Деньги на каждый день. Как управлять краткосрочной ликвидностью компании

1933
Филиппова Надежда
финансовый директор «ФИНЭКСПЕРТИЗА»
Как увязать бюджет движения денежных средств, платежный календарь и реестр платежейНужно ли финансовому директору согласовывать каждую платежкуЧем руководствоваться, определяя приоритетность платежей

С ситуацией, когда необходимо срочно оплатить жизненно важный счет, а средств у компании на текущий момент просто нет, сталкивался практически каждый финансовый директор. Предприятия работают в динамично меняющейся среде, и в этом нет ничего удивительного. Но чтобы свести риск возникновения подобных прецедентов к минимуму, потребуется выстроить эффективную процедуру планирования, контроля и согласования платежей. В идеале финансовый директор должен рассматривать и утверждать не каждую платежку, количество которых в крупных компаниях может достигать нескольких сотен в день, а реагировать лишь на отклонения от принятых планов. Самое распространенное и оптимальное для большинства компаний решение по управлению ликвидностью представлено на схеме. Остановимся подробнее на ее ключевых составляющих.

ТРИ КЛЮЧЕВЫХ ПЛАНА

Повседневное управление денежными потоками должно начинаться с формирования годового бюджета движения денежных средств (БДДС) с разбивкой по месяцам. Традиционно денежные потоки (статьи БДДС) группируются по видам деятельности: операционная, инвестиционная и финансовая. Причем в каждой группе поступления и выбытия делятся по видам. Единственное исключение из этого правила – выбытия от операционной деятельности, которые в бюджете должны быть представлены по статьям затрат (расходы на закупку товаров и материалов, расходы на персонал и т. д.). Универсальной структуры бюджета движения денежных средств не бывает, многое будет зависеть от специфики бизнеса.

Стоит отметить, что БДДС, составленный косвенным методом, для целей оперативного управления вряд ли будет полезен. Этот инструмент больше подходит для анализа эффективности разрабатываемых на год планов, балансировки рентабельности и ликвидности компании, но не более.

Сформированный бюджет движения денежных средств будет основой для построения платежного календаря, который представляет собой уточненный и детализированный график платежей в разрезе конкретных сумм, контрагентов и статей. Как правило, платежный календарь составляется на месяц с разбивкой по дням и ежедекадно (еженедельно) корректируется. А для ежедневного контроля за расходованием и поступлением денег должен быть разработан реестр ежедневных платежей.

ЧТО БУДЕТ ЗАВТРА

Как показывает практика, самое сложное – правильно организовать работу по планированию движения денежных средств не на год вперед, как это могло бы показаться, а на следующий день. Укрупненно можно выделить три основных шага.

Шаг 1. Сбор заявок на оплату от подразделений (ЦФО). При формировании заявок на оплату можно рекомендовать пользоваться стандартной классификацией по статьям расходов и доходов, соответствующим статьям БДДС. Заявки на оплату могут поступать от любого должностного лица, но при этом должны собираться у руководителя ЦФО (подразделения), визироваться им и передаваться в казначейство (финансовый отдел).

Не лишним будет позаботиться о типовой форме заявки на платеж. Как минимум она должна содержать следующие поля для заполнения инициатором платежа:
− подразделение (ЦФО), в котором составлена заявка;
− наименование бюджета (для инвестиционных проектов, например, во многих компаниях используются отдельные бюджеты);
− статья бюджета, наименование которой соответствует одной из статей БДДС;
− контрагент;
− номер счета;
сумма;
− дата составления;
− визы руководителя ЦФО и инициатора платежа.

Шаг 2. Согласование заявок в казначействе компании (финансовом отделе) и проверка соответствия требуемых выплат бюджетным статьям и срокам. Также на этом шаге необходимо выполнить следующие процедуры:
− контроль остатков по счетам на начало и конец дня;
− анализ возможности осуществления всех заявленных платежей без риска возникновения кассовых разрывов;
− ранжирование и анализ приоритетности платежей;
− перенос платежей второго порядка на другие дни в случае нехватки средств.

Шаг 3. Утверждение сформированного реестра руководителем казначейства или финансовым директором и передача его к исполнению.

ЭФФЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ

КАК ПЛАНИРОВАТЬ ПОСТУПЛЕНИЯ СРЕДСТВ, ЕСЛИ ПРОДУКЦИЯ ОТГРУЖАЕТСЯ С ОТСРОЧКОЙ ПЛАТЕЖА?

Спланировать поступление средств от дебиторов можно, используя коэффициенты инкассации. Рассчитываются коэффициенты инкассации на основании статистики погашения дебиторской задолженности в предшествующие месяцы. Например, проанализировав динамику исполнения платежных обязательств контрагентами, компания выяснила, что 50 процентов дебиторской задолженности «закрывается» в том же месяце, когда была отгружена продукция, 30 процентов – в следующем месяце, а оставшиеся 20 процентов – через два месяца. Используя эти данные, несложно спланировать сроки и объемы поступления средств от продаж на будущее при условии, что принципы работы с покупателями не изменились.

НЕПРЕЛОЖНЫЕ ПРАВИЛА

В дополнение к описанным процедурам можно порекомендовать несколько простых принципов, которым нужно следовать, чтобы работа по планированию ежедневных денежных потоков была максимально эффективна.

Во-первых, четко зафиксируйте время предоставления заявок подразделениями, например до трех часов дня. В этом случае у казначейства будет достаточно времени, чтобы составить реестр платежей и утвердить его у финансового директора. А на следующий день бухгалтерия исполнит авторизованные заявки.

Во-вторых, откажитесь от практики ежедневных совещаний, на которых генеральный директор, финансовый директор и руководитель казначейства обсуждают составленный реестр платежей. Согласование вполне можно проводить, разослав всем этот документ по электронной почте.

В-третьих, приучите инициаторов правильно заполнять заявки, а ответственность за достоверность содержащихся в них данных возложите на руководителей подразделений, издав приказ по предприятию. Не лишним будет разработать регламенты заполнения заявок и классификаторы статей. Если регламенты не выполняются, то в качестве превентивной меры можно попридержать оплату по неправильно составленным заявкам (при условии, что речь идет о платеже второго порядка).

В заключение стоит сказать, что для больших предприятий реализовать схемы ежедневного планирования лучше сразу в информационной системе, в противном случае даже при самых отточенных бизнес-процессах и процедурах огромного объема работы и ошибок, связанных с человеческим фактором, не избежать.

ПО КАКИМ СЧЕТАМ ПЛАТИТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ

Для большинства компаний характерна ситуация, когда общая сумма поступивших на оплату заявок превышает объем доступных средств на текущий момент. Вопрос, по каким счетам платить сейчас, а какие платежи отложить, должен решаться не при возникновении кризисной ситуации, а заранее, на этапе разработки процедур исполнения бюджета. Для этого все выплаты, запланированные в бюджете, нужно поделить на группы по степени их важности. Как правило, выделяют 2–3 категории, но в зависимости от специфики компании их может быть и больше.

Приоритет первого порядка. К этой группе относят платежи, которые осуществляются в полном объеме в установленные сроки, а именно:
− налоговые платежи;
− заработная плата персонала;
− выплаты, прямо влияющие на бесперебойное ведение бизнеса;
− погашение кредитных обязательств перед основными поставщиками (электроэнергия, сырье, материалы);
− погашение кредитов, полученных в банке;
− другие платежи (лизинговые платежи, выплаты по реструктуризированной задолженности, выплаты дивидендов и т. д.).

Приоритет второго порядка. Все те выплаты, которые могут быть перенесены на более поздний срок без существенного ущерба для компании. Как правило, речь идет о премиях, платежах прочим дебиторам, оплате закупок по неосновной деятельности.

Если выручка поступает в полном объеме, то платежи второго порядка осуществляются полностью, если нет, то их объем пропорционально сокращается, а оставшаяся часть переносится на более поздний период.

СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ

 

Деньги на каждый день. Как управлять краткосрочной ликвидностью компании

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль