Бизнес в цене

2749
Соболев
Автор: Соболев
финансовый директор «Северсталь-авто»
Управление на основе стоимости как это делает «Северсталь-авто»

Суть стоимостного подхода заключается в том, что капитализация является центром оперативного и стратегического управления. Стоимостной подход важен до IPO - в ходе размещения компания стоит ровно столько, во сколько инвесторы оценивают историю создания ее стоимости. Но обеспечение роста показателей в прошлом — важно, но далеко не самое главное. У компании должна оставаться возможность для роста за счет активов, которыми она обладает в настоящем.

Дальнейший рост капитализации возможен только в том случае, если компания соответствует ожиданиям рынка по созданию стоимости. Есть несколько примеров из практики, когда стоимость компании существенно снижалась в силу того, что ее менеджмент не был способен довести показатели до обещанного инвесторам уровня.

В основе стоимостного управления компанией лежат пять последовательных принципов. Первый - должны быть четкие целевые ориентиры создания стоимости на уровне компании. У менеджмента должно быть четкое представление о том, сколько компания должна стоить через несколько лет. Второй - планирование в компании должно идти через призму создания стоимости.

Стратегические инвестиции должны не только соответствовать росту стоимости компании, но и оптимизировать существующую структуру бизнеса, повышать его эффективность. Третий — реструктуризация, вплоть до жестких мер — продажи или закрытия неэффективных подразделений. Четвертый принцип - помимо общего представления о будущей стоимости компании должны быть установлены показатели для определения эффективности работы менеджмента. Пятый и не менее важный — необходимо наладить информационный обмен с инвесторами через призму создания стоимости. И перед подачей тех или иных новостей оценивать их влияние на потенциальное увеличение капитализации.

Управление стоимостью компании начинается с оценки. Основные методы, по которым инвесторы оценивают бизнес, — мультипликаторов и дисконтирования денежных потоков. Преимущество первого — простота и скорость оценки. Вместе с тем метод мультипликаторов имеет большое количество недостатков. Главный из них — нехватка данных по сопоставимым компаниям. Метод дисконтированных денежных потоков наиболее полно и точно отражает стоимость компании в долгосрочной перспективе. Но он не всегда применим, поскольку денежные потоки могут определяться неравномерными инвестициями в основные средства и оборотный капитал.

Поэтому «Северсталь-авто» использует метод экономической прибыли — один из наиболее эффективных методов декомпозиции стоимости компании на оперативном уровне. В соответствии с ним стоимость компании равна величине инвестированного капитала в начале периода плюс приведенная стоимость экономической прибыли в будущем. Это удобный показатель для оценки создания стоимости в определенный период времени — иначе говоря, для установления краткосрочных целей менеджменту. Экономическая прибыль объединяет в себе ключевые факторы стоимости: рост компании и рентабельность инвестированного капитала.

Кроме того, это понятный денежный показатель, который можно декомпозировать на уровень менеджмента. Мы используем самый простой метод — построение древа рентабельности инвестируемого капитала. Повышать экономическую стоимость можно по двум направлениям — повышая рентабельность и параллельно улучшая использование и оборачиваемость существующего капитала.

Дальше декомпозируем эти показатели по центрам ответственности. Получаются финансовые показатели, за которые отвечают конкретные директора. Директор по закупкам — за непревышение некоего целевого индекса цен на закупаемую продукцию и снижение стоимости за счет альтернативных поставщиков, в том числе локализации. Исполнительные директора заводов — за трудоемкость. Так, за последние четыре года трудоемкость в эквиваленте по автомобилям была снижена на 26%.

А в целом рентабельность инвестированного капитала в компании выросла более чем в четыре раза. Важно понимать, что каждый из наших результатов должен рассматриваться в контексте ряда качественных показателей с целью сохранения сбалансированности долгосрочных и краткосрочных целей компании. Например, рост маржинального дохода в абсолютном и процентном выражениях должен компенсироваться таким качественным показателем, как доля рынка в целевых сегментах.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль