Третий бизнес

728
Атавова Альбина
корреспондент FD
«Митлэнд» привлекает финансирование для развития нового направления бизнеса

«Митлэнд фуд групп» начинал с дистрибуции импортного мяса. Теперь топ-менеджмент компании напрямую связывает ее будущее с логистикой и производством. «В последние годы мы переросли уровень рядовых дистрибьюторов, — поясняет финансовый директор «Митлэнда» Михаил Иванов. — Мы построили в Петербурге «мясной» склад-терминал.

Теперь мы хотим создать первую в России логистическую компанию на рынке продуктов с особыми низкотемпературными условиями хранения и перевозки и предоставлять логистические услуги как самостоятельный сервис». Отечественное животноводство переживает подъем. Так, в 2006 году впервые увеличилось производство свинины — по итогам года рост составил около 7–10%.

Большое достижение — в предыдущие десять лет внутреннее производство только сокращалось. Растущее производство нуждается в создании адекватной инфраструктуры: мощностей по транспортировке, хранению, первичной переработке мясного сырья.

Чуть ли не каждую неделю появляются сообщения о том, как тот или иной бизнесмен намерен построить или купить свинокомплекс. В производство мяса деньги вкладывают даже далекие от сельского хозяйст-ва бизнесмены. Так, в середине 2006 года бывший зампред РАО «ЕЭС России» Михаил Абызов приобрел контрольный пакет свинокомплекса «Кудряшовское» в Новосибирской области.

Ренессанс внутреннего производства мяса начался по двум причинам. Первая — протекционистские меры государства. С 2003 года правительство устанавливает тарифные квоты на импорт мяса. Экспорт сверх нормы облагается пошлиной в размере до 80%. При этом мясные квоты распределяются между импортерами исключительно по «историческому принципу». Вторая причина — начало реализации национального проекта «Развитие АПК».

В результате эксперты прогнозируют существенный рост внутреннего производства мяса до 2010 года. По прогнозам Института аграрного маркетинга, темпы роста в натуральном выражении будут ежегодно составлять не менее 15%, а доля импорта в итоге снизится до 24%. Например, продукты российского происхождения по итогам 2006 года занимали всего треть столичного мясного рынка объемом в 750 тыс. тонн. Уже к 2009 году производители планируют увеличить поставки отечественного мяса в Москву до 540 тыс. тонн.

Пропущенное звено

Одновременно с ростом производства прог-нозируется усугубление проблем с хранением и доставкой. По данным Института аграрного маркетинга, большинство производителей мяса не планируют инвестиций в логистику. Им попросту невыгодно строить склады, содержать собственный автопарк рефрижераторов и заниматься расфасовкой мяса.

В результате холодильные объекты, отвечаю-щие европейским стандартам, практически отсутствуют. Мясо складируется на аммиачных хладокомбинатах, где невозможно выдержать нужный температурный режим. Продукция хранится на этих объектах при температуре чуть ниже 0, а необходимо — при минус 18 градусов. Кроме того, сами предприятия довольно изношены, в любой момент в них может произойти утечка аммиака.

Отдельного внимания заслуживает транспортировка мяса. Основные игроки этого рынка — маленькие компании, развозящие продукцию по розничным точкам на необорудованных машинах. А компаний, использующих для перевозки профессиональный транспорт, можно пересчитать по пальцам. Такое состояние транспортно-логистической инфраструктуры в условиях роста внутреннего производства мяса тормозит дальнейшее развитие рынка.

«Рынок, в первую очередь розничные сети уже предъявляют жесткие требования к качеству поставляемой продукции, — говорит Михаил Иванов. — Ситуация, когда мясо доставляется в магазины на неприспособленных «газелях» при плюсовой температуре должна остаться в прошлом. Мы несколько лет назад начали создание собст-венного рефрижераторного автопарка, который в настоящее время насчитывает более сотни машин разной грузоподъемности».

Большая перестройка

Для выделения логистического подразделения «Митлэнду» в 2006 году пришлось пройти через процедуру реструктуризации. В результате нее появились три основных направления бизнеса — дистрибуция, производство охлажденного мяса и логистика. Функции по координации работы группы, ранее сосредоточенные в «Митлэнд Лоджистикс энд Дистрибьюшн», были переданы управляющей компании «Митлэнд фуд групп».

«Каждое из этих трех направлений является самостоятельным центром прибыли, — рассказывает Михаил Иванов. — То есть одновременно мы еще отказались и от трансфертного ценообразования в рамках холдинга. В связи с ростом потребностей рынка в качественных услугах логистика мяса была выделена в самостоятельный бизнес. Он обслуживает как собственную дистрибуцию, так и внешние компании — сети дистрибьюторов, производителей».

Новая организационная структура позволила упорядочить сферы ответственно-сти каждой компании, входящей в группу. «Стало значительно проще управлять бизнесом в рамках единого холдинга, — говорит Михаил Иванов. — Главное преимущество — возможность ротации дотаций в пользу одной компании. Например, производство и логистика находятся в стадии развития, а потому не в состоянии самостоятельно генерировать значительные денежные средст-ва. В рамках новой структуры нам стало гораздо проще их финансировать за счет выручки, полученной от дистрибуции».

Однако процесс реструктуризации вкупе с переключением с оптовых на розничные продажи негативно сказался на темпах развития «Митлэнда». Темпы роста в 2005–2006 годах снизились до 17% в год. Чистая выручка в 2006 году составила 6 млрд рублей по сравнению с 5 млрд рублей в 2005 году. А вот рентабельность по EBITDA в 2006 году увеличилась почти вдвое — до 8%. «В 2007 году запланированная выручка составит 11,8 млрд рублей, — радуется Михаил Иванов. — Стратегия постепенного отказа от продаж оптовым клиентам привела к росту розничных продаж на 97%».

Путь к логистике

В процессе реструктуризации «Митлэнд» не забывал о развитии логистического направления. В 2005 году группа открыла специа-лизированный распределительный центр в Санкт-Петербурге емкостью 9 тыс. тонн. Сумма инвестиций в проект составила $17 млн. Терминал позволяет обеспечивать грузооборот в объеме 1,5 тыс. тонн мяса в сутки при суточной норме обработки в 2 тыс. заказов. В планах на 2007 год — строительство подобного терминала в Москве, который позволит компании значительно увеличить свое присутствие на столичном рынке.

«На его возведение мы планируем направить около $10 млн, — рассказывает Михаил Иванов. — Распределительный центр в столице примет на себя не только функции складского хранения мясного сырья и продукции, но и формирование партий продукции, ее упаковку и брэндирование под конкретных клиентов, доставку и сервисное обслуживание клиентов — полное решение логистических задач. Планируется, что центр будет способен обеспечивать в сутки грузооборот в объеме 2,4 тыс. тонн мяса и обслуживать около 2 тыс. заказов».

Строительство распределительного центра в Москве холдинг планирует вести за счет долгового финансирования. В феврале 2007 года «Митлэнд» разместил облигационный заем на 1 млрд рублей. Часть займа планируется направить на реструктуризацию кредитного портфеля группы с целью снижения доли прямых кредитов.

Кроме того, компания планирует увеличить число специализированного автотранспорта для обеспечения возрастающих объемов сбыта как в Санкт-Петербурге, где действующий парк на конец 2006 года составлял 120 рефрижераторов различной грузоподъемности, так и в Москве в рамках комплекса обслуживания на базе проектируемого распределительного центра. На эти цели компания намерена потратить около $5 млн.

По словам Михаила Иванова, такой объем инвестиций объясняется тем, что «Митлэнд» предоставляет целый комплекс услуг, выходящих за пределы простой транспортировки товара, — складирование, перегрузка, фасовка, упаковка, маркировка, налаженная система сбыта.

Несмотря на немалые инвестиции, основной доход группы обеспечивает дистрибуция мяса и производство охлажденных полуфабрикатов. На логистику в 2007 году придется лишь 7% оборота из запланированных $450 млн.

ВЫХОД НА НОВЫЙ РЫНОК

1. Анализ рыночной ситуации: логистическая инфраструктура не поспевает за стремительным ростом производст-ва мяса в России. Сделан вывод о перс-пективности сегмента
2. Принятие стратегического решения о развитии логистических сервисов. Внесение изменений в стратегию компании
3. «Пробный» выход в новый сегмент на знакомом рынке — строительство распределительного центра в Санкт-Петербурге за счет собственных средств
4. Реструктуризация бизнеса с учетом новых приоритетов развития
5. Привлечение публичного долгового финансирования под строительство распределительного центра в Москве

ДИСТРИБУЦИЯ И ПРОИЗВОДСТВО

«Митлэнд фуд групп» основана в 1996 году. Основным бизнесом является дистрибуция мяса на российском рынке. Компания закупает продукцию как за рубежом, так и у отечественных производителей. До 2003 года холдинг развивался за счет дистрибуции импортного мяса. Однако введение квот сильно снизило привлекательность этого бизнеса.

«До квот импортеры продавали мясо с чистой рентабельностью в 30–40%, – вспоминает Михаил Иванов. – Из-за квотирования цены на ввозное сырье выросли, и рентабельность снизилась до 10–15%». И если в 2003 году доля импорта в обороте «Митлэнда» составляла 90%, то в 2006 году снизилась до 47%. Доля собственного производства мяса в совокупном обороте группы составляет менее 7%.

Развивать это направление «Митлэнд» принялся также в 2003 году. Совместно с голландской Carpenter Investment компания построила мясоперерабатывающий комбинат «Эконорд» во Всеволжске. «51% акций принадлежал нашим партнерам, с которыми вскоре возник конфликт, – рассказывает Михаил Иванов. – Только в мае 2006 года удалось полностью выкупить предприятие. В конце 2006 года начали дооснащение и реинжиниринг завода.

Закупаются новые линии для производства охлажденных полуфабрикатов и мяса в защитной атмосфере. В 2007 году, когда предприятие выйдет на полную мощность, мы планируем продать полуфабрикатов на $120 млн».

ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ

1. Логистический сервис
2. Сокращение импортных поставок в пользу российского сырья
3. Переход с оптовых поставок мясоперерабатывающим заводам на прямые продажи HoReCa и сетевым магазинам
4. Перезапуск торговой марки «Филея»
5. Увеличение доли на московском рынке

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль