Становитесь умнее

1207
Финансовый директор должен позаботиться о том, чтобы члены его команды не были простыми операторами электронных таблиц, а стали реальными партнерами

Когда бухгалтер по управленческому учету становится чем-то большим, чем просто бухгалтер? Когда превращается в делового партнера. Это утверждает исследование Института сертифицированных бухгалтеров по управленческому учету (CIMA), цель которого – определить, как крупные компании будут относиться к своим финансовым подразделениям. В основе исследования – ряд дискуссий на форуме CIMA, посвященных оптимизации принятия решений. В мире, где глобальные рынки предоставляют каждой компании равный доступ к ресурсам, а бизнес-процессы предприятий все больше унифицируются, единственным реальным отличительным признаком бизнеса остается процесс принятия решений.

Как объясняет Питер Саймонс, один из авторов исследования, ведущие компании мира, такие как Unilever, Shell, BP и Vodafone, уже сейчас трансформируют свои финансовые подразделения. Цель – создать партнеров по бизнесу вместо счетоводов. Для этого понадобится существенно расширить традиционную роль бухгалтеров по управленческому учету – предоставление специальных отчетов линейным менеджерам и правлению. Такая потребность возникла, когда корпоративные системы стали предоставлять огромное количество любых данных. Чтобы эта информация была понятна линейным менеджерам, требуется ее профессиональное осмысление и анализ. Однако и эту проблему решили комплексные информационные системы, предоставляя руководству данные по требуемым показателям, о которых любой руководитель раньше мог только мечтать.

Что же может предложить бухгалтер по управленческому учету после того, как линейный менеджер уже получил лаконичные ключевые показатели эффективности и важные цифры, относящиеся к области экспертного анализа? И что они получают, нажав на кнопку мыши?

Партнеры по бизнесу

По данным CIMA, в последнее время появляются квалифицированные бухгалтеры-управленцы, берущие на себя роль партнера по бизнесу. Чтобы делать это эффективно, им нужно хорошо разбираться в специфике работы линейного менеджера и проблемах, с которыми он сталкивается. Они должны не только обладать знаниями в области финансов, но и уметь преподнести свои идеи менеджменту в выгодном свете.

Нужно признать – изменения действительно происходят, и в этих условиях компании ведут себя по-разному. Accenture и KPMG провели исследование, цель которого выяснить, насколько финансисты ведущих компаний готовы взять на себя роль партнеров по бизнесу.

Скотт Паркер, глава отдела финансового управления KPMG, утверждает, что компании списка FTSE-100 осознали глобальную нехватку квалифицированных финансистов. Поэтому сотрудники финансового департамента сегодня расцениваются как актив, который компании стремятся максимально развить, чтобы сохранить конкурентоспособность бизнеса. Об этом свидетельствует тот факт, что примерно в половине компаний из списка FTSE-100 есть внутренние финансовые академии. Их задача – повышение профессионального уровня финансистов с тем, чтобы они привнесли свой вклад в стоимость компании.

Однако Скотт Паркер считает, что понимание ситуации есть далеко не у всех. «У большинства компаний, не входящих в FTSE-100, есть высококвалифицированные финансисты, занимающиеся только расчетами. Они находят действительно умных людей, которые могут оказать огромную помощь компании, а затем превращают их в специалистов по электронным таблицам», – говорит он. Компании, которые будут продолжать относиться к сотрудникам в том же ключе, в конце концов уступят лучшие кадры конкурентам. KPMG выявила ряд отличий, которыми обладают крупные успешные компании. Ключевое из них – способность привлекать и удерживать высококвалифицированных специалистов по финансам. Им это удавалось за счет вовлечения финансовой службы в процесс принятия решений, и оказалось, что это приносит ощутимую пользу не только компании, но и финансовым подразделениям.

Однако Питер Саймонс из CIMA и Скотт Паркер из KPMG признают, что еще неясно, сводится ли роль компетентного финансиста к бухгалтеру по управленческому учету или другому специалисту. «Это интересная задача, и по этому поводу в бизнесе постоянно идет дискуссия», – говорит Скотт Паркер. На его взгляд, основное преимущество специалистов по финансам – отличная подготовка в плане объективности. Шри Шрикантана, старший лектор по финансам и бухгалтер-скому учету Cranfield School of Management и член CIMA, согласен с этим. Однако он считает, что оборотная сторона этой объективности в излишнем внимании бухгалтеров к правилам, именно поэтому они могут упустить общую картину ситуации в компании.

Компании хотят, чтобы финансисты играли большую роль в принятии важных решений. Тем не менее отсутствие навыков взаимодействия с другими подразделениями не дает бухгалтерам по управленческому учету даже малейшего шанса быть причастными к этому процессу.

«Я знаю множество примеров, когда бухгалтеры-управленцы производственной компании за годы работы в компании ни разу не видели производственные цеха. Или когда финансисты компании, отливающей пластмассу, практически ничего не знают о литейном процессе. Чтобы быть деловым партнером, нужно преодолеть эту пропасть, или руководство вышвырнет вас с работы», – говорит Шри Шрикантана. По его мнению, лучший способ расширить и углубить навыки бухгалтера по управленческому учету – это дать ему возможность работать с другими специалистами, включая инженеров и менеджеров по продажам.

Положительная сторона – те, кто решительно берется за дело, получат ощутимые результаты. «Компетентный, подкованный в коммерции бухгалтер – важный актив компании, и они часто продвигаются по карьерной лестнице со скоростью света. Через 20 лет наличие деловых навыков и навыков коммуникации будет обязательным условием для бухгалтеров, иначе они окажутся вне игры. Уже сейчас это – реальное отличие и большой плюс», – считает Шри Шрикантана.

Инвестируйте в людей

Стивен Калп, глава Accenture по финансам и управлению эффективностью в Великобритании, считает, что финансовые директора сталкиваются с серьезными трудностями, когда речь заходит о финансировании их собственных департаментов. Им приходится бороться за каждый фунт с отделами исследования и развития, маркетинга и т. д. Сегодня необходимо инвестировать в развитие финансистов компании. И это, по его словам, «принципиально отличается от того, над чем раньше ломали головы финансовые директора».

«Нужно суметь разглядеть, что инвестиции в персонал, какими бы серьезными они ни были, приведут к росту капитализации бизнеса. Но для этого необходимо эффективное управление этими проектами», – говорит он. У бухгалтеров по управленческому учету есть прекрасная возможность вырасти в компании и показать, что они – с помощью обучения коммуникационным и деловым навыкам – могут обеспечить поддержку на этапе принятия стратегических решений.

Роль бизнес-партнера не в том, чтобы быть бухгалтером, который говорит «нет» любым начинаниям и проектам. Она связана с умением в нужный момент помочь ценным советом. Представьте себе следующий диалог, происходящий в британском банке, скажем, 8 августа сего года.

Коммерческий директор:
– Подходящее ли сейчас время для нашего банка, чтобы занять прочную позицию в американском секторе sub-prime?

Бухгалтер/партнер по бизнесу:
– Нет, Клайд, для этого никогда не было и не будет подходящего времени. Видите ли, sub-prime, позвольте мне объяснить…

Подводя итог, можно сказать, что финансовая служба вашей компании – это важный актив, который нужно постоянно совер-шенст-вовать и развивать, если вы хотите, чтобы бизнес был конкурентоспособным.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль