Что скрывает от вас директор по производству

1853
Дормидонтова Снежана
корреспондент FD
Профессиональный финансовый директор обязан разбираться в особенностях бизнеса, и в том числе представлять в общих чертах производственный процесс. Но этого недостаточно, чтобы хоть как-то контролировать работу директора по производству. Поэтому тайн у этой должности предостаточно

Что может скрывать директор по производству, о чем следовало бы знать финансовому, да и генеральному директору? Финансисты уверены – нелицеприятных секретов у главного производственника нет. «Закупки и продажи – вот наиболее подверженные риску коррупции направления деятельности любой компании, и «секретов» немало у менеджеров по снабжению и реализации. Какие тайны могут быть у директора по производству?

Он управляет людьми, в его ведении материалы, переданные в цех, и выпуск готовой продукции, – говорит Натела Черкащенко, финансовый директор компании Ralf Ringer. – Конечно, он может вынести материалы, а в зависимости от того, что выпускает компания, даже и готовую продукцию. Но риск быть пойманным на мелком воровстве несопоставим с возможной выгодой. И я не верю, что трезвомыслящий человек, один из топ-менеджеров компании, отважится на подобное».

Но, как показывает практика, директор по производству далеко не всегда кристально чист перед компанией и законом.

1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОН МОЖЕТ ПРЕВРАЩАТЬ В ВЫГОДУ

Нормы расхода и брака, которые после главного технолога утверждает директор по производству, – прекрасный инструмент, способный обеспечить хорошую прибавку к официальному окладу.

«Наша компания выпускает достаточно сложную продукцию, качество которой в состоянии оценить только эксперты. Мы столкнулись с неприятной ситуацией – резким ростом брака, – рассказывает финансовый директор, пожелавший остаться неизвестным. – В итоге, когда количество бракованной продукции достигло немыслимых 20 процентов от объемов производства, были приглашены сторонние специалисты для диагностики проблемы.

Выяснилось, что в признанной бракованной продукции лишь половина с дефектами, а остальная удовлетворяет всем требованиям качества. Вся бракованная продукция по бросовым ценам продается двум-трем крупным компаниям-покупателям. Одна из них сумела материально заинтересовать директора по производству и менеджера по продажам».

В чем-то похожую историю из своего прошлого опыта рассказал и директор финансового управления «Росгосстрах-Жизнь» Тимур Махмутов. «Раньше я работал на Дальнем Востоке в рыбопромысловой компании, имеющей свой рыбопромысловый флот. Корабли не только добывали рыбу, но и перерабатывали ее на месте и отгружали нашим партнерам. Внезапно мы выяснили, что директор по производству и капитан корабля, сговорившись, отгружали якобы «лишнюю» готовую продукцию, изготовленную из неучтенного сырья, за наличные тому же транспортному судну, что забирало с корабля оговоренную продукцию.

Это лишнее они получали разными способами, в том числе применяя некорректные нормы расхода рыбы или добавляя в ящики больше льда, чем требовалось. Нужная масса таким образом набрана, а отследить, что рыбы в ящике меньше, при перегрузке нереально. За месяц излишков рыбы мошенники набрали до 60 тонн. Естественно, продавалась она не по рыночной цене, а в два раза дешевле. Но все равно это обеспечивало им неплохой доход».

2. ОН ЗНАЕТ, С КОГО И КАК МОЖНО ТРЕБОВАТЬ ОТКАТ

Директор по производству не занимается закупкой сырья и не продает готовую продукцию, но возможности для получения взяток тем не менее остаются. Самый распространенный случай – работы по модернизации производственных мощностей, поставка нового оборудования и т. д. Словом, все то, когда последнее слово при выборе конкретного поставщика или подрядчика остается за директором по производству.

Но возможны ситуации, когда главный производственник имеет все шансы получить взятку от поставщиков сырья. «Да, у них немного дороже, зато мы сможем выпускать более качественную продукцию на их сырье и рекламаций по качеству будем получать меньше. А если вы купите у других, я отказываюсь отвечать за качество».

Вряд ли менеджер по снабжению или генеральный директор, услышав подобные доводы, будут возражать. «Ситуация, когда директор по производству злоупотребляет своим положением благодаря своим профессиональным знаниям, действительно, возможна. Пресечь получение так называемых откатов довольно сложно. Выходом может быть либо вывод службы главного технолога в прямое подчинение генеральному директору, либо обращение к независимым инженерам-консультантам», – считает Роман Омельянчук, финансовый консультант компании «Шан-Дизайн».

Бывают и более экзотичные случаи подкупа директоров по производству. «Наша компания работает в области телекоммуникаций. Не так давно мы принимали участие в очередном тендере на поставку оборудования крупному российскому холдингу. Наше предложение основывалось на тех данных, которые предоставил директор по производству. Конкурс мы проиграли, так как наши условия поставки оказались худшими из всех. Когда стали разбираться в причинах, узнали, что конкуренты подкупили директора по производству», – рассказывал финансовый директор, пожелавший остаться неизвестным.

3. ОН НЕ ЗАДУМЫВАЕТСЯ О ЗАТРАТАХ И САМ НЕ БУДЕТ СОКРАЩАТЬ ИХ

Включать в систему расчета премиальных директора по производству какие-либо показатели, которые мотивировали бы его на снижение подконтрольных затрат, опасно. В погоне за сокращением издержек может пострадать качество. Но вместе с тем это приводит к тому, что главный производственник не слишком заботится об экономии.

«Любое производство – это немалые затраты на оплату труда и сырье. Если за ними не следить и не использовать четкие нормы, это может обернуться серьезными потерями для компании, – говорит Натела Черкащенко. – Высокие затраты на оплату труда сотрудников цехов, расход сырья и материалов? Совсем не обязательно речь идет о злом умысле директора по производству. Часто за мелкими заботами он не видит всю проблему в комплексе. У него сломался станок, не вышел на работу слесарь, завезли сырье не того качества – вот его головная боль. А то, что расход сырья вырос за последние несколько месяцев на 15 процентов, да еще и увеличилось количество брака, директор по производству может объяснять какими-то временными факторами и не воспринимать как серьезную проблему. Хотя для компании это рост затрат и упущенная выгода.

С подобным можно бороться четким исполнением утвержденных бюджетов и созданием иногда заведомо заниженных норм использования сырья, которые разрабатываются конструкторскими отделами и подчиняются директору по производству. В такой ситуации главный производственник будет просто вынужден думать о том, как уложиться в установленные рамки».

4. ОН ПРЕНЕБРЕГАЕТ БЕЗОПАСНОСТЬЮ РАДИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА

Нередко директор по производству игнорирует правила безопасности. И не важно, делает он это умышленно или нет. Итог такого пренеб-режительного отношения к инструкциям по пожарной безопасности, правилам выполнения ремонтных работ и другим всевозможным положениям, призванным обеспечить безопасность персонала, как правило, самый плачевный. Причем зачастую цена вопроса даже не колоссальные убытки для компании, а жизнь и здоровье людей.

Примером может служить взрыв в нефтегазосепараторе на заводе нефтяного и химического машиностроения «Зенит». По данным пресс-службы Генпрокуратуры, заместитель директора по производству и начальник цеха по сборке металлоконструкций в нарушение своих должностных обязанностей 8 февраля 2007 года допустили людей к работам в условиях повышенной опасности. А именно к выполнению технологических операций в закрытом металлическом сепараторе без постоянно действующей вентиляции, с использованием светильников, не изолированных от соприкосновения с воздухом и содержащих пары растворителей, при напряжении электросети, втрое превышающем допустимое.

Итог – воспламенение паров растворителя и взрыв. Пять рабочих получили тяжелые ожоги. Трое из них скончались. Состоявшийся суд, рассмотрев все обстоятельства уголовного дела, назначил начальнику цеха по сборке металлоконструкций год и десять месяцев колонии, заместителю директора по производству – год и четыре месяца без права в течение года после освобождения занимать руководящие должности.

5. ДИРЕКТОР ПО МАРКЕТИНГУ – ЕГО ГЛАВНЫЙ ВРАГ

«Зачем нам нужен люксовый вариант нашего продукта. Он изначально рассчитывался на средний класс. Ничего не хочу слышать об исследованиях маркетологов. Только и занимаются тем, что выдумывают какую-то ерунду». Вам доводилось слышать от директора по производству нечто подобное в ответ на предложение усовершенствовать существующую продукцию или наладить выпуск новой? Если нет, вам повезло.

«Дело даже не в том, что наш директор по производству – консерватор, который убежден, что лучшее – враг хорошего. Для него запуск новой или модернизированной продукции – серьезная проблема, – поделился своим мнением Сергей, финансовый директор мебельного холдинга. – Представьте, чтобы новая продукция пошла в серию, нужно скорректировать производственный план, план закупок сырья и материалов, провести переналадку оборудования и сделать необходимую оснастку, наконец, объяснить, как и что делать рабочим. И этим все не ограничивается.

Новая продукция – нередко это поиск новых поставщиков, повышенный коэффициент брака, снижение производительности труда. Для того чтобы все вошло в рабочий ритм, может понадобиться до трех-четырех месяцев. Разумеется, директор по производству будет изо всех сил сопротивляться этому».

И самое любопытное, что влиять на директора по производству крайне сложно. Спасает только грамотно выстроенная система мотивации, которая в идеале должна учитывать дополнительный бонус за запуск новой продукции. Кстати, увольнения главные производственники практически не боятся. Подыскать равноценную замену квалифицированному специалисту, который не только прекрасно разбирается в технологии, но и досконально знает все технологические особенности предприятия, практически невозможно.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль