Как выстроить учет, чтобы снизить издержки

1575
В опыте российских компаний есть случаи, когда правильно выстроенный учет затрат позволял существенно снизить издержки. Главное, чтобы все расходы учитывались не в целом по компании, а были максимально точно соотнесены с конкретными подразделениями или даже сотрудниками. Сам факт того, что за затратами сотрудников, «присматривает» финансовая служба, заставляет людей бережнее относиться к средствам компании. А если с показателем экономии увязана система мотивации, результат не заставит себя ждать

В производственной компании было несколько подразделений, по каждому из которых определялся финансовый результат, напрямую влияющий на вознаграждение менеджеров. Затраты на корпоративную сотовую связь учитывались в целом по компании и распределялись на подразделения пропорционально численности сотрудников. Считалось, что эти издержки несущественны. Когда же затраты на оплату мобильной связь превысили все мыслимые пределы, руководство решило разобраться, на какой из отделов компании приходится максимальное количество переговоров. Выяснили, но убеждать людей меньше разговаривать по мобильному телефону не имело смысла. Находилось огромное количество объяснений. Решение проблемы стало предельно простым. Расходы на мобильную связь, стали относить на затраты подразделения пропорционально реальному времени разговоров. Конечно, это повлияло на вознаграждение менеджеров. Итог – платежи оператору связи сократились в три раза в течение нескольких месяцев.

Затраты на качество

Для производственных компаний, как правило, актуальна задача оптимизации затрат на качество. Подобные издержки включают расходы на устранение брака и поддержание системы контроля качества. Чем больше компания тратит на контрольные процедуры, тем меньше расходы по устранению брака. Управление подобными расходами и поиск оптимального соотношения позволит не только улучшить качество продукции, но и даст неплохую экономию. Работа по снижению затрат на качество должна быть направлена на поиск и устранение потерь, отходов, ошибок, которые необходимо исправлять. Другими словами, предприятию предстоит свести к минимуму любую деятельность, которая потребляет ресурсы, но не создает ценности. В одной из российских производственных компаний для управления расходами на качество создали систему, получившую название «бриллиант».

Суть – комплекс поощрений сотрудников, предусмотренных за выявление бракованных деталей на ранних стадиях производственного процесса. Таким образом компания стремилась максимально снизить затраты на продукцию, содержащую брак из-за ошибок, допущенных на предыдущих стадиях производственного процесса. Чем раньше выявлен дефект, тем меньше производственных и непроизводственных затрат понесет компания. Если дефект обнаружен уже конечным покупателем, то помимо издержек на его устранение компания получит целый спектр непроизводительных затрат, таких как доставка, упаковка, хранение на складе и т. д.

Экономим на ремонте

Во многих компаниях те излишние затраты, причины которых «лежат на поверхности», уже оптимизированы. Дьявол кроется в деталях. Поэтому важно организовать работу по систематическому сбору и анализу предельно детализированной информации по каждому объекту основных средств, используемых в компании. Например, вести учет причин поломки оборудования, времени нахождения в ремонте, сравнивать установленные нормативы расходов и фактические результаты и т. д. Подобная информация позволит оптимально спланировать нагрузку, выявить неоправданные потери, заранее проводить профилактические ремонты, сделать выводы, когда нужно списать устаревшие основные фонды.

Консультанты не дадут готового результата

Привлечение консультантов на проекты по оптимизации затрат позволит определить возможные направления работ и дать методологию, но они не смогут за вас сократить затраты. Также использование сторонних специалистов оправдано, если предстоит выполнить объемную работу, например по исследованию и анализу бизнес-процессов. Как правило, у компании на это нет ни ресурсов, ни времени, ни соответствующих специалистов.

Консультанта можно и нужно приглашать для разработки системы снижения затрат и рекомендаций по ее внедрению, но реализовать в жизнь полученные рекомендации должны сами сотрудники предприятия.

Экономия во вред

Не всегда снижение издержек приносит пользу. В практике НАСА был реальный пример, когда на предстартовой проверке «Шаттла», постоянно выбивало один и тот же клапан. Когда стали разбираться в причинах, выяснили, что был административно урезан бюджет затрат на производство этой детали. Другими словами, никого особо не беспокоило, как подразделение производящее клапаны, сможет выпустить необходимые детали. Стояла вполне понятная цель – уложиться в бюджет. Итог: «произвели то, на что хватило средств». Да и в российской практике подобных примеров предостаточно. Кондитерская компания запустила производство элитного шоколада. Стремясь повысить рентабельность, вместо качественного масла, необходимого для производства, решили закупать более дешевый аналог. Хотя, казалось бы, позиционирование шоколада как элитного исключает возможность экономить на качестве. Разумнее было бы увеличить отпускные цены. Неутешительный результат – ухудшение качества продукции и снижение объемов продаж.

Чтобы подобных ситуаций не возникало, идеальный вариант, когда высшее руководство инициирует снижение затрат, а руководители подразделений предлагают решение поставленной задачи.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль