Прозрачный бизнес в цене

924
Атавова Альбина
корреспондент FD
По-настоящему открытых компаний в России единицы, но вскоре их число значительно возрастет

В России наблюдается бум IPO. Размещение акций на бирже предполагает максимальную прозрачность деятельности компании как в финансовом, так и в управленческом плане. Но на увеличение открытости работают не только IPO. «Современные стандарты раскрытия информации задаются рыночными стимулами, а не всего лишь требованиями листинга.

Об этом свидетельствует рост информационной прозрачности компаний, которые не сталкиваются с необходимостью выполнять строгие регуляторные требования. Среди положительных тенденций я бы отметил увеличение числа компаний с показателем прозрачности, превышающим 50%», – говорит Олег Швырков, ведущий аналитик службы рейтингов корпоративного управления Standard & Poor’s.

За 2006 год капитализация российского фондового рынка увеличилась почти вдвое и превысила $1 трлн. Но большую часть этой суммы формируют компании вроде «Газпрома». Остальные же недооценены и основной причиной этого эксперты называют непрозрачность и неправильную организацию корпоративного управления.

«Основная проблема большинства российских предприятий в сфере привлечения инвестиций заключается в их непрозрачности, – уверен Константин Джимбинов, партнер консалтинговой компании «РБ партнеры». – Закрытость, отсутствие кредитной истории, неясность структуры собственности – факторы, не позволяющие адекватно оценивать инвестиционные риски».

Российские компании осознают объективные выгоды прозрачного бизнеса: увеличение возможностей по привлечению инвестиций и продаже бизнеса, улучшение репутации, повышение управляемости. Открытым структурам дешевле обходится заемное финансирование, вследствие снижения издержек бизнес становится более эластичным и устойчивым.

«С такой точки зрения даже налоги платить выгодно, – говорит Константин Джимбинов. – В прозрачной компании каждый рубль чистой прибыли дает прибавку в 15–18 рублей к ее капитализации. «Темные» же лошадки никого не интересуют. А иностранные инвесторы рвутся вкладывать в российские предприятия. Осталось только взять у них эти деньги».

Но немногие готовы пожертвовать «мутной» структурой ради призрачных выгод. В глазах собственника все выгоды прозрачности не перевешивают проблем. Наибольшие опасения вызывают уязвимость прозрачной компании для чиновничьего произвола и недружественных действий со стороны конкурентов. Вопросы у отечественных предприятий вызывает возможность предъявления исков со стороны миноритарных акционеров. Они заинтересованы в максимальной открытости компании.

Прозрачность добавляет миноритариям лояльности. В то же время, если акционер увидит ущемление своих прав, он может подать в суд на руководство компании и оспорить его решения. «Открытость компании должна иметь свои рамки, – уверена Евгения Акимычива, финансовый директор компании «Бухконсалт». – Вовсе не обязательно показывать себя всему рынку, компании достаточно раскрыть карты только перед инвестором».

Построение открытой и понятной для инвесторов компании включает в себя следующие этапы:
– структурирование и консолидация бизнеса;
– построение системы регулярной управленческой отчетности и подготовка к аудиту по международным стандартам финансовой отчетности;
– создание эффективной системы корпоративного управления;
– формулирование стратегии и разработка детального бизнес-плана;
– внедрение систем риск-менеджмента, внутреннего контроля и бюджетирования.

РЕЙТИНГ ПРОЗРАЧНОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

Компания Место в рейтинге в 2006 г. Место в рейтинге в 2005 г. Место в рейтинге в 2004 г.
МТС 1 1 3
Мечел 2 3 42
Golden Telecom 3 5 17
Ростелеком 4 2 1
Вимм-Билль-Данн 5 4 2
Волгателеком 6 11 12
Вымпелком 7 5 4
Северо-Западный телеком 8 7 8
АФК Система 9 22
ЮТК 10 10 16
НЛМК 11
Роснефть 12
Комстар-ОТС 13
Газпром 14 16 11
Полюс Золото 15
Лукойл 16 9 6
Норильский никель 17 18 7
Кузбассэнерго 18 33 34
Центртелеком 19 13 10
Сибирьтелеком 20 14 18

Источник: Standard & Poor’s

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль