Нереальные планы

998
Рое Дэвид
Автор: Рое Дэвид
Порой прогнозы компаний не сбываются. Что предпринять, чтобы избежать неприятных сюрпризов?

Джим Петтигрю, до недавнего времени финансовый директор инвестиционной компании Ashmore Group, работающей на развивающихся рынках, как-то заявил, что ему нравится скука. Любой, кто знает его или хотя бы эту компанию, инвестирующую миллиарды фунтов стерлингов своих клиентов в непредсказуемые и потенциально рискованные рынки, скажет, что такая работа может быть какой угодно, но не скучной.

Однако Петтигрю считал иначе: «Я почти уверен, что все, что мы делаем – это рутина, мы точно знаем, как действовать. Нет ничего скучнее, чем работать по жестким планам». Но так считают единицы. На самом деле инвесторы больше всего ненавидят сюрпризы. Они выдержат плохие новости, но вот неожиданные плохие новости – совсем другое дело. Это наглядно подтвердило исследование KPMG под названием «Уверенное прогнозирование: принципы работы ведущих финансовых компаний». В нем содержится детальное описание процессов прогнозирования деятельности крупных компаний. Несмотря на то что прогнозирование наряду с планированием и утверждением бюджета одни из ключевых функций финансовых директоров, многие испытывают разочарование от результатов такой работы и не в силах что-то изменить. Основной задачей ближайших трех лет финансовые директора называют совершенствование процессов планирования.

Будущие трудности

Понять причину недовольства финансовых директоров несложно: результаты, полученные в ходе исследования, неутешительные. Только 1% из 540 компаний, рассмотренных в ходе исследования, составляет точные прогнозы, 22% способны прогнозировать события с погрешностью в 5%. Менеджеры, участвовавшие в опросе (из них 30% – финансовые директора), заявили, что ошибка в прогнозе приводит к снижению цен на акции в среднем на 6%. Есть и другие примеры того, как неверное прогнозирование влияет на конечный результат. Акции компаний, где погрешность планирования не превышает 5%, поднялись в цене на 46% за три года, в то время как у всех остальных – лишь на 34%.

Более того, Джим Сатклифф, генеральный директор Old Mutual и один из респондентов, участвовавших в исследовании, считает, что, если реальный результат не совпадает с расчетами, цена акций может «снизиться на три четверти». Этому есть две причины. Как уже было сказано, инвесторы ненавидят сюрпризы. К тому же значительное расхождение между прогнозами и реальностью кого угодно заставит сомневаться в компетентности высшего руководства компании. Клиффорд Харст, финансовый директор публичной компании Zotefoams, разделяет это мнение и считает, что несбыточные планы «могут загубить карьеру».

В действительности искусство делать прогнозы предполагает правильный PR и умение учитывать психологию инвесторов. Например, Сатклифф утверждает, что аналитики предпочитают «прогнозы на небольшие периоды, к тому же в случае ошибки это не продемонстрирует нехватку компетентности в явной форме». Можно с уверенно-стью сказать, что большинство финансистов при планировании предпочитают завысить расходы и уменьшить ожидаемые прибыли. Неудивительно. Но, как подчеркивает Сатклифф, существует огромное количество примеров, когда филиалы и дочерние предприятия какой-либо компании стараются произвести впечатление на головной офис и без устали составляют чересчур оптимистичные прогнозы.

Бравада в финансовом планировании

Крис Джексон, декан финансового факультета Института дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса (ICAEW), уверен, что «существует множество уловок, которые можно использовать в процессе планирования». Он считает, что многие компании подбирают персонал, способный обеспечить точное прогнозирование, и это делает процесс управляемым и эффективным.
Харст говорит, что его компания (Zotefoams) применяет систему квартального планирования. Причем процент ошибок, по его словам, невысок. Двенадцать менеджеров по продажам составляют планы реализации, достоверность которых проверяется директором по продажам, и в случае необходимости корректируют их. Последняя правка в бюджет компании остается за Харстом и его генеральным директором.

Однако психология – не единственная причина больших погрешностей в прогнозах компаний. Неверные исходные данные могут так исказить картину будущего, как это не сможет сделать ни один излишне амбициозный менеджер. Около 47% опрошенных считают, что надежность финансовой информации, которую они используют для планирования, оставляет желать лучшего. Это проблема самой технологии планирования. Например, 40% респондентов используют при прогнозировании внешние источники данных, такие как правительственные экономические отчеты, в то время как более 20% опрошенных ориентируются на неэкономические факторы.

IT-обеспечение планирования не играет ключевой роли в точности оценок менеджмента. Но при этом 42% респондентов заявили, что эффективная автоматизация позволит улучшить качество прогнозов. В то же время 35% опрошенных ответили, что используемые в настоящее время информационные системы больше препятствуют, чем помогают точно спланировать результаты компании. В действительности 2/5 респондентов при планировании полностью полагаются на электронные таблицы.

Предсказывая денежные потоки…

Пол Уайт, директор Microsoft Dynamics UK, согласен с мнением, что низкое качество прогнозирования представляет собой реальную угрозу для крупных компаний. Вместе с тем он считает, что небольшие предприятия сталкиваются с аналогичными трудностями. «Средний бизнес не беспокоится о котировках акций, движение денежных средств – вот их основная головная боль, – утверждает Уайт. – Переговоры с банками будут более сложными, если у вас нет стабильной системы планирования денежных потоков».

Это мнение разделяет и Харст. Правда, он заявляет, что точное предсказание движения денежных средств – еще более сложная задача. «Я работал в ICI, где планирование денежных потоков было настоящим кошмаром. Как видите, это проблема не только небольших компаний», – вспоминает он.

Уайт – сотрудник Microsoft и обязан верить в современные технологии. Но вместе с тем он признает, что рынок информационных систем по бюджетированию не может похвастаться выдающимися результатами. «Любую систему, которая есть сегодня на рынке, вначале предстоит изучить и настроить для эффективной работы, – говорит он. – Это ограничивает число тех, кто может оценить эти программы, что неизбежно влияет на результативность проектов внедрений и качество прогнозов».

Представители KPMG не питают иллюзий относительно эффективности программного обеспечения в вопросах планирования. Их специалисты заявляют, что самое важное – правильная методология и точные исходные данные. «Компании должны понять все стратегические выгоды точного прогнозирования, которое может существенно повлиять на темпы роста их прибылей. Менеджмент должен определиться со своими ожиданиями от системы прогнозирования и только потом обеспечить все необходимое для эффективной организации этой работы», – говорится в отчете KPMG.

Составляя любой прогноз, нужно учитывать огромное количество факторов. Уайт из Microsoft утверждает, что «при прогнозировании доходов следует учитывать состояние экономики, темпы роста промышленного производства, результаты работы конкурентов, потребности покупателей, эффективность маркетинга, продаж, существующих цепочек поставок. При прогнозировании расходов нужно не забыть о планируемых объемах продаж, поступивших заказах, сложившихся тенденциях в прошедшем периоде, а также о макроэкономических показателях. Кто из финансовых директоров может точно спланировать движение денежных средств на период 30, 60 и 90 дней? Немногие».

Пять слагаемых эффективного планирования

Компании, чьи прогнозы наиболее достоверны, как правило, отличаются от всех остальных по пяти важным параметрам:

– они самым серьезным образом относятся к процессу прогнозирования и содержат специальный штат менеджеров, ответственных за финансовое планирование;

– одна из их основных целей – улучшение качества прогнозов. Они заинтересованы в углубленном планировании и детальном анализе ситуации;

– они эффективно используют доступную информацию. В процессе планирования принимают участие все менеджеры компании без исключения;

– они уделяют обработке информации и прогнозированию много времени, а также чаще пересматривают составленные планы;

– они увеличивают прибыль своих акционеров. Котировки акций таких компаний растут значительно быстрее.

Источник: компания KPMG

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль