Бизнес в цене

2739
Соболев
Автор: Соболев
финансовый директор «Северсталь-авто»
Управление на основе стоимости как это делает «Северсталь-авто»

Суть стоимостного подхода заключается в том, что капитализация является центром оперативного и стратегического управления. Стоимостной подход важен до IPO - в ходе размещения компания стоит ровно столько, во сколько инвесторы оценивают историю создания ее стоимости. Но обеспечение роста показателей в прошлом — важно, но далеко не самое главное. У компании должна оставаться возможность для роста за счет активов, которыми она обладает в настоящем.

Дальнейший рост капитализации возможен только в том случае, если компания соответствует ожиданиям рынка по созданию стоимости. Есть несколько примеров из практики, когда стоимость компании существенно снижалась в силу того, что ее менеджмент не был способен довести показатели до обещанного инвесторам уровня.

В основе стоимостного управления компанией лежат пять последовательных принципов. Первый - должны быть четкие целевые ориентиры создания стоимости на уровне компании. У менеджмента должно быть четкое представление о том, сколько компания должна стоить через несколько лет. Второй - планирование в компании должно идти через призму создания стоимости.

Стратегические инвестиции должны не только соответствовать росту стоимости компании, но и оптимизировать существующую структуру бизнеса, повышать его эффективность. Третий — реструктуризация, вплоть до жестких мер — продажи или закрытия неэффективных подразделений. Четвертый принцип - помимо общего представления о будущей стоимости компании должны быть установлены показатели для определения эффективности работы менеджмента. Пятый и не менее важный — необходимо наладить информационный обмен с инвесторами через призму создания стоимости. И перед подачей тех или иных новостей оценивать их влияние на потенциальное увеличение капитализации.

Управление стоимостью компании начинается с оценки. Основные методы, по которым инвесторы оценивают бизнес, — мультипликаторов и дисконтирования денежных потоков. Преимущество первого — простота и скорость оценки. Вместе с тем метод мультипликаторов имеет большое количество недостатков. Главный из них — нехватка данных по сопоставимым компаниям. Метод дисконтированных денежных потоков наиболее полно и точно отражает стоимость компании в долгосрочной перспективе. Но он не всегда применим, поскольку денежные потоки могут определяться неравномерными инвестициями в основные средства и оборотный капитал.

Поэтому «Северсталь-авто» использует метод экономической прибыли — один из наиболее эффективных методов декомпозиции стоимости компании на оперативном уровне. В соответствии с ним стоимость компании равна величине инвестированного капитала в начале периода плюс приведенная стоимость экономической прибыли в будущем. Это удобный показатель для оценки создания стоимости в определенный период времени — иначе говоря, для установления краткосрочных целей менеджменту. Экономическая прибыль объединяет в себе ключевые факторы стоимости: рост компании и рентабельность инвестированного капитала.

Кроме того, это понятный денежный показатель, который можно декомпозировать на уровень менеджмента. Мы используем самый простой метод — построение древа рентабельности инвестируемого капитала. Повышать экономическую стоимость можно по двум направлениям — повышая рентабельность и параллельно улучшая использование и оборачиваемость существующего капитала.

Дальше декомпозируем эти показатели по центрам ответственности. Получаются финансовые показатели, за которые отвечают конкретные директора. Директор по закупкам — за непревышение некоего целевого индекса цен на закупаемую продукцию и снижение стоимости за счет альтернативных поставщиков, в том числе локализации. Исполнительные директора заводов — за трудоемкость. Так, за последние четыре года трудоемкость в эквиваленте по автомобилям была снижена на 26%.

А в целом рентабельность инвестированного капитала в компании выросла более чем в четыре раза. Важно понимать, что каждый из наших результатов должен рассматриваться в контексте ряда качественных показателей с целью сохранения сбалансированности долгосрочных и краткосрочных целей компании. Например, рост маржинального дохода в абсолютном и процентном выражениях должен компенсироваться таким качественным показателем, как доля рынка в целевых сегментах.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль