Не спешите с IPO

1365
Дормидонтова Снежана
корреспондент FD
Несмотря на то что год назад мода на первичное размещение акций где-нибудь на Лондонской фондовой бирже прочно укоренилась среди российских компаний, далеко не все состоявшиеся IPO были успешными. Предприятиям, прежде чем становиться публичными, нужно тщательно взвесить все «за» и главное – «против»

«Выход на биржу стал слишком модным, любой магазин готов заявить о своей подготовке к будущему IPO. И все ведь собираются либо на Лондонскую, либо на Нью-Йоркскую биржу. Достаточно смешная, на мой взгляд, ситуация», – сказал в интервью FD старший вице-президент, руководитель финансово-инвестиционного комплекса АФК «Система» Алексей Буянов. Если бы не финансовый кризис, потрясший мировые рынки капитала и насмерть перепугавший инвесторов, то в этом году количество российских компаний, разместивших свои акции на фондовых биржах, побило бы все рекорды. Действительно складывается ощущение, что публичное размещение акций становится скорее модой, нежели реальной необходимостью.

Вполне вероятно, что компании подталкивают к этому решению всевозможные консалтинговые компании и организаторы IPO, которые видят в этом реальную возможность повысить свои доходы. Но, прежде чем пойти на такой серьезный шаг, необходимо тщательно взвесить все «за» и особенно «против». Возможно, оставаться в частном секторе намного выгоднее, а необходимые средства для развития могут быть почерпнуты из других источников. Итак, в каком случае менеджменту и собственнику предприятия стоит отказаться от идеи провести IPO? Опрошенные FD финансовые директора назвали семь причин, по которым компании стоит повременить с публичностью.

Не доросли до IPO

Не спешите с IPO

Нередко выйти на рынок публичных заимствований решают компании с недостаточной, по мнению экспертов, капитализацией. Например, В 2005-–2007 годах о своем желании разместить акции на биржевых площадках заявило сразу несколько небольших российских компаний, среди которых была УК «Арсагера». И если большинство предприятий в последующем отказались от этой идеи, УК «Арсагера» в феврале 2007 года разместила свои акции на ММВБ. Общий объем дополнительной эмиссии составил 100 млн акций, однако куплено лишь около 4 млн. Низкий интерес специалисты рынка связывали в первую очередь с малой капитализацией компании, которая составляла около $25 млн.

Эксперты крупнейших банков – организаторов IPO полагают, что выход на фондовую биржу оправдан лишь в том случае, если капитализация компании превышает $300 млн. Среднему бизнесу зачастую невыгодно публичное размещение акций. Необходимые средств могут быть привлечены в форме банковских кредитов, в крайнем случае в результате вхождения в бизнес стратегического инвестора.

Дорогое удовольствие

Не спешите с IPOСчитается, что публичное размещений акций – бесплатный способ привлечения средств. С одной стороны, действительно не придется платить процент, как в случае с банковским кредитом, и возвращать собранные деньги. Но с другой – смета расходов на подготовку к IPO может состоять из нескольких десятков статей затрат, а общая стоимость публичного размещения акций варьируется в интервале от $400 тыс. до нескольких миллионов долларов. Если говорить о крупных компаниях, то цифры получаются астрономические. Так например, подготовка и  проведение IPO АФК «Системе» стоило около $33 млн, МТС – $24 млн, «Мечел» – $19 млн, «Евраз Холлинг» – $18 млн и т. д.

Затраты на публичное размещение акций можно поделить на две категории – прямые и косвенные. Прямые связаны непосредственно с процедурой размещения. Это, к примеру, затраты на проведение аудита, расходы на формирование и раскрытие финансовой отчетности, оплата услуг андеррайтеров и расходы на рекламную кампанию (в частности, road show, пресс-конференции). К косвенным затратам относятся расходы на подготовительные работы: создание совета независимых директоров, комитета по компенсациям и вознаграждениям, отдела по взаимоотношениям с инвесторами, а также внедрение комплексной информационной системы и реструктуризация активов.

Кроме того, немалые расходы ждут компанию за прохождение листинга. Кстати, популярность LSE связана не только с менее жесткими требованиями к эмитентам, но и меньшей стоимостью листинга (3–4% от суммы привлеченных средств) по сравнению, например, с NYSE – 6–7%.

Неудачное время для публичности

Не спешите с IPO

Во многом успех IPO зависит от времени его проведения. Неправильно выбранный момент, например высокая волатильность на фондовых рынках или неблагоприятные прогнозы в отношении отрасли, в которой работает компания, может свести на нет все усилия менеджмента. В итоге предприятие не привлечет искомую сумму средств. «Инвесторы анализируют финансовую отчетность компании, выходящей на фондовую биржу, а также ее бизнес-планы, отражающие будущие доходы.

Более агрессивные “допущения”, заложенные в бизнес-план, повышают планируемую стоимость продажи. К примеру, при покупке завода по производству первичного алюминия будет проанализирована как фактическая цена продажи 1 тонны продукции, так и планируемая, указанная в бизнес-плане. Если конъюнктура рынка алюминия неблагоприятна, это негативно повлияет на доверие потенциальных инвесторов прогнозам, а значит, и на их желание вкладывать средства в такой бизнес», – отмечают специалисты ADE Professional Solutions.

В российской практике похожая ситуация произошла с компанией «Уралкалий». В 2006 году ей пришлось отложить IPO, так как не удалось убедить представителей банков – организаторов размещения в своих прогнозах. В результате IPO было проведено на год позже, когда рынок минеральных удобрений показал существенный рост.

Но не меньшее влияние оказывает и состояние фондовых рынков. Из-за кризиса ликвидности и той паники, которую он принес в ряды инвесторов, в первом квартале 2008 года 83 компании отказались от IPO и еще 24 отложили размещение акций до лучших времен. Количество компаний, отважившихся на IPO в начале 2008 года, сократилось на 38% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. И такое решение было вполне оправданным, так, даже самый «привлекательный» бизнес не сможет удачно провести листинг, когда на рынке царит стагнация.

«В текущей мировой экономической ситуации достаточных объемов ликвидности на рынках нет – и дело здесь не в отношении инвесторов к определенному сектору или компании. Банально нет свободных денег на рынке. Когда мы закрывали книгу заявок в декабре 2007 года, в ней были представлены только крупные фонды, а больше никого. У средних и малых инвесторов средств не было. Размещение в таких условиях создает неликвидный рыночный инструмент, стоимость которого не зависит от компании или динамики рынка. Все зависит от желаний того или иного фонда. Нас такая ситуация не устраивала, и мы отменили IPO», – рассказывает Игнат Водопьянов, финансовый директор компании «Теорема».

Туманные перспективы

Не спешите с IPO

Четкая и понятная стратегия развития компании – одно из главных требований, предъявляемых к компаниям инвесторами. Для того чтобы выйти на публичный рынок и привлечь средства, компания должна продемонстрировать, как будет обеспечено ее развитие и соответственно рост акций. Если компания не может похвастать четким пониманием своего будущего развития, то лучше отложить размещение акций до лучших времен.

Например, АвтоВАЗ перенес проведение IPO на 2009 год, к тому моменту будет представлена стратегия развития группы, которая сейчас разрабатывается совмест-но с представителями Renault. АвтоВАЗ рассчитывает, что новую стратегию положительно воспримут инвесторы, а значит, у компании будут все шансы выручить достаточно средств от продажи акций.

Вторым быть невыгодно

Не спешите с IPO

Нередки ситуации, когда компанию, запланировавшую IPO, на несколько месяцев опережают конкуренты, которые снимают сливки с рынка. Опоздавшему, как правило, получить высокую оценку своих акций, а значит, удачно провести IPO сложно. Итог – компания отказывается от размещения акций или переносит его на более поздний срок.

Примером может служить пересмотр сроков IPO в феврале 2007 года «Высочайшим». По словам представителей компании, инвесторы готовы были «купить акции компании по максимальной стоимости в рамках установленного ценового диапазона». Официальный отказ от IPO был сформулирован следующим образом: «акционеры получили предложение провести переговоры с рядом крупных инвесторов», что позволяло надеяться на существенное повышение капитализации бизнеса. Однако аналитики уверены, перенос IPO «Высочайшего» связан с выходом на биржу более крупного золотодобытчика – компании «Полиметалл».

«Примеров, когда компании отменяют IPO как после успешных размещений конкурентов, так и после чужих неудач, немало. В первом случае – более проворная компания успевает снять сливки. Во втором – компания берет паузу, чтобы учесть ошибки, допущенные коллегами, или переждать неблагоприятные времена», – замечает Роман Власов, вице-президент НОМОС-Банка.

Заметим, что из этого правила есть и исключения. Так, в июне 2007 года Группа компаний «ПИК», несмотря на недавнее размещение конкурирующей компании – AFI, не отложила своего IPO. «Размещение наших акций совпало также и с серьезным падением индекса РТС. Вкупе с выходом AFI это создавало серьезный негативный фон, и поэтому многие потенциальные инвесторы ожидали снижения диапазона цен на наши акции, – рассказывает Евгений Лунев, финансовый директор Группы компаний «ПИК». – Но все опасения оказались напрасными, хотя стоит отметить, что размещалась компания по нижней ценовой границе. Всего в ходе размещения удалось привлечь $1,9 млрд. На момент размещения это было самое крупное IPO российской частной (без государственного участия) компании и крупнейшее в мире IPO девелоперской компании».

Выводить пока нечего

Не спешите с IPO

Еще одним аргументом за перенос первичного размещения акций может стать необходимость завершения реструктуризации активов компании. «IPO целесообразно отложить, если текущая капитализация недостаточна, но при этом есть факторы, за счет которых она может быть увеличена в обозримом будущем. Речь идет о завершении инвестиционных программ, завоевании определенной доли рынка и создании прозрачной и понятной структуры бизнеса», – замечает Роман Власов.

Например, если компания недавно провела ряд сделок по слиянию, то имеет смысл повременить с IPO, прежде чем не будет закончен процесс консолидации новых активов. «Процесс интеграции требует определенного времени для завершения таких трудоемких процедур, как юридическое оформление, внедрение в рамках новых подразделений унифицированных внутренних регламентов и стандартов, наконец, нужно провести консолидацию финансовой отчетности. Все это, а также предоставление инвесторам и организаторам IPO необходимой информации о сегменте потребует дополнительного времени», – отмечают специалисты ADE Professional Solutions.

«К нам обратилась компания, которая планировала провести IPO. Когда собственники раскрыли структуру владения бизнесом, выяснилось, что в группе несколько десятков юридических лиц, – обществ с ограниченной ответственностью, и каждое из них зарегистрировано на физических лиц, являющихся непосредственными собственниками бизнеса, – говорит Андрей Шкадов, старший юрисконсульт «ФБК-Право». – Нередко, когда владельцы бизнеса создают новые компании, они не задумываются о юридической природе отношений между ними.

Поэтому о прозрачной структуре таких холдингов говорить не приходится. Чтобы успешно провести IPO, нужно в первую очередь навести порядок в структуре, сделать ее понятной и прозрачной».

Бремя публичности

Не спешите с IPO

Успешное проведение IPO – это только начало пути. Публичные компании обязаны своевременно представлять аудированную финансовую отчетность, проводить встречи с инвесторами, раскрывать существенные факты и события, плотно работать с финансовыми аналитиками, инвесторами и акционерами. При этом любая негативная новость отрицательно влияет на котировки акций компании. Финансовые директора утверждают, что необходимость выполнять требования бирж оказывает на бизнес оздоравливающий эффект, заставляет более взвешенно подходить к принятию значимых решений, но и безусловно создает немалую дополнительную нагрузку.

Например, нарушение сроков представления отчетности может грозить компании делистингом.

Другими словами, принимая решение о выходе на биржу, нужно не только оценить, сможет ли компания успешно разместить свои акции, но и понять, по силам ли будет ей статус публичной компании.

ПЕРЕЧЕНЬ РАСХОДОВ, СОПУТСТВУЮЩИХ ПРОВЕДЕНИЮ IPO

Не спешите с IPO

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль