Контроль над должниками

1587
Елменов Андрей
финансовый директор ЗАО ПКФ «Макском Электро»
Финансовый директор «Макском Электро» рассказал об особенностях построения кредитной политики компании и процедурах, применяемых в отношении неплательщиков

Работая более 10 лет финансовым директором в торговых компаниях, я регулярно сталкивался с проблемной и просроченной дебиторской задолженностью. Причина этого – отсутствие четкой кредитной политики, определяющей условия предоставления отсрочки платежа клиентам и порядка работы с должниками.

Зачастую продукция отгружается с отсрочкой платежа «первому встречному» клиенту, не имеющему истории взаимоотношений с компанией в совокупности с отсутствием на балансе серьезных активов. Менеджеров по продажам можно понять: им нужно выполнять планы продаж. Штрафовать их, на мой взгляд, не выход. Исправить положение дел может помочь кредитная политика, органично вписывающаяся в финансовую стратегию компании.

Контроль по регламенту

Первый опыт разработки кредитной политики (10 лет назад) заключался в формировании регламента взаимодействия продающих подразделений и финансовой службы. Сначала заполнялась анкета кредитоспособности покупателя на основании которой ему по определенной схеме присваивались баллы. По сумме набранных баллов потенциальному дебитору определялся класс надежности покупателя с установленным для него кредитным лимитом (максимально возможные стоимость поставки с отсрочкой платежа и срок).

Причем лимиты определялись не только для отдельных групп покупателей, но и для бизнеса компании-продавца в целом. В противном случае могла возникнуть ситуация, когда компания, удовлетворив пожелания об отсрочке платежа всех надежных клиентов, сама осталась бы без необходимых финансовых ресурсов.

Со временем кредитная политика стала более качественной и технологичной. Во-первых, появился «хозяин» бизнес-процесса – кредитный менеджер, контролирующий работу коммерческого отдела в части предоставления отсрочек платежа, а также осуществляющий управленческий контроль выполнения кредитной политики. Во-вторых, большинство элементов кредитной политики реализовано в информационной системе.

Сейчас есть четыре этапа работы кредитного менеджера с должниками:
1. Уведомление клиента первый раз о допущенной просрочке платежа (уважительная форма письма, чтобы не оттолкнуть клиента). Сообщение отправляется спустя неделю после даты платежа по договору.
2. Отправка повторного напоминания дебитору (в письме указывается на возможность обращения в арбитражный суд) – две недели после даты платежа, предусмотренной договором.
3. Через три недели просрочки клиенту выставляются официальные претензии.
4. Спустя месяц начинается подготовка иска для передачи в арбитражный суд.

Такой механизм работы позволяет сохранить добропорядочных клиентов и в то же время не упустить время для возврата просроченной дебиторской задолженности.

Особое внимание необходимо также уделить подготовительным процедурам при отгрузке продукции клиенту в кредит. Другими словами, более тщательно собирать информацию о потенциальном дебиторе. Это позволит точнее оценивать их реальную кредитоспособность.

Ощутимый результат

Первые осязаемые результаты внедрения кредитной политики мы стали получать в течение первого года ее использования. Мы смогли проранжировать клиентов по классам кредитоспособности, сместить фокус управленческого контроля на дебиторов, имеющих 80% задолженности. В итоге удельный вес текущей «дебиторки» в реестре старения стал выше 80% против 50% первоначальных. По мере модернизации кредитной политики нам удалось достичь и главного результата: сомнительная дебиторская задолженность, возврат которой возможен только юридическими мерами, стала менее уровня существенности, установленного в компании (0,1% от выручки за один финансовый год).

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль