Имя экономит деньги

1217
Ларионов Александр
финансовый директор «ИНПРОМ»
Директор по финансам «ИНПРОМа» рассказал, как создавалась репутация хорошего заемщика, которая позволила снизить стоимость денег для компании

«ИНПРОМ» впервые вышел на публичный рынок в августе 2003 года, выпустив в обращение собственные векселя. Уже в 2004 году компания успешно разместила дебютный выпуск облигаций в объеме 500 млн рублей. Сейчас в обращении второй и третий выпуски облигаций на общую сумму 2,3 млрд рублей. В 2006 году портал cbonds.ru присвоил компании первые места в номинациях самого информационно открытого эмитента на вексельном и облигационном рынке.

Начать с малого

В 2003 году мы начинали с выпуска векселей, чтобы сформировать первоначальную кредитную историю и познакомить инвесторов с нашей компанией в преддверии первого выпуска облигаций. Конечно, первые деньги под «имя» нам давали только на 3–6 месяцев. Начав с 300 млн рублей, мы в течение последующих четырех лет нарастили объем вексельных обязательств до 800 млн рублей, постепенно снижая процентные ставки по нашим обязательствам – с 20% в 2003 году до 9% годовых в конце 2007 года.

В 2005 году встал вопрос: закрывать вексельную программу или нет? На тот момент у нас одновременно обращались на рынке и векселя, и облигации. Банки-организаторы облигационных займов не видели смысла продолжать вексельную программу, так как некоторые инвесторы предпочитали вкладываться в более доходные векселя, создававшие конкуренцию облигациям. Однако мы понимали, что вексельный и облигационный рынок различаются. Например, ЦБ ограничивает возможность банков инвестировать в векселя, считая их более рискованным активом.

Эти бумаги, как правило, интересны инвестиционным компаниям, представляющим интересы частных инвесторов, готовых идти на большие риски и получать большую премию. Кроме того, векселя – инструмент оперативного привлечения средств, в то время как облигационные займы предназначены для финансирования долгосрочных инвестиционных проектов со сроком окупаемости от трех и более лет. Мы не хотели отказываться от существенного пласта инвесторов, да и эффективный инструмент пополнения оборотного капитала не бывает лишним, поэтому компания не стала отказываться от дальнейшего выпуска вексельных займов.

Много инвесторов не бывает

С того момента как компания вышла на фондовый рынок, одной из ключевых задач стало повышение ликвидности долговых ценных бумаг. Было жизненно важно, чтобы мы стали интересны максимальному количеству инвесторов, а для этого необходима систематическая информационная поддержка. Для этого был создан отдел по связям с инвесторами (IR-служба). Его сотрудники сформировали базу потенциальных инвесторов, собирая любые доступные сведения из открытых источников и в ходе личных встреч. По созданному пулу контактных лиц стали регулярно рассылаться новости компании, предложения об участии в новых выпусках ценных бумаг, информация о выполнении обязательств перед инвесторами. Эта работа не была напрасной. Спустя некоторое время наш брэнд стали узнавать, мы попали в разряд «своих».

Следующим этапом для нас стало прохождение листинга на бирже. Ведь многие инвесторы, принимая решения, руководствуются формализованными критериями оценки надежности заемщика. Один из таких критериев – публичный рейтинг кредитоспособности (категория листинга). Выполнив это требование, мы автоматически получили бы доступ к новым, более крупным инвесторам.

Однако, чтобы попасть в котировальный список А1, компании пришлось немало потрудиться:

  • в совет директоров были введены независимые директора;
  • с 2003 года компания начала готовить аудированную отчетность по МСФО;
  • проведена реструктуризация бизнеса.
  • Все это потребовало немалых сил и средств, тем не менее мы добились поставленной цели.

Итог на 8,8%

В 2006 году, благодаря притоку новых инвесторов, ликвидность ценных бумаг «ИНПРОМа» многократно возросла. В свою очередь это позволило в 2007 году снизить процентные ставки по очередным купонам до рекордных 8,8% годовых (сроком на полтора года). Стоит отметить, что крупнейшие российские банки не могли найти средства на рынке дешевле 10% годовых, да и на меньший срок – от 3 до 6 месяцев.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль