Прозрачный бизнес в цене

920
Атавова Альбина
корреспондент FD
По-настоящему открытых компаний в России единицы, но вскоре их число значительно возрастет

В России наблюдается бум IPO. Размещение акций на бирже предполагает максимальную прозрачность деятельности компании как в финансовом, так и в управленческом плане. Но на увеличение открытости работают не только IPO. «Современные стандарты раскрытия информации задаются рыночными стимулами, а не всего лишь требованиями листинга.

Об этом свидетельствует рост информационной прозрачности компаний, которые не сталкиваются с необходимостью выполнять строгие регуляторные требования. Среди положительных тенденций я бы отметил увеличение числа компаний с показателем прозрачности, превышающим 50%», – говорит Олег Швырков, ведущий аналитик службы рейтингов корпоративного управления Standard & Poor’s.

За 2006 год капитализация российского фондового рынка увеличилась почти вдвое и превысила $1 трлн. Но большую часть этой суммы формируют компании вроде «Газпрома». Остальные же недооценены и основной причиной этого эксперты называют непрозрачность и неправильную организацию корпоративного управления.

«Основная проблема большинства российских предприятий в сфере привлечения инвестиций заключается в их непрозрачности, – уверен Константин Джимбинов, партнер консалтинговой компании «РБ партнеры». – Закрытость, отсутствие кредитной истории, неясность структуры собственности – факторы, не позволяющие адекватно оценивать инвестиционные риски».

Российские компании осознают объективные выгоды прозрачного бизнеса: увеличение возможностей по привлечению инвестиций и продаже бизнеса, улучшение репутации, повышение управляемости. Открытым структурам дешевле обходится заемное финансирование, вследствие снижения издержек бизнес становится более эластичным и устойчивым.

«С такой точки зрения даже налоги платить выгодно, – говорит Константин Джимбинов. – В прозрачной компании каждый рубль чистой прибыли дает прибавку в 15–18 рублей к ее капитализации. «Темные» же лошадки никого не интересуют. А иностранные инвесторы рвутся вкладывать в российские предприятия. Осталось только взять у них эти деньги».

Но немногие готовы пожертвовать «мутной» структурой ради призрачных выгод. В глазах собственника все выгоды прозрачности не перевешивают проблем. Наибольшие опасения вызывают уязвимость прозрачной компании для чиновничьего произвола и недружественных действий со стороны конкурентов. Вопросы у отечественных предприятий вызывает возможность предъявления исков со стороны миноритарных акционеров. Они заинтересованы в максимальной открытости компании.

Прозрачность добавляет миноритариям лояльности. В то же время, если акционер увидит ущемление своих прав, он может подать в суд на руководство компании и оспорить его решения. «Открытость компании должна иметь свои рамки, – уверена Евгения Акимычива, финансовый директор компании «Бухконсалт». – Вовсе не обязательно показывать себя всему рынку, компании достаточно раскрыть карты только перед инвестором».

Построение открытой и понятной для инвесторов компании включает в себя следующие этапы:
– структурирование и консолидация бизнеса;
– построение системы регулярной управленческой отчетности и подготовка к аудиту по международным стандартам финансовой отчетности;
– создание эффективной системы корпоративного управления;
– формулирование стратегии и разработка детального бизнес-плана;
– внедрение систем риск-менеджмента, внутреннего контроля и бюджетирования.

РЕЙТИНГ ПРОЗРАЧНОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

Компания Место в рейтинге в 2006 г. Место в рейтинге в 2005 г. Место в рейтинге в 2004 г.
МТС 1 1 3
Мечел 2 3 42
Golden Telecom 3 5 17
Ростелеком 4 2 1
Вимм-Билль-Данн 5 4 2
Волгателеком 6 11 12
Вымпелком 7 5 4
Северо-Западный телеком 8 7 8
АФК Система 9 22
ЮТК 10 10 16
НЛМК 11
Роснефть 12
Комстар-ОТС 13
Газпром 14 16 11
Полюс Золото 15
Лукойл 16 9 6
Норильский никель 17 18 7
Кузбассэнерго 18 33 34
Центртелеком 19 13 10
Сибирьтелеком 20 14 18

Источник: Standard & Poor’s

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль