Прибыль галлонами

952
Для производства односолодового виски нужно 12 лет. Финансовому директору компании William Grant & Sons Алексу Шоту этого срока более чем достаточно для дистилляции своей собственной смеси развития и прибыли

Семейных компаний, которые видели пять поколений своих владельцев и дожили до наших дней, не так уж и много. «Вильям Грант и сыновья» (William Grant & Sons) – одна из них. И проблема выживания перед бизнесом не стоит. Производство и продажа односолодового виски Glenfiddich процветает, а получаемая прибыль позволяет выплачивать дивиденды в размере 200 млн фунтов паре дюжин наследников Гранта и Гордона.

Несмотря на то что семейное дело по производству виски принадлежит шотландцам, основано оно было викторианским финансистом. А своим успехом компания обязана амбициям семьи и тем рискам, на которые они шли. Покупая земли для закрепления прав пользования водой, приобретая недвижимость для постройки нового винокуренного завода, игнорируя устоявшиеся в то время негласные правила отрасли, которые не рекомендовали компаниям организовывать оптовую торговлю, заниматься купажированием виски и его экспортом, «Вильям Грант и сыновья» за 120 лет сделали Glenfiddich самым продаваемым односолодовым виски. А их еще один бестселлер – Grant’s стал четвертым в мире по количеству продаж среди марок виски, произведенных из разных сортов солода (после Ballantine, которое выпускает Pernod Ricard, J&B и Johnny Walker, производимых Diageo).

Три брэнда – Glenfiddich, Grant’s и The Balvenie приносят компании около 85–90% дохода. Но на данный момент у William Grant & Sons есть множество новых брэндов и некоторые из них – это даже не виски. Выпуск джина Hendrick’s начался четыре года назад, а водка Reyka, которой еще не исполнилось и 18 месяцев, – первый и единственный продукт, разливаемый в Исландии. Прочие брэнды, такие как ром Sailor Jerry и бренди Three Barrels, были скорее приобретены, чем выпущены самостоятельно.

Новые брэнды

Финансовый директор William Grant & Sons Алекс Шот рассказывает, что, несмотря на устойчивую позицию на рынке, компания не похожа на крупные транснациональные корпорации, производящие спиртные напитки.

«Мы стараемся снизить нашу зависимость от производства и реализации именно шотландского виски и выйти на рынок с новыми продуктами, такими как ром, бренди и водка. Но все они относятся к классу супер-премиум, – говорит он. – Diageo, а также Pernod обладают достаточно сильными позиция-ми на этом рынке, но мы вполне можем занять нишу продуктов премиум-класса. Крупные игроки рынка обладают широкими продуктовыми линейками. Мы должны сделать нечто похожее, но будут и отличия. Зачем кому-то вести дела с William Grant? Единственное объяснение: потому что мы выпускаем просто великолепные спиртные напитки и будем продолжать изобретать новые».

Между тем появление линейки новых брэндов, чья доля в общей выручке компании крайне мала, вносящих неразбериху, а не разнообразие, – очевидная проблема.

«Наша продуктовая линейка точно выверена, – уверяет Шот. – Каждый сорт востребован».

Он объясняет, что некоторые новые продукты облегчили William Grant выход на рынок, так как были приобретены вместе с их основными дистрибьюторами.

Не стоит забывать и о финансовой выгоде, добавляет Шот. Неудивительно, для производства Glenfiddich нужно 12 лет: традиционное односолодовое виски должно быть минимум десятилетней выдержки, виски из разных сортов солода – от трех лет.

«Для финансирования всего этого требуются немалые средства, которые отвлекаются из оборота на длительный срок, и это одна из причин, по которым мы начали заниматься спиртными напитками, не требующими многолетней выдержки, – говорит он. – Это те продукты, которые можно перегнать, разлить и сразу же продать».

Продвижение каждого брэнда зависит от его уникальных характеристик. Hendrick’s, например, необычный джин: по мнению маркетологов, он должен подаваться с огурчиками. Приносить прибыль он стал только сейчас.

«Мы поставляли небольшие партии джина в избранные розничные магазины и бары и только сейчас выходим на крупные супермаркеты. Но даже там наша продукция должна удержаться в ценовой категории премиум. Обычно, когда вы начинаете работать с супермаркетами, цены на вашу продукцию снижаются за счет скидок. Вы увеличиваете объем поставок, но неоправданно сильно снижается рентабельность. Поэтому пока мы рассматриваем это как долгосрочную задачу», – говорит Шот.

Одно из серьезных наших преимуществ, уверяет Шот, в том, что мы частная, а не публичная компания. Да, оборот компании превышает 350 млн фунтов, а прибыль до вычета налогов – 75 млн фунтов. Пару лет назад, когда Glenmorangie была куплена Moёt Hennessy, William Grant могла быть запросто оценена в 1,5 млрд фунтов, что позволило бы ей участвовать в индексе FTSE-250 (биржевой индекс, основанный на курсах акций 250 компаний с наибольшей капитализацией, включенных в котировальный список Лондонской фондовой биржи. – FD).

«Но нам это не нужно, – добавляет Шот. – Наш долгосрочный план – стабильный рост доходов. Мы не слишком много внимания уделяем погоне за быстрой прибылью. Сейчас нам нужно закрепиться на новых рынках, наращивать объемы выпуска, а также расти за счет слияний и поглощений, которые позволят найти выходы на рынки сбыта, но не лишат нас независимости в принятии решений».

«Но учитывая существующие тенденции объединения компаний в отрасли, давление, оказываемое на нас, очень велико. Поэтому другая составляющая стратегии – удержаться в бизнесе, наращивая линейку брэндов, модернизируя уже существующие, в то же время не забывая о том, что их качество должно быть просто великолепным, а цена – высокой».

Работа в семейном бизнесе связана с риском. Финансовый директор не защищен от акционеров. Но есть и преимущество – важные решения принимаются в кратчайшие сроки

Клановый управляющий

Шот добавляет, что после покупки новых активов главная задача – «интеграция бизнеса в общую структуру: когда вы покупаете французскую компанию, вам нужно учитывать разницу в культуре, языке, структуре управления и обычаях ведения дел».

На протяжении своей многолетней истории компания William Grant постоянно менялась и эволюционировала. И XXI век не стал исключением. В последние годы высшее руководство семейного бизнеса сильно изменилось. Раньше компанией руководил исполнительный директор – председатель совета директоров, к Грантам не имеющий никакого отношения. Сейчас все наоборот. Председатель совета директоров – Чарльз Грант Гордон, 79-летний, но все еще энергичный и страстно радеющий за семейный бизнес представитель четвертого поколения основателей. А должность исполнительного директора занимает Хавьер Ферран, бывший глава Bacardi. Почему так? Изменения в руководстве четыре года назад произошли потому, что «семья была недовольна тем, как ведутся дела», говорит Шот.

Тесные связи

«Связи в компании очень близкие, что может доставить определенные проблемы, так как вы зачастую никак не защищены от акционеров, – говорит Шот, также утверждая, что иногда желания разных членов семьи не совпадают. – Но, с другой стороны, это упрощает и ускоряет реализацию задуманного. Для принятия даже самых важных решений не нужно много времени. Мы стараемся со всей ответственностью подходить к принимаемым решениям, чтобы быть уверенными в их правильности. Но если решение принято, то исполняется оно очень быстро».

Curriculum Vitae

Имя: Алекс Шот
Возраст: 39 лет
Квалификация: CIMA (Институт управленческого учета (Chartered Institute of Management Accountants))
Карьера:
2003 – н. в.: Финансовый директор, William Grant & Sons
2001–2003: Управляющий директор производственного бизнеса
1998–2001: Начальник отдела сбыта
1996–1998: Финансовый контролер
1994–1996: Консультант Coopers & Lybrand
1989–1994: Coca-Cola Schweppes

Компания William Grant планирует свою работу на три года вперед. «Есть аргументы в пользу того, что период планирования должен быть дольше, – признается Шот. – Все же для того, чтобы сделать бутылку Glenfiddich, требуется в четыре раза больше времени. Но с учетом концентрации бизнеса на выпуске новых продуктов трехлетний план все же представляется более эффективным для целей управления».

Бизнес генерирует огромные потоки денежных средств, и поэтому после семейного обсуждения два года назад было принято решение выплатить акционерам 200 млн фунтов в виде специальных дивидендов. После составления годового баланса компания переводит средства в собственную инвестиционную компанию – по сути, это процедура возврата средств владельцам бизнеса. Это было неплохое решение. С одной стороны, акционерам не приходилось платить налоги на прибыль, а с другой – дало возможность диверсифицировать риски, они могли выбирать: вкладывать в развитие бизнеса или воспользоваться другими инвестиционными инструментами.

В то время как руководство старалось сделать акционеров счастливыми, им приходилось работать еще и над тем, как восполнить пробел в британской системе пенсионного обеспечения своих сотрудников, составляющий 42 млн фунтов. Найденное решение включало специальные отчисления, введение вкладов для персонала, более высокие выплаты со стороны компании. По словам Шота, сейчас дефицит сократился до 23 млн фунтов.

«Это только кажется простым, но нам пришлось немало поработать, чтобы поправить дела. У нас есть план, рассчитанный на 10 лет. Делать виски дольше, чем приводить в порядок нашу пенсионную программу».

Консервативная бухгалтерия

Так как дело было основано шотландским финансистом, William Grant все еще придерживается консервативного подхода.
«Вместо того чтобы капитализировать средства, мы пытаемся тратить их как можно больше. Поэтому цены на наш товар в будущем видятся мне конкурентоспособными настолько, насколько это вообще можно себе представить», – говорит Шот.

Ключевое место в балансе компании – 200 млн фунтов незавершенного производства и готовой продукции. Это много, если сравнивать с годовым оборотом в 350 млн фунтов, но не так много, как может показаться. Нужно принять во внимание срок «созревания» виски.

«Котирующиеся компании стремятся капитализировать как можно больше, в то время как мы капитализируем столько, сколько действительно нужно».

Что касается самого Шота, то он поначалу и не думал о карьере финансиста в компании, производящей спиртное. Проходя обучение в Нейпирском университете, он параллельно работал в подразделении маркетинга компании Coca-Cola Schweppes. Но так делали все.

«После окончания учебы я был приглашен на работу в финансовую службу, и это было просто великолепно», – вспоминает он.

В Coopers & Lybrand Шот выполнял работу консультанта по оптимизации цепочки поставок. Этот опыт оказался крайне полезным ему, когда Шот перешел в William Grant на должность финансового контролера. Через два года он занял должность руководителя отдела снабжения, чтобы помочь компании решить проблемы с клиентами. Затем он стал директором производства: отвечал за все, начиная от перегонки виски до розлива его в бутылки и упаковки в ящики. Шот даже устроил нам небольшой тур по заводу, расположенному в Ланаркшире (графство в Шотландии. – FD), там же, где и головной офис. Бутылки виски Grant’s проносились мимо со скоростью 500 штук в минуту. Шот объяснил, что происходит на линии.

«Прополоскать, заполнить, закупорить и приклеить этикетку. Это же здорово, не правда ли? Очаровательно! Мне это нравится!»

Еще один шотландский финансист в бизнесе по производству виски, текущему по его жилам.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль