Фатальная халатность

1167
Шанаева Фатима
адвокат, научный руководитель блока МВА государственного университета управления
Не допустил ли ваш корпоративный юрист промахов, которые могут привести к недружественному поглощению компании?

Можно изучить массу литературы, как российской, так и зарубежной по тактике ведения корпоративных войн, но все равно не получится предугадать все возможные варианты развития событий. В России изобретательность рейдеров поистине бесконечна и, если так можно выразиться, поставлена на высокий профессиональный уровень.

«Серьезная» структура заранее готовится к захвату. Все начинается с мониторинга документов компании-жертвы и экономической разведки. Прежде чем принять решение о захвате, проводится тщательный анализ учредительных документов. Составляются психологические портреты акционеров (участников) компании и членов их семей. Изучается реестр акционеров. Выявляются миноритарные акционеры, которые недовольны деятельностью компании и готовы «подарить» свой, пусть маленький, пакетик «добрым людям».

Далее пойдет речь о тех рисках, на которые не обращают внимания не только руководители и финансовые директора, но даже иногда и корпоративные юристы, но которые могут привести к весьма неблагоприятным для компании последствиям.

Как квитанция о внесении вклада в уставный капитал может стать орудием захвата

Давайте для начала пройдем по стандартному пути создания компании. Для удобства возьмем самую распространенную организационно-правовую форму – общество с ограниченной ответственностью. Каковы самые первые шаги учредителей при создании ООО? Правильно, протокол № 1, где участники принимают решение о создании новой бизнес-единицы, утверждают проект устава и учредительного договора, назначают директора и главного бухгалтера. После этого – вперед, на регистрацию. Чаще всего участники ООО поручают процедуру регистрации специализированной фирме, которая вполне добросовестно выполняет свои обязательства. В результате получают зарегистрированный пакет документов, включая свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ.

Вроде ничего сложного и никаких подводных камней нет, но давайте подробнее остановимся на этом этапе. В соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» каждый учредитель должен полностью внести свой вклад в уставный капитал в течение срока, который определен учредительным договором и не может превышать одного года с момента государственной регистрации.

А согласно статье 23 закона, доля участника общества, который при учреждении общества не внес в срок свой вклад в уставный капитал, переходит к обществу. И когда вы поручаете регистрацию компании третьим лицам, нельзя забывать о том, что закон употребляет формулировку «каждый учредитель». Это значит, что первыми бухгалтерскими документами вашей компании являются именно квитанции о внесении каждым учредителем, подчеркну – каждым лично, – вклада в уставный капитал общества. То есть в платежном документе в графе «назначение платежа» должно быть указано: «вклад в уставный капитал ООО такого-то в размере, установленном учредительным договором».

Помимо этого учредителю желательно иметь на руках копию квитанции, заверенную печатью общества и подписью генерального директора. Если этой меры предосторожности не предпринять, то в случае возникновения внутрикорпоративных конфликтов, к которым можно отнести конфликт между участниками общества, бывшие партнеры, в прошлом – добрые друзья, могут воспользоваться ситуацией. И обвинить учредителя в том, что он лично вклад свой не внес. Тогда в силу вступает норма пункта 3 статьи 23. Таким образом, на вполне законных основаниях ваша доля перейдет обществу.

В практике встречались случаи, когда после нескольких лет вполне успешной работы в результате юридический экспертизы документов обнаруживалось, что в квитанции о внесении уставного капитала значилась фамилия клерка юридической фирмы, никакого отношения к деятельности общества не имеющего. А если к этому моменту у общества есть недвижимость и иное имущество, это только увеличивает поле деятельности для агрессоров, желающих захватить вашу компанию.

Как важно правильно хранить корпоративную документацию

Очень важно разделить понятие корпоративной документации и документов хозяйственной деятельности общества.

К корпоративной документации относятся оригиналы устава (все редакции и изменения), учредительный договор, свидетельства о присвоении ОГРН, ИНН, КПП, протоколы общих собраний (очередных и внеочередных). А также переписка с участниками общества (запросы и ответы на запросы участников, копии извещений о назначении общих собраний с уведомлениями и т. д.). Копии документов на вступление в наследство (в случае смерти участника). Документы рассмотрения судебных споров и решения, вступившие в законную силу. Документы по переходу прав на доли общества. Контракт с генеральным директором общества и пр.

Все вышеперечисленные документы должны храниться отдельно от хозяйственной документации компании. В идеальном варианте можно назначить отдельного сотрудника для ведения корпоративной документации, который занимается подготовкой очередных и внеочередных собраний. А также подготовкой документов для внесения изменений в учредительные документы и последующей регистрации в налоговой инспекции, оформлением в случае необходимости нотариально заверенных копий учредительных документов. И ведет строгий учет организаций и учреждений, в которые направляются копии документов.

Зачем это нужно? Затем, что именно с помощью этих документов и содержащейся в них информации компанию можно захватить. Без них это практически невозможно, ну или во всяком случае – сложно.

Какие проблемы может доставить небрежность в подписях

Особо представляется необходимым остановиться на процедуре оформления протоколов очередных и внеочередных общих собраний, а также решений единственного участника. Почему при оформлении документов у нотариуса требуется полностью написать собственноручно фамилию, имя, отчество и поставить подпись? Все просто: определить подлинность подписи, если в ней не отражены хотя бы три буквы фамилии, практически невозможно – в связи с нехваткой материала для экспертизы. В лучшем случае заключение будет с вероятностью «50 на 50».

Но конечно, в законе нигде не сказано, что участники общества должны подписываться под протоколами общих собраний с полной расшифровкой подписи. При этом часто, если не сказать практически всегда, принято при составлении протокола делать две серьезные ошибки. Первая – подписывать протокол только председательствующим на собрании и секретарем.

Вторая – давать протокол на подпись другим участникам, но их подписи оставлять без расшифровки от руки. Исходя из того, что благодаря «талантливым» людям подделка любой подписи не составляет особого труда, когда угодноможет быть изготовлено любое решение общего собрания общества, на основании которого участники реально потеряют и доли в обществе, и контроль над компанией и его имуществом. Доказать фальсификацию будет очень и очень непросто – эксперт просто не сможет дать уверенного заключения.

Между тем для внесения изменений в учредительные документы достаточно заполнить необходимую форму заявления и сдать ее и выписку из решения участников общества в налоговой инспекции. Можно представить себе все последствия.

Как затруднить рейдерам фальсификацию печати компании

1. Использовать главную печать (металлическую, с уникальным оттиском) для заверения только тех документов, которым печать необходима в силу закона.
2. Для остальных случаев лучше использовать специализированные печати: «Для договоров», «Для пропусков», «Для удостоверений», «Для актов» и т. д.
3. Придать официальный статус специализированным печатям можно распоряжением руководителя, в котором указать порядок применения печатей и лиц, ответственных за их хранение и использование.
3. Долговременное использование одной и той же печати упрощает ее подделку. Так же, как пароль, печать следует периодически менять – хотя бы раз в год. При этом официально фиксировать факт уничтожения старой печати.

Спасением может стать детальное оформление каждого корпоративного действия

Чтобы избежать подобных проблем, прежде всего лучше все протоколы общих собраний, а также выписки из протоколов подписывать с полной расшифровкой фамилии, имени, отчества. А во-вторых, отойти от сложившихся правил подписания протоколов только председательствующим на собрании и секретарем. Протоколы должны подписываться всеми участниками.

Обществам с большим количеством участников можно порекомендовать составлять регистрационные листы с личными подписями участников которые проставляются перед началом собрания, и листы голосования по каждому вопросу повестки дня с указанием, как голосовал тот или иной участник. Этот документ также необходимо заверить подписями. Работа на первый взгляд муторная, но она делается один раз, при разработке формата. А потом листы просто заполняются на каждом собрании. Лист регистрации подшивается вместе с протоколом общего собрания. Это позволяет доподлинно знать и проверять итоги голосования по каждому вопросу повестки дня. Подделка такого протокола, особенно если он прошит и заверен печатью и подписью уполномоченного секретаря, значительно затруднит работу рейдеров.

Несколько слов о печати. Многие помнят, как на заре перестройки процедура оформления печати была крайне сложной. Необходимо было подготовить и утвердить на общем собрании эскиз, согласовать с ОВД, получить специальное разрешение. Сейчас проблем нет. Можно придумать любую печать и свободно заказать ее в специальной конторе. А еще многие компании заказывают несколько печатей и раздают их экспедиторам, кладовщикам и т. д. – «для ускорения процесса». Но какая польза запирать в сейф печать, которую можно заказать в любом переулке за копейки? Гораздо эффективнее будет приобрести металлическую печать, потому что ее оттиск является уникальным. Или хотя бы силиконовую печать, но с повышенной степенью защиты (см. врезку).

Еще несколько слов о роли юриста компании

Анализируя судебно-арбитражную практику по корпоративным спорам, нельзя не обратить внимания на то, что в качестве доказательств регулярно появляются совершенно противоречащие друг другу протоколы, передаточные распоряжения, реестры, договоры купли-продажи долей, акций, недвижимости и т. д. Все стало возможным именно в силу того, что руководители не принимают всерьез важность надлежащего оформления корпоративной документации, обеспечения надежной охраны. Как следствие – бесконечное хождение по судебным инстанциям, парализация деятельности компании, арест имущества.

Всего этого можно избежать только в том случае, когда корпоративные юристы имеют возможность проверять все документы компании и контролировать их хранение.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль