Не спешите покупать

1009
Финансовый директор АПК «Стойленская Нива» знает, как правильно снизить стоимость приобретаемой компании на 5–10%

АПК «Стойленская Нива» с 2001 года занимается сельским хозяйством, переработкой зерна и хлебопечением. В 2007 году была сформирована и утверждена стратегия развития бизнеса на ближайшие три года. Помимо модернизации основных фондов сельскохозяйственных активов и улучшения продаж по направлению зернопереработка «Стойленская Нива» поставила перед собой цель – занять первое место по доле рынка среди хлебопекарных холдингов России. Выполнить такую задачу за счет развития собственных хлебопекарен было невозможно, поэтому компания выбрала для себя экстенсивный путь развития: скупку уже действующих заводов в европейской части России.

От слов к действию

К 2007 году «Стойленская Нива» уже владела шестью хлебокомбинатами. За прошедший год компания приобрела контроль над еще четырьмя. Общая сумма инвестиций в приобретенные активы составила около $25 млн. Мы профинансировали сделки M&A за счет собственных средств наших акционеров. Это избавило нас от трудностей с получением банковских кредитов.

Выбирали заводы мы по следующим критериям:

  • существующий объем производства, а также возможность его увеличить, например, за счет технического перевооружения предприятия;
  • доля рынка сбыта, которой владеет предприятие;
  • конкурентная ситуация на рынке хлебобулочных изделий в регионе;
  • общее состояние предприятия и отсутствие существенных юридических, финансовых и налоговых рисков.

При этом срок окупаемости инвестиций не должен был превышать пяти лет. К примеру, один из купленных нами хлебокомбинатов – ОАО «Сафоновохлеб» – по расчетам окупится уже за три года.

Прежде чем приступать к конкретной сделке, мы проводили анализ целевых регионов и предприятий. Доля рынка и объем производства оценивались на основании статистических данных, предоставляемых областными статистическими органами. Следующий шаг – рассылка предложений о покупке компаний. Если собственникам было интересно наше предложение, мы направляли к ним юриста, финансового менеджера, аудитора и инженера. Результат их работы – детальная информация о состоянии предприятия.

Доверяй, но проверяй

Работа по покупке любого актива начинается с due diligence и инвентаризации активов на балансе компании. Практически по всем купленным за год хлебокомбинатам в результате таких проверок нам удалось снизить цену, изначально заявленную собственниками, на 5–10%. У компаний почти всегда находились:

  • дебиторская задолженность, нереальная к взысканию;
  • неликвидные запасы сырья и материалов;
  • несписанные недостачи сырья и готовой продукции;
  • дебиторская и кредиторская задолженность по аффилированным лицам.

Были и еще сложности у приобретаемых нами компаний. Например, отсутствие оформленных прав на землю и непростые взаимоотношения с налоговыми органами. Порой налоговые проверки не проводились на протяжении трех лет. Для нас это дополнительные риски. В таких случаях мы старались инициировать налоговую проверку, фиксируя какую-то сумму средств от сделки на депозите до полного закрытия таких рисков.

Власть меняется

После покупки бизнеса первое, что мы делаем, –полностью меняем топ-менеджмент (генерального, коммерческого и финансового директора). Это позволяет быстрее интегрировать новый актив в структуру управления компанией, внедрять свои методы управления. И это приносит свои результаты:

  • увеличиваются объемы производства за счет улучшения работы коммерческой службы. Так, саратовский завод ОАО «Знак хлеба» увеличил объем производства с 40 до 50 тонн в сутки за полгода с момента приобретения предприятия;
  • расширяется ассортимент выпускаемой продукции. На смоленском заводе ОАО «Хлебопек», приобретенном в 2005 году, установлено несколько линий по производству более прибыльной мелкоштучной продукции, что позволило увеличить количество наименований выпускаемой продукции и повысить рентабельность предприятия;
  • повышается прозрачность бизнеса. Приходя на предприятие, мы стараемся полностью отсечь налоговые схемы оптимизации. Я имею в виду такие сделки, как реализация готовой продукции через торговые дома или аффилированным контрагентам по заниженным ценам и так далее.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль