Путь к успеху

1127
Проблемы с организацией частного государст-венного партнерства свойственны не только российским компаниям. Британские финансисты уверены, если сделать все правильно, прибыли компенсируют любые риски

О чем речь?

Private Finance Initiative (PFI)
– частная финансовая инициатива. Государственная программа в Великобритании. Суть – передать права частным компаниям на строительство и эксплуатацию объектов общественного пользования (дорог, школ, больниц, линий метро и т. д.). Варианты взаимодействия могут быть совершенно разными:

1. После окончания работ объект берется государством в долгосрочную аренду при условии, что компания будет обеспечивать его эксплуатацию. Возврат средств происходит за счет арендных платежей.
2. Платежи поступают непосредственно от пользователей построенных объектов (платные дороги), а государство контролирует работу компании.

Использование частной финансовой инициативы выгодно и компаниям, и государству. Всевозможные риски равномерно распределяются между участниками, а также можно привлечь более дешевое финансирование проектов под госгарантии.

В России сейчас готовится около 200 проектов, в которых будет участвовать как государство, так и частный бизнес. По неофициальным данным, 12 проектов уже получили одобрение. Основная проблема, с которой сталкиваются российские компании в области PFI, – отсутствие законодательной базы.

Если вы самостоятельно попытаетесь разобраться в том, что представляет собой такая форма взаимодействия государства и бизнеса, как частная финансовая инициатива (PFI), то скорее всего убедитесь, что о таком способе сотрудничества лучше забыть как можно быстрее. Однако существует примерно 600–700 PFI-проектов, и большинство из них стоимостью около 55 млрд фунтов были реализованы в установленные сроки и в рамках предусмотренных бюджетов.

Несмотря на это, были и действительно впечатляющие провалы. Последний и самый известный в этом списке – проект Лондонской группы обеспечения поддержки метро Metronet.

Что же заставляет частные компании вести борьбу за PFI-контракты, если только стоимость подготовки к тендеру может стоить 1 млн фунтов и никаких гарантий успеха? Более того, подобные проекты требуют от счастливчика прошедшего тендера взять на себя существенные риски.

Джон Ричардс, финансовый директор Miller Group, и Марк Бакстер, заместитель директора, в государственном частном партнерстве (PPP) Miller Construction были вовлечены в PFI-контракты на строительство примерно 60 школ общей стоимостью более миллиарда фунтов. Они считают, что в то время, когда появилась такая форма работы, как PFI, у строительных компаний просто не было другого выбора, кроме как участвовать в подобных контрактах.

«Мы согласились тогда участвовать в строительстве, так как происходящее представлялось нам прямой дорогой к выгодным правительственным контрактам. PFI должна была инициировать большое количество долгосрочных проектов, и мы хотели участвовать в этом», – говорит Джон Ричардс. Однако скоро многие осознали, что есть выгодные PFI-контракты и не очень, и не стоило участвовать во всех без разбора.

Нет места для маневра

«Риски в PFI-контракте значительно выше на начальном этапе для подрядчика, чем в традиционных контрактах», – говорит Марк Бакстер. Как правило, это проекты на крупную сумму с фиксированной ценой, и если вы неправильно оцените свои возможности, то после того, как вы заключите сделку, для маневров не останется места.

«Реализуя подобные проекты, компания берет кредит в банке. Если вы не успеваете выплатить проценты по кредиту, то должны не только погасить задолженность перед банком, но и выплатить штраф клиенту. Причем этот штраф значительно выше, чем в обычных договорах на строительство, так как именно компания-подрядчик обслуживает заем, а не заказчик», – объясняет Марк Бакстер.

Другая необычная черта частной финансовой инициативы – долгосрочность проектов, которые могут длиться больше 25 лет, а в некоторых случаях – около 40. «Раньше срок действия контракта определялся заемщиками исходя из того времени, на которое они готовы были одалживать средства. Обычно это 25–30 лет, таким же был и срок действия договора», – рассказывает Марк Бакстер.

Частные компании финансируют проект, а понесенные ими затраты компенсируются государством на ежемесячной основе. Как и с любой «закладной», чем больше срок действия договора, тем дешевле компаниям обходится финансирование.

Наиболее распространенная ситуация на ранних стадиях развития PFI – попытки компаний повысить свою прибыль за счет рефинансирования проектов. Когда какой-либо проект уже был запущен и в успехе не возникало сомнений, подрядчикам несложно было найти нового «спонсора», который согласился бы рефинансировать сделку на более выгодных условиях: больший срок и меньше процентная ставка по кредиту.

Но поскольку выплаты от государства оставались неизменными, снижение затрат после рефинансирования значительно увеличивало чистую прибыль компаний подрядчиков.

Такой подход к ведению бизнеса привел в ярость заказчиков со стороны государства. Ими это воспринималось как обман, так как размер выплат во многом зависел от заявленных изначально компанией-подрядчиком расходов. Состоялось даже несколько судебных разбирательств по этому вопросу. Самое знаменитое дело – PFI-проект тюрьмы Fazakerley в Килмарноке, когда за счет рефинансирования рост прибылей компании-подрядчика составил 81% (по данным национального финансово-ревизионного управления).

Однако позже Комитет по государственному бюджету решил, что такой подход – не финансовая афера, а прекрасное управленческое решение при условии, если государст-во получит минимум 30% от результата рефинансирования.

Изменить решение

Долгосрочность PFI-проектов может порождать серьезные проблемы. Представьте, что госорганы внезапно решили, что им больше не нужна больница или какая-то школа. Поэтому все сомнения по поводу подобных проектов – всего лишь попытка найти механизмы для достижения большей гибкости, чтобы они стали беспроигрышными для обеих сторон при любом развитии событий.

Даррил Мерфи, директор по инфраструктуре и управляющий директор группы по проектам и финансированию экспорта HSBC, управляет банковскими сделками PFI в Великобритании и Европе. Он считает, что, если государству понравится концепция бесконечной гибкости, это неизбежно выльется в существенные дополнительные затраты на проект. «Если ведомство хочет остановить через 10 лет проект, который рассчитан на 30, ему придется компенсировать связанные с этим убытки. Такова природа проектного финансирования», – рассказывает Даррил Мерфи.

«Механизм изменений в текущих договорах PFI регулируется инвесторами и абсолютно негибок. Это вполне понятно, они заинтересованы в том, чтобы вы не меняли профиль рисков как попало», – говорит Даррил Мерфи.

Неприятные сюрпризы

Соглашайтесь на проект, только если вы действительно сможете сделать все так, как написано в договоре. Если вы передумаете, то последствия будут крайне неприятными. Сейчас подрядчик должен заранее сказать, какой будет цена на разных этапах проекта.

Проблема в том, говорит Марк Бакстер из компании Miller Group, что «государственным органам ненавистна мысль о гибких цифрах, учитывающих меняющиеся условия работы».

Рона Харпер, партнер отдела проектов юридической компании Shepherd & Wedderburn, утверждает, что PFI-проектами могут быть только те работы, когда всем все понятно и можно заранее оценить все риски. В большинстве случаев заранее оценить объемы работ по разным причинам нельзя.

Подобные трудности возникают с крупными контрактами на IT-услуги. Если никто не может написать четкое техническое задание на начальном этапе работ, то можно говорить о том, что работа по контракту будет провалена. Урок для компаний предельно ясен: «Понимайте свой проект до мелочей и оценивайте свои риски. Если вы не видите всех рисков, то можете за это поплатиться».

Бывший партнер Deloitte Эрик Трейси был призван в качестве финансового директора по изменениям в компанию Amey, которая владела акциями в PFI-сделке Tubelines – PFI-проект лондонского метро. Эрик Трейси указывает, что компании частного сектора находятся под ужасным давлением, когда нужно определить цены по PFI-контрактам. «Вам действительно важно смоделировать все, что может случиться, и это совсем не просто. Если вы не сделаете этого, готовьтесь к неприятным сюрпризам», – говорит он.

За горизонтом

Перспективы PFI не столь безоблачны. Да, у государства есть планы протолкнуть через этот инструмент десятки миллиардов фунтов. Но вместе с тем есть серьезная преграда, которую правительство называет «конкурентным диалогом».

Идея в том, что до финальной стадии выбора подрядчиков дойдут лишь те компании, которые способны вести долгие переговоры с государством. «Положительная сторона конкурентного диалога в том, что государство сможет быть уверено в правильности своего выбора и в заинтересованности подрядчика. Отрицательная – чересчур продолжительная процедура принятия решения и как следствие рост сопутствующих этому затрат», – говорит Джон Ричардс.

Отличительная особенность частной финансовой инициативы, которая хороша как для компаний подрядчиков, так и для государства, – возможность привлечения инвесторов.

Поскольку такие контракты могут генерировать прибыль до 13% годовых на протяжении 25 лет, они интересны новым инвесторам. Допустим, затраты на такую покупку отнимут 7% общей прибыли, но оставят покупателю гарантированный доход в 7%.

Такие варианты работы по PFI-проектам позволяют снизить их стоимость, а главное, обеспечить необходимую гибкость и высокую вероятность успешного завершения.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль