Агенты влияния

797
При выборе решения для КИС российские компании не отличаются оригинальностью

Приверженность предприятий одной отрасли к определенному IT-решению на первый взгляд вырастает из случайностей. Развитие рынка информационных технологий в России зачастую шло по шаблону. Например, в отрасли есть несколько ведущих предприятий, которым по тем или иным причинам требуется автоматизировать бизнес. Кто-то из них решается и выбирает систему, сочетающую максимум необходимых возможностей. Компания проходит через внедрение, а ее консультант тем временем делает и исправляет ошибки, накапливает опыт.

Многие доработки фиксируются в решении. В результате системный интегратор по окончании проекта предлагает рынку свой опыт и готовую отраслевую версию. Следующим за первопроходцем предприятиям выгоднее покупать апробированную систему. Конечно, у них будут свои нюансы, требующие новых доработок. Но таких дополнительных дорогостоящих изменений потребуется меньше. Не говоря уже о длительности работ, которая серьезно увеличивается, если проходить этот путь с другим программным продуктом.

Это описание стандартного пути автоматизации той или иной отрасли. Конечно, рано или поздно в каждую отрасль попадают все разработчики. Однако клише, связанное с тем самым основным потоком, остается.

В России, как и в прочих странах, решения разделяются на два класса. Первый, мощный и престижный, но дорогостоящий поток составляют зарубежные разработки — SAP и Oracle для крупных (обычно на несколько тысяч пользователей), Microsoft для средних компаний (0,1–1,5 тыс. рабочих мест). Некоторые зарубежные решения, может, и не на слуху, но также довольно известны — BAAN, Epicor, IFS Applications.

Ко второму классу принадлежат отечественные решения. Это прочно утвердившиеся «1С», «Парус», «Монолит», «Компас», «Галактика». Их ниша — средний и малый бизнес, количество пользователей обычно не превышает 500 человек. Российские решения встречаются и на наукоемких производствах, и в пищевой отрасли, и в машиностроении, и в сфере услуг. Например, с «Компасом» работают Красноармейское ВНИИМ, «Кемеровохлеб», Морской завод «Алмаз», трамвайно-троллейбусный парк Санкт-Петербурга (ГУП «Горэлектротранс»), банк «Кредит Свисс». У зарубежных разработок, особенно у мощных продуктов, напротив, явно прослеживается отраслевая приверженность.

Мегасделка

Российские телекоммуникационные операторы предпочитают Oracle. Особенно любит продукцию от корпорации Ларри Эллисона монополист в области фиксированной связи «Связьинвест». Госкомпания в 2003 году заключила рекордный контракт на внедрение, сумму которого превзойти в России никому до сих пор не удалось. Ведь только за лицензии без учета стоимости внедрения «Связьинвест» заплатил $153 млн.

Среди пользователей Oracle e-Business Suite два сотовых оператора из «большой тройки» — МТС и «Вымпелком». Интересно, что «Мегафон» предпочел внедрить систему SAP R/3. Так получилось — немецкое решение выбрал еще в 2000 году «Северо-Западный GSM», из которого впоследствии вырос «Мегафон».

При этом крупные зарубежные компании предпочитают SAP — Deutsche Telekom, France Telecom, Cable & Wireless, Mannesmann, SwissCom, Telecom Italia или Telefonica. Причина проста — они используют SAP с того времени, когда система Oracle еще не появилась на свет.

Примеру международных гигантов последовала Московская городская телефонная сеть, с 2004 года развернувшая глобальный проект по переходу с «Галактики» на SAP. По словам заместителя гендиректора МГТС и начальника управления экономики и финансов Ирины Матвеевой, причиной такого выбора стало лидерство немецкой компании на мировом и российском рынках. По данным исследовательского агентства IDC, в 2005 году объем продаж SAP составил 39,7% при общем объеме российского рынка в $236 млн.

Стадный инстинкт

Вторым оплотом Oracle в России является химическая промышленность. Отличительная черта отрасли — непрерывное производство. Решающее значение имеет способность системы поддерживать уникальные функции, необходимые для тех изделий, компоненты и характеристики которых изменяются при смешивании, нагреве, кипячении, выщелачивании и прочих химических процессах. Требуется постоянный контроль соблюдения рецептуры, формул и условий производства. Под Oracle работают «Еврохим», «Уралкалий», «Галоген», «Фосагро». По словам Веры Чуриной, и. о. заместителя генерального директора — директора по финансам и экономике компании «Метафракс», ее предприятие выбрало Oracle именно из-за наличия соответствующих возможностей, подтвержденных отраслевым опытом.

Дополнительную поддержку Oracle в отрасли дают топ-менеджеры, переходящие с одного предприятия на другое. Например, участники рынка шутливо называют «агентом влияния» американской корпорации Артура Маркаряна. Так, внедрение Oracle e-Business Suite на «Уралкалии» началось, когда он был директором по экономике и финансам этого предприятия. Затем Артур Маркарян перешел на аналогичную позицию в «Еврохим» — теперь догадайтесь, какую систему выбрал его новый работодатель?

Как и в случае с телекоммуникационной отраслью, исключение есть и в химпроме. Против течения пошел «Казаньоргсинтез», приступивший в 1999 году к внедрению SAP R/3. Основной причиной выбора, как и в МГТС, по-видимому, послужила репутация SAP, в том числе в глазах потенциальных инвесторов. По словам первого заместителя генерального директора «Казаньоргсинтеза» Владимира Кудряшова, предприятие поставило себе цель «стать компанией международного уровня, которая по рыночной стоимости и основным финансово-экономическим показателям будет соответствовать ведущим нефтехимическим предприятиям мира».

Кстати, относительно близкие к химической отрасли компании нефтегазовой промышленности практически поголовно работают либо в российских «Галактике» и «Парусе», либо выбирают SAP. Так, внедрение SAP идет в национальном достоянии «Газпроме» — при относительно несложных производственных процессах количество пользователей превысит 10 тыс. Солидарна с «Газпромом» ТНК-ВР. Правда, в SAP работает только головная компания российско-британского СП. Многочисленные «дочки» в большинстве своем до сих пор пользуются российским «Парусом».

Автоматизация в розницу

Торговые сети любят Microsoft Axapta и Navision (с 2006 года — Microsoft Dynamics AX и Dynamics NAV). С этими решениями работает большинство известных брэндов независимо от специализации. Среди клиентов корпорации Билла Гейтса группа компаний «Виктория» (продукты питания), «Белый Ветер — Цифровой» (цифровая техника), «Ригла» (аптечная сеть), «Бауцентр» (товары для дома), «Карло Пазолини» (обувная сеть).

«В 2003 году мы решили создать единую ERP-систему вместо разрозненных продуктов. И рассматривали системы разной стоимости и функциональности, в том числе Oracle e-Business Suite, Microsoft Axapta, SyteLine и «Парус», J.D. Edwards, «Галактика», — рассказывает Евгений Кравцов, руководитель информационно-аналитического отдела мебельной компании «Феликс» (3 фабрики и более 50 магазинов). — В результате выбрали Microsoft Axapta. Этот продукт в большей степени соответствовал нашим требованиям в сфере торговых операций и на производстве».

В ERP-системе «Феликса» будет работать более 300 пользователей. Автоматизация осуществляется поэтапно. Сейчас внедряется торговый контур, который позволит сократить время на оформление заказа, комп-лектование мебели, ее отгрузку. Причина популярности решений Microsoft — их относительная дешевизна. Так, общие затраты «Феликса» на покупку лицензий и внедрение превысили $1 млн. Приобретение Oracle или SAP обошлось бы в несколько раз дороже. А цена имеет большое значение для ритейлеров с их, как правило, низкомаржинальным бизнесом.

Однако есть и исключения. «Евросеть» предпочла SAP myBusiness Suite, аптечная сеть «36,6» — Oracle Retek. С одной стороны, интенсивно растущая торговля, региональная экспансия сопровождаются лавинообразным ростом количества транзакций. В такой ситуации крайне важно иметь масштабируемое решение с большим запасом мощности. Если отрешиться от вопроса сочетания ERP с системой управления базами данных, то в самой благоприятной ситуа-ции Microsoft обеспечивает нормальную работу компании, проводящей не более 10 тыс. транзакций в час. Производительность SAP и Oracle гораздо выше — для них не критичны и 50 тыс. операций в час. C другой стороны — «Евросеть» заявляла о планах IPO, акции аптечной сети «36,6» торгуются на РТС и ММВБ. Мощные продукты пользуются особым доверием у инвесторов.

У красивых и здоровенных

Для военно-промышленного комплекса России неявным стандартом выступает система BAAN, рекомендованная национальным предприятиям Минобороны в 2002 году. Не последнюю роль при выдаче такой рекомендации, естественно сопровождающейся сертификацией, играет мировой опыт использования BAAN. Клиенты решения — 60–70 компаний из 100 крупнейших мировых поставщиков вооружений.

В системе реализовано тесное взаимодействие управленческой среды с высокотехнологичным производством, параллельно автоматизировано направление сложнейшей технической поддержки. Это сочетание позволяет жестко увязать цену продукции с тактико-техническими характеристиками и последующим сервисом. Лишь несколько примеров внедрения этой системы в России: завод им. Дягтерева (стрелковое оружие), НПК «Иркут» (самолетостроение), КНААПО (авиазавод), Балтийский завод (кораблестроение).

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль