Спаси и сократи

3002
Оптимизация издержек – одна из основных задач финансового директора любой компании. Что нужно предпринять, чтобы снизить затраты?

Что выгоднее: сократить издержки, но при этом снизить и отдачу от них либо, наоборот, увеличить издержки и добиться еще большей прибыли? Однозначно на этот вопрос ответить нельзя – все зависит от стоящих перед менеджментом задач. Сокращение издержек, как правило, начинается с ряда причин:

  • кризисная ситуация с продажами, заказами и проектами. Нет продаж – нет выручки. Чтобы как-то удержаться на плаву, инициируется сокращение затрат;
  • конкурентная ценовая «война». Чтобы выжить, компания вынуждена снижать себестоимость продукции;
  • требования собственников, которых не устраивает текущая прибыль компании;
  • потребность в устранении ненужных (непроизводительных) затрат, которые не соответствуют текущей модели бизнеса.

У вас есть три варианта

Сокращение затрат неотделимо от понятия «эффективность затрат», или, говоря языком экономики, рентабельности затрат (выручка, отнесенная к затратам). Можно выделить три основные модели повышения эффективности издержек:

  • «чистое» снижение издержек – сокращение затрат, не влияющее на размер выручки, то есть основная экономия идет за счет постоянных затрат;
  • «интенсификация» затрат – происходит даже некоторое увеличение издержек, но при этом более существенно увеличивается и выручка. На практике это означает, что внедряются новые технологии и оборудование, которые увеличивают производительность компании, а следовательно, и выручку;
  • «фиксация» затрат – при росте выручки затраты не меняются. Как правило, это означает либо примитивное увеличение цены на продукцию, либо равноценное увеличение производительных затрат и снижение непроизводительных.

Достоинства и недостатки каждого из перечисленных вариантов приведены в таблице 1. Разумеется, это всего лишь модели, на практике же всегда воплощается в жизнь некий «коктейль» из них. В реальной обстановке у компании есть множество видов деятельности, огромное количество типов издержек, компания взаимодействует с разными поставщиками и партнерами и т. д. Поэтому лучше всего не следовать одной модели при сокращении затрат, а применять их дифференцированно, по ситуации.

Траты впустую

Какой бы вариант сокращения издержек вы ни выбрали, в любом случае стоит начать с сокращения так называемых непроизводительных затрат. Речь идет об издержках, которые не добавляют ценности (качества) готовой продукции компании. Перепроизводство продукции. Проблему перепроизводства продукции коротко можно выразить одной фразой: «производим больше, чем можем продать». К перепроизводст­ву продукции приводят недостатки планирования выпуска продукции, неадекватное понимание потребностей клиентов, большие производственные заделы. В результате затрачиваем массу ресурсов и времени, что в конечном итоге сводится к издержкам, а отдачи (выручки) не получаем.

Дефекты и переделка. Ситуация очевидна. На их устранение нужно потратить ресурсы, а отдачи нет.
Передвижения и перемещения материалов. В этом случае речь идет, конечно, о неоправданных перемещениях с места на место из-за нерационального расположения. Повышенные запасы. Излишние запасы «омертвляют» оборотный капитал, а также требуют дополнительных расходов на хранение. Причины их возникновения – это, как правило, недостатки планирования или тяга отдельных руководителей купить «про запас».

Излишняя обработка – добавление продукции таких свойств и такого качества, которое не востребовано потребителем и за которое он не готов платить. Простои в работе. Простои в работе ведут к тому, что в среднем на единицу выпущенной продукции увеличивается доля постоянных затрат. Конечно, для устранения или минимизации каждого из этих видов непроизводительных потерь необходим детальный анализ ситуации и выявление первопричин, в зависимости от них уже будут приниматься конкретные решения. Общие подходы к сокращению непроизводительных затрат представлены в таблице 2.

Плановое сокращение

Сокращение издержек должно происходить не хаотично, а систематически и иметь под собой соответствующую методическую основу. Для этого компания должна разработать программу снижения затрат и реализовать ее с учетом своих целей, условий и ограничений. Цель программы – сокращение издержек до необходимого уровня. Например, сокращение уровня запасов к концу года на 30% от текущего уровня.

Условия реализации программы – это те внутренние и внешние условия, при которых ожидается достижение цели. Например, площадь складских помещений 2000 квадратных метров, номенклатура хранимых ТМЦ – 10 000 наименований. Ограничения – это некие существенные параметры, влияющие на реализуемость программы (достижение целевых значений критериев). В данном примере ограничением будет достаточность запасов сырья для обеспечения реализации заданной производственной программы.

Программа сокращения издержек представляет собой структурированный перечень мероприятий по снижению затрат, пояснительную записку и план действий должностных лиц. Каждое мероприятие описывается по следующим параметрам: суть предлагаемых изменений, длительность, расходы на реализацию программы и экономический эффект, который будет достигнут. Например:

  • снижение закупочных цен на муку за счет заключения договоров с поставщиками на особых условиях;
  • в течение 1–2 месяцев;
  • малозатратное мероприятие;
  • при снижении цен на 2% в течение года и текущих объемах закупок экономия составит 100 млн рублей в год.

Последовательность действий

Формирование перечня мероприятий по сокращению издержек – довольно сложная в реализации задача. Общая последовательность действий следующая.

ШАГ 1. Сбор данных о структуре издержек компании

Собираются данные о текущем и историческом состоянии издержек компании. Желательно, чтобы информация была из источников управленческого, а не только бухгалтерского учета. В управленческом учете, как правило, более полные и адекватные аналитические разрезы. Оптимально – по данным системы бюджетирования. Историческую информацию об издержках желательно собрать не менее чем за последние три года поквартально, а лучше помесячно, и сделать поправку на инфляцию.

ШАГ 2. Анализ данных об издержках

В ходе анализа собранных данных прежде всего исследуется изменение затрат во времени. Таким образом можно изучить сезонность изменений, а также проанализировать влияние различных внешних и внутренних факторов на затраты (изучение корреляционных зависимостей). Понятно, что в первую очередь нужно обратить внимание на те издержки, которые наиболее существенно выросли за последнее время. Далее затраты ранжируются по удельному весу в общей сумме. И, наконец, что немаловажно, необходимо изучить вопрос об управляемости издержек, то есть выделить те из них, на которые компания может влиять. Так, например, затратами на сырье, которое производит ограниченный круг поставщиков, компания вряд ли сможет управлять. Зато возможно регулировать расходы на персонал. Разумеется, в дальнейшем не имеет смысла рассматривать неуправляемые статьи затрат.

ШАГ 3. Определение перспективных направлений снижения затрат

Перспективными направлениями снижения затрат будут те статьи, которые являются наибольшими по абсолютным значениям и в то же время управляемыми. Сокращать нужно те из них, у которых удельный вес наибольший. Даже если вам удастся сократить затраты на канцелярские товары, на которые компания в месяц тратит 100 рублей, на 50%, это не даст того же эффекта, как если бы были сокращены издержки на покупку материалов для производства (50 млн рублей в месяц) на 1%. Необходимо проанализировать, как уменьшение величины издержек отразится на общих результатах деятельности компании. Например, существенное снижение расходов на персонал без изменения технологии работы вызовет недовольство работников, и компания рискует потерять наиболее квалифицированных специалистов.

ШАГ 4. Разработка мероприятий по сокращению затрат

После того как определены перспективные направления снижения затрат, надо понять, как формируются эти затраты и с какими бизнес-процессами они связаны. Это позволит получить ответ на вопрос: что следует предпринять, чтобы снизить издержки? Как правило, к данной работе нужно привлекать руководителей подразделений, внешних экспертов или консультантов, которые на основе собранной информации способны предложить ряд альтернативных путей снижения издержек. Предложенные мероприятия оцениваются с точки зрения экономического эффекта от их реализации. На данном этапе оценка будет неточная, однако погрешность должна быть не более 10%. В первую очередь должны быть реализованы те из них, которые принесут наибольший эффект.

ШАГ 5. Детальная проработка мероприятий как инвестиционных проектов

Для целей более детального анализа наиболее перспективные мероприятия оцениваются примерно по той же методике, как и инвестиционные проекты. Для каждого из них рассчитывается NVP (Net Present Value – чистый денежный поток). За входной поток принимается сумма экономии, исходящие потоки – затраты на реализацию проекта в периоде.

В дальнейшем сформированная таким образом программа сокращения затрат выносится на рассмотрение высшего руководства компании, и уже оно принимает решение о реализации представленных мероприятий, назначает ответственных и распределяет задачи.

Как воплотить в жизнь

Даже при утвержденной программе сокращения издержек компания может столкнуться с рядом проблем. На первом месте, как правило, стоят технические трудности, связанные с внедрением нового оборудования и технологий, изменением производственных бизнес-процессов. Решение может быть только одно – качественное планирование и осуществление проектов по техническому перевооружению и реконструкции, тщательный выбор поставщиков и подрядных организаций. Финансовому директору же в первую очередь предстоит решить вопрос финансирования предстоящих перемен. На первый взгляд представляется парадоксальной ситуация, когда финансовые ресурсы компании минимальны и нужно найти средства для сокращения затрат.

На самом деле решений может быть много: приобретение оборудования в лизинг либо с помощью программ льготного кредитования, использование векселей и т. п. Ну и разумеется, компании придется решать кадровые вопросы, особенно если сокращение затрат связано с оптимизацией численности персонала. Здесь универсального решения нет, но в любом случае очень важно будет провести внутреннюю PR-кампанию в пользу снижения издержек, а также предусмотреть систему бонусов для ключевых сотрудников.

В целом залогом успешного претворения в жизнь мероприятий по сокращению издержек будут:

  • качественное планирование и исполнение проекта снижения издержек; независимая экспертиза мероприятий с привлечением внешних экспертов и консультантов;
  • поддержка персонала и высокая заинтересованность руководства в реализации программы;
  • привлечение надежных источников финансирования для реализации затратных мероприятий.

Успешная реализация программы снижения затрат и создание механизма регулярной оптимизации расходов позволит компании повысить эффективность бизнеса или использовать низкие цены на продукцию как одно из ключевых преимуществ в конкурентной борьбе.

Таблица 1. Модели повышения эффективности издержек

 

Модели повышения эффективности издержек Недостатки Преимущества
«Чистое» снижение издержек Требуется серьезный анализ затрат Компании. Риск недовольства персонала. Риск снижения производительности труда за счет устранения действительно необходимых затрат Реальное снижение издержек за счет избавления от непроизводительных затрат. Увеличение рентабельности
«Интенсификация» затрат Возможно лишь в случае доступности новых рынков сбыта и потребителей.Требует инвестиций и их обоснований Увеличение выручки за счет внедрения новых технологий и увеличения выпуска продукции.Поддержка большинством персонала (в случае грамотной мотивации). Увеличение рентабельности
«Фиксация» затрат Поднятие цен далеко не всегда возможно. В случае увеличения выпуска продукции не избежать увеличения затрат. Увеличение рентабельности при фиксированных издержках. Вариант – увеличение выпуска при снижении затрат

 

Таблица 2. Направления сокращения непроизводительных затрат

 

Виды непроизводительных потерь Способы сокращения потерь
Перепроизводство продукции Проведение исследования потенциального спроса. Улучшение качества планирования производства. Сокращение времени на наладку и переналадку производственных линий
Дефекты и переделка Внедрение систем «защиты от дурака» Внедрение систем контроля за выполнением операций
Передвижения и перемещения материалов Оптимизация перемещений в производственных процессах. Рациональная организация рабочих мест, производственных линий, расположения мест хранения
Повышенные запасы Оптимизация планирования запасов. Применение методик «точно в срок», «канбан»
Излишняя обработка Изменение потребительских свойств продукта и технологии производства
Простои в работе Выравнивание загрузки производственных линий, синхронизация процессов

 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль