НДС VS. НСП

1325
В администрации зреет идея замены НДС на налог с продаж. Минфин выступает против

Руководитель экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович постоянно ратует за замену НДС налогом с продаж (НсП). Эта идея сопровождает каждое его предложение об изменении российской налоговой системы начиная с момента упразднения НсП в 2004 году (см. справку).

Например, в сентябре 2006 года он предложил одним махом заменить 18% НДС на 10% НсП уже в 2009–2011 годах, снизить акцизы на бензин и максимальную ставку ЕСН с нынешних 26 до 13%. «Это нужно для решения проблемы с администрированием НДС», — оправдывает он свою навязчивую мечту. Идею поддерживает Минэкономразвития, но против отмены НДС категорически выступает Минфин. В ведомст-ве Алексея Кудрина считают, что введение нового налога приведет к высоким бюджетным потерям.

Плюсы замены

Действительно динамика госдоходов от НДС в 2006 году резко ухудшилась. Причины этого — возмещения экспортерам и потери, связанные с введением общего порядка принятия к вычету затрат по капитальным вложениям. Так, в первом полугодии 2006 года увеличение возмещений НДС в 20 раз превысило рост его поступлений. При этом контролирующие органы сетуют на возрастающее число попыток неправомерного возврата НДС и делают все, чтобы как можно чаще и дольше отказывать в предоставлении вычетов — как предусмотрено законодательством, так и на формальных основаниях. В результате многие экспортеры по нескольку лет не могут добиться возмещения НДС из бюджета.

НсП кажется решением всех этих проблем. Его предполагается взимать с «конечного продавца» — сторонники замены утверждают, что администрировать в таком случае намного легче. Ведь объектом налогообложения является конечное потребление — розница и госзакупки. Налогоплательщики, которые не реализуют продукцию конечному потребителю, то есть осуществляющие «промежуточные» операции производственной цепи, платить этот налог не будут.

Это должно позволить им высвободить дополнительные оборотные средства, ранее направлявшиеся на уплату НДС и не возмещавшиеся государством вовремя. «Конечно, с теоретической точки зрения НДС имеет более широкий охват, — размышляет главный экономист МДМ-банка Питер Уэстин. — Но Россия нуждается в более прозрачной и управляемой налоговой системе».

Значительные силы и средства государство тратит на проверку правильности применяемых вычетов и анализ множества документов, которыми налогоплательщик подтверждает свое право на вычет НДС. Налог с продаж вычетов не предусматривает. «В итоге его введение позволит сэкономить значительные временные, трудовые, а значит, и финансовые ресурсы, причем как налогоплательщиков, так и налоговых органов, на подтверждение права на вычет и проверку обоснованности вычетов», — говорит Татьяна Румянцева, партнер компании «БДО Юникон».

Наконец, противники НДС отрицают его нейтральность по отношению к экономике (нейтральность налога состоит в отсутствии изменений в структуре производства или потребления при введении этого налога по сравнению с ситуацией в его отсутст-вие). Они ссылаются на временные разрывы между начислением НДС у продавца товара и принятием его к вычету у покупателя.

«С введением НсП утратит значение тот факт, что фонд оплаты труда с отчислениями составляет ту часть добавленной стоимости, по которой не формируется вычет, — говорит Татьяна Румянцева. — Возможно, это положительно повлияет на тенденцию дальнейшего перевода заработной платы на официальную основу». «НДС считается более эффективным налогом, так как он взимается на всех стадиях производства, — резюмирует Питер Уэстин. — Однако с точки зрения собираемости замена имеет смысл, так как административные издержки по сбору НДС выше и сопряжены со значительными бюрократическими проволочками».

Против НСП

Сторонники НДС обращают внимание на трудности перехода от одного налога к другому при отсутствии существенных выгод. Так, вряд ли существенно уменьшится документооборот госорганов. Ведь декларации придется подавать всем налогоплательщикам, включая малые предприятия, независимо от наличия облагаемых оборотов. Кроме того, отмена упрощенной системы налогообложения при введении 10-процентного налога с продаж неизбежно ухудшит положение малого бизнеса, который платит по ставке 6% от доходов.

Налог на добавленную стоимость платят преимущественно крупные и средние предприятия, производящие товары и услуги. НсП же придется собирать преимущественно с малых предприятий. В России исторически сложилось так, что на этапе взаимодействия с конечным потребителем весьма широко представлены небольшие компании. Крупные налогоплательщики обеспечивают создание продукта, который предлагается к конечному потреблению. Поэтому существует опасность «перекоса» в налоговой системе, когда налог, который призван обеспечить высокую долю совокупных бюджетных доходов, фактически будет платить большое количество небольших компаний.

Для частичного решения этого вопроса Аркадий Дворкович предлагал расширить налоговую базу НсП за счет государственных закупок и расходов организаций, не связанных с производством и осуществляемых за наличный расчет. В этом случае в относительно невыгодном положении окажутся выполняющие госзаказы компании. Кроме того, включение в цену госконтракта налога с продаж будет означать всего лишь «перекладывание» средств из статьи бюджетных расходов в статью бюджетных доходов.

Малый бизнес неизбежно «побежит в тень». И налоговые инспекции мало что смогут противопоставить этому — конечное потребление сложнее контролировать, чем крупных налогоплательщиков на начальных производственных стадиях. Как фактор, позволяющий отказаться от контроля оборотов по реализации, рассматривается обязательная для всех подача налоговых деклараций. В российской реальности желаемый результат вряд ли будет достигнут.

Налогоплательщики просто начнут массово скрывать свои обороты, особенно в части наличных расчетов, и не будут отражать их в декларациях. «На проверку того, все ли включено в декларации, будут тратиться средства, которые изначально планировалось сэкономить путем отмены сложной системы администрирования НДС, — прогнозирует Татьяна Румянцева. — В результате появятся новые «схемы» ухода от налогообложения, которые еще не известны налоговым органам, а их обнаружение может быть весьма затратным».

Маловероятна мгновенная смена одного налога другим. Почти неизбежен переходный период, в течение которого будет постепенно снижаться ставка НДС и увеличиваться ставка налога с продаж. И какое-то время налоговой инспекции придется собирать, а предпринимателям платить два налога одновременно, причем по часто меняющимся ставкам. Кроме того, что-то делать придется с невозмещенными суммами возвратов по НДС.

Возможно, на их погашение придется направлять часть сборов от НсП. И велик риск того, что это не лучшим образом повлияет на экономический результат от замены налогов для бюджета страны. Дополнительные расходы государство понесет от подготовительной работы, которую потребует замена одного существенного источника налоговых поступлений на другой.

Социальный эффект

Экономисты прогнозируют, что от введения налога с продаж и связанного с ним роста цен пострадают самые малообеспеченные слои населения. «Введение НсП может нарушить паритет цен на рынке, приведя к существенному возрастанию потребительских цен в секторах, которые не испытывают ограничивающего влияния внешних факторов, таких как госрегулирование, конкуренция или уровень спроса, — говорит Татьяна Румянцева. — А предпосылки к этому имеются в том числе в связи с общим возрастанием уровня доходов населения».

По данным Росстата, на конец декабря 2006 года средняя заработная плата в России составила 14,35 тыс. рублей, а номинальное увеличение за год — 24,5%. А Питер Уэстин говорит, что НДС менее находится на виду, чем НсП. «Потребители склонны воспринимать НДС как налог на производителей, в то время как налог с продаж, взимаемый на розничном уровне, воспринимается как направленный исключительно на потребителей».

Это и есть самая главная причина того, что НсП вряд ли будет введен в 2009 году, как того хочет Аркадий Дворкович. Для этого Госдума должна рассмотреть в апреле бюджет с уже измененными параметрами. Даже Владимир Путин в предвыборный год не отважится на введение нового налога, который наверняка вызовет массовые протесты населения. Тем более нерешительно будет действовать его будущий преемник.

КАК ОТМЕНЯЛИ НСП
В 2001 году Конституционный суд признал существовавший тогда порядок взимания налога с продаж неконституционным (постановление № 2-П от 30.01.01). По мнению судей, налог с продаж нарушал права индивидуальных предпринимателей, которые были обязаны платить его независимо от того, приобретают они товары за наличный расчет или оплачивают их в безналичной форме, тогда как обычные юридические лица в случае оплаты товаров или услуг по безналичному расчету налог могли не платить. В результате нарушался конституционный принцип равного налогового бремени. В итоге с 1 января 2004 года налог с продаж был отменен (закон от 27.11.01 № 148-ФЗ).
НДПИ ВМЕСТО НДС
Минфин предлагает снизить НДС до 15%. По словам замминистра финансов Сергея Шаталова, единственное условие для этого – повышение НДПИ сверх инфляции. Алексей Кудрин в целом поддерживает предложение своего подчиненного. Но, по его мнению, снижение НДС должно сопровождаться отменой льготной ставки по НДС. В 2004–2005 годах премьер-министр Михаил Фрадков активно отстаивал идею снижения НДС до 13% с нынешних 18% (льготная ставка – 10%). Тогда с ним не соглашались Минфин и Минэкономразвития. Возобновить дискуссию о НДС удалось председателю совета директоров «Русского алюминия» Олегу Дерипаске. На встрече с Владимиром Путиным он попросил «вернуться к рассмотрению вопроса о снижении НДС как основной меры, направленной на развитие максимально широкого круга промышленных предприятий».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль