Бизнес на анализ

831
Аналитические возможности BPM-систем манят российских топ-менеджеров

Скорость принятия бизнес-решений становится определяющим фактором для успеха. Потому все более востребованными становятся методики управления по ключевым показателям эффективности, по «узким местам», функционально-стоимостный менеджмент. Автоматизация в таком случае подразумевается — вручную управлять бизнесом по ним гораздо сложнее. В ответ на требование времени и в развитие BI-систем (Business Intelligence, или бизнес-анализ) появился класс BPM-решений (Business Performance Management, или управление эффективностью бизнеса), объединяющий все три подхода.

В России первой компанией, внедрившей BPM, стал в 2005 году «Вимм-Билль-Данн». С тех пор пользователями BPM стали «Норильский никель», страховая компания «Росно», АХК «Сухой», «Эльдорадо», «Мегафон». По данным Intersoft Lab, в России на конец 2006 года было реализовано около 500 проектов внедрений полнофункциональных BPM-систем и схожих по назначению отдельных программных продуктов. «Это капля в море потенциальных потребителей управленческих систем в России, — оценивает рынок Валерий Чаусов, генеральный директор Intersoft Lab. — Например, на 45 тыс. предприятий машиностроения, составляющих ядро промышленности, насчитывается только 30 внедрений BPM-решений».

Спасение от форс-мажора

Порой топ-менеджменту приходится быстро принимать решения, основываясь лишь на обрывочных фактах и собственной интуиции. При таких внешних условиях выживает компания, непрерывно анализирующая свое положение на рынке, способная сместить акцент в управлении в течение месяца. Методология BPM подразумевает именно такой подход «с обратной связью».

Сначала определяются ключевые показатели эффективности (KPI) — выбираются «критические» точки. Например, время предоставления сервиса или доход от оказания услуги. Потом — количественное значение показателей, какими их хочет видеть руководство. Следующий шаг — топ-менеджмент решает, как достичь таких показателей. Исходя из этой цели, планируется оперативный бюджет на небольшой срок, например на месяц. Далее предприятие начинает жить по выработанной стратегии, причем постоянно осуществляется анализ план-факта не только бюджетных показателей, но и KPI.

«Замыкающее» звено этого метода управления — по итогам анализа меняются значения KPI и следующих краткосрочных планов. Конечно, можно изменить не только значение KPI, но и акценты — выбрать новые «ключи». «Практика показывает, что выбору тиражной BPM-платформы часто предшествует собственный опыт создания локального ПО для управленческого учета, планирования и моделирования ресурсов, — рассказывает Валерий Чаусов. — Но, как правило, компании ограничиваются автоматизацией бюджета движения денежных средств и получения консолидированных данных».

Внедрение BPM обычно требует кардинальной перестройки бизнес-процессов. Как обычно, пользователями систем становятся быстрорастущие предприятия и холдинги с распределенной структурой. По словам Юрия Марьинского, руководителя направления аналитических систем компании «Микротест», общими характеристиками для большинства компаний, планирующих внедрить такую систему, является наличие уже внедренной ERP-системы и высокий уровень конкуренции в сфере деятельности компании. А так как основными заказчиками решений становятся «киты», проекты длятся 1,5-2 года, их стоимость достигает миллионов долларов.

Как и в ERP-проектах, для снижения сроков возврата инвестиций компании внедряют BPM поэтапно. Первоочередное внимание уделяется финансовому блоку — постановке бюджетирования, управленческому учету и консолидации. «В настоящее время наиболее востребованы системы, обладающие базовой функциональностью: консолидация данных из различных источников, возможность генерации регламентных отчетов и проведение оперативного (OLAP) анализа данных», — заключает директор департамента корпоративных систем группы компаний «Ланит» Леонид Головатый.

Опыт пользователей

Схема строительства системы с точки зрения IT всегда одинакова. Сначала создается единое хранилище данных, в котором собирается учетная информация из всех подразделений. Далее эти данные обрабатываются, то есть составляются различные виды консолидированных отчетов. Специальная надстройка, собственно, аналитическая составляющая, — OLAP-модуль (Online Analytical Processing — программный инструмент, позволяющий формировать отчеты в диалоговом режиме, опираясь на математические методы и используя разрозненные источники информации), оценивает полученную информацию и выдает ее уже в виде графиков. При этом для анализа могут использоваться как внутренние, так и внешние данные компании, например стоимость аналогичной продукции конкурентов, котировки акций, прогнозы.

Холдинг «Юнайтед Норд», в сферу интересов которого входят ремонт и восстановление газовых и нефтяных скважин, железнодорожные перевозки, а также управление недвижимостью (сдача помещений в аренду), в результате внедрения BPM планирует и оценивает свои бизнесы на основе KPI. «Финансовая служба контролирует движение денежных средств и оперативно управляет остатками средств на счетах предприятий. Финдиректор в режиме реального времени получает информацию о дебиторской и кредиторской задолженности внешних и внутренних контрагентов, — рассказывает Вадим Иванов, руководитель IT-отдела «Юнайтед Норда». — Руководители бизнес-направлений оценивают эффективность деятельности подчиненных подразделений».

Контролируются бюджеты инвестиционных проектов, анализируются причины отклонений и оперативно принимаются решения о необходимых действиях. На практике это означает, что подразделения холдинга, в том числе и удаленные, получают специальные OLAP-отчеты по электронной почте. Всего система формирует около 20 базовых отчетов, которые обеспечили 80% запросов сотрудников холдинга.

Другой пример — сеть шинных центров Tyre Plus, которая состоит из более 30 торговых центров в России. В центральном московском офисе находится хранилище данных, в которое ежедневно собирается информация из всех «точек». Данные анализируются OLAP-системой. «Решение позволяет обеспечить полную прозрачность продаж в сети шинных центров. Менеджеры центрального офиса получают отчеты о продажах в любых аналитических разрезах с детализацией до конкретного дня», — поясняет Ирина Афонина, ответственная за информационную поддержку сети Tyre Plus. Система позволяет рассчитывать регулярно контролируемые KPI.

Еще один пользователь BPM — «Мострансгаз», который поставляет природный газ потребителям 19 областей Европейской части России, 450 городам, включая Москву. Кроме того, предприятие обеспечивает транзит газа на внутреннем рынке и в страны ближнего и дальнего зарубежья. В предприятие входит 40 филиалов со своими обособленными подразделениями.

В хранилище данных из филиалов предприятия собираются синтетические и аналитические налоговые регистры, осуществляется их сводный расчет. На основании запросов к данным хранилища выпускается управленческая и налоговая отчетность. Потребители информации различных уровней получают персональные отчеты, которые формируются моментально. В целом благодаря применению BPM на предприятии уменьшилось совокупное время, затрачиваемое на анализ финансового состояния предприятия. Расходы на разработку и сопровождение системы отчетности предприятия сократились.

По словам Юрия Марьинского, разработчики стремятся упростить свои продукты, сделать работу с ними максимально удобной, не требующей больших временных и трудозатрат. Это одна из главных причин того, что все больше российских компаний принимает решение о внедрении BPM. Необходимость в проведении качественного анализа была всегда, но не было продуктов, способных адекватно удовлетворить эту потребность.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль