.

Третий путь – зафиксировать различные проценты финансирования (размер авансов) по разным дебиторам. Например, чем менее регулярно покупатель выплачивал деньги в прошлом, тем ниже размер финансирования, хотя комиссионное вознаграждение будет выплачиваться со всей суммы поставки.

ВЕЧЕРОМ СТУЛЬЯ, УТРОМ ДЕНЬГИ…

Один из относительно новых факторинговых продуктов – предпоставочный факторинг. Наибольшее распространение его аналог, известный как Purchase Order Finance, получил в США.

Суть его заключается в том, что фактор финансирует заказы под уступку будущих денежных требований. В отличие от классического факторингового финансирования, где денежные средства выплачиваются под фактические поставки товаров, предпоставочный факторинг предполагает выплату денег до отгрузки товара, которая ожидается в будущем.

Схема реализации данной услуги предельно проста: производитель получает от покупателей заказы на поставку товаров в будущем и передает их факторинговой компании, получая взамен денежные средства. Необходимость в привлечении краткосрочных кредитов отпадает.

Таким образом, товар будет отгружен, например, через месяц, а деньги под будущие поставки на расчетный счет поступают через день после заключения договора с фактором.

p>

ФАКТОР ДИКТАТУРЫ

Практически все классические факторинговые продукты включают управление дебиторской задолженностью, тем активом, который получает фактор взамен на оказываемый комплекс услуг. Другими словами, контроль над состоянием дебиторской задолженности берет на себя факторинговая компания, освобождая финансового директора от лишней головной боли.

Фактор устанавливает лимиты для покупателей, проверяя платежеспособность каждого из них. Решение о величине лимита принимается на основании анализа определенного набора данных о покупателе, источником которого служит как информация, предоставляемая поставщиком, так и имеющаяся в распоряжении факторинговой компании. Установление лимитов факторинговой компанией – это понятный инструмент управления рисками.

Кроме того, фактор сопровождает клиента в процессе всего обслуживания: регулярно перепроверяет дебиторов и пересматривает лимиты. Как правило, срок автоматического пересмотра лимита составляет один год, по крупным лимитам, превышающим 150 тыс. долларов, – полгода. Такие сроки обусловлены необходимостью мониторинга финансового состояния дебитора и его позиций на рынке. Основанием для снижения кредитного лимита могут стать финансовые трудности дебитора, немотивированное ухудшение платежной дисциплины, внезапные отраслевые риски, вызванные, в частности, изменениями в законодательстве.

Кроме того, механизм факторинга может освободить поставщика от напоминаний дебиторам об оплате. Все эти функции берет на себя факторинговая компания.

Насколько это выгодно и соответствует интересам компании – вопрос. Дело в том, что у предприятия могут быть какие-либо доверительные, выходящие за рамки договора отношения с клиентами. Или же компания исповедует более рискованную политику кредитования, чем та, которую предлагает фактор.

КРЕДИТ ПО-ПРОСТОМУ

У факторинга есть свои плюсы по сравнению с классическим кредитом на пополнение оборотных средств, а именно:

– не требуется оформления большого количества документов, как при кредите. После того как заключен договор с фактором, финансирование производится при предоставлении накладной и счета-фактуры;
– деньги выплачиваются в день поставки товара и находятся в обороте у поставщика до тех пор, пока он осуществляет отгрузки;
– не требует залога, что значительно упрощает процедуру привлечения оборотных средств;
– денежные средства, которые привлекаются при факторинге, не зависят от долговой нагрузки предприятия и позволяют значительно увеличивать объем продаж.

К тому же использование факторинговых операций позволяет компаниям правильно перераспределить налоговую нагрузку. Налог на прибыль должен исчисляться «по реализации», то есть с момента фактической отгрузки товара. В то же время, если компания предоставляет отсрочки платежа своим покупателям, то средства за отгруженную продукцию поступают позже. Таким образом, на практике обязательства по уплате налога на прибыль возникают раньше, чем поступают средства от реализации. Факторинг позволяет избежать такой ситуации.

НАЛОГОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Экономическая обоснованность расходов по договору факторинга – предмет повышенного интереса со стороны налоговой инспекции. В особенности это касается рентабельности сделки, поскольку договор факторинга подразумевает продажу дебиторской задолженности со скидкой. Разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью первоначальной дебиторской задолженности признается убытком организации, который включается в состав внереализационных расходов в порядке, установленном статьей 279 НК РФ.

В том случае, если вознаграждение факторинговой компании превышает доход клиента от сделки, у налоговиков есть все основания доказать экономическую необоснованность договора. Как свидельствует арбитражная практика, суд нередко принимает сторону чиновников (постановление ФАС ВСО от 24 января 2007 г. № А10-439/05-Ф02-3106/06-С1). Не менее пристальное внимание налоговики уделяют и размерам вознаграждения фактора, которое должно быть сопоставимым с банковскими процентами.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль