Как вернуть долги

1933
Работа по взысканию просроченной дебиторской задолженности зачастую требует серьезных усилий от финансовой службы. Решением проблемы может стать привлечение коллекторского агентства

Компания продает товар в рассрочку – возникает дебиторская задолженность. Какой-то процент ее погашается с опозданием, а то и вовсе не возвращается. Усилия финансистов, коммерческого отдела постоянно направлены на сокращение этого показателя. Но их действия – чаще всего переговоры с клиентами – не имеют особого успеха. Доля «проблемной» дебиторки растет вместе с бизнесом.

На определенном этапе менеджмент компании осознает значительность теряемых сумм. В этом случае руководство может пойти двумя путями. Воспользоваться услугой факторинга. То есть переуступить дебиторскую задолженность третьему лицу, сразу получив ее стоимость. Однако за услугу придется заплатить – компания потеряет процент «дебиторки» и заплатит банковский процент за пользование деньгами. Процент потери по дебиторской задолженности тем больше, чем недобросовестней контрагент. Второй путь – обратиться к коллекторскому агентству. Оно возьмет на себя задачу возврата долга.

Российские юридические компании занимаются взысканием долгов и работой с дебиторской задолженностью юридических и физических лиц с 90-х годов. В 2004–2005 годах шло становление и развитие коллекторских агентств, работающих с большими объемами «дебиторки» преж-де всего банковского сектора. К 2006 году постепенно сформировалось направление, охватывающее дебиторскую задолженность компаний реального сектора экономики.

|ОПЫТ ЮРИСТА|
Екатерина Сухова,
руководитель юридического управления государственной страховой компании «Югория»:
«У нашей компании большой объем дебиторской задолженности из-за суброгации (суброгация – переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба. Другими словами, страховщик в пределах страховой выплаты имеет право требовать возмещения ущерба от виновного при возникновении страхового случая. – FD). Сама компания не справляется с должниками, поэтому единственный способ решения проблемы в досудебном порядке – обращение к коллекторам. Агентство выбирали, во-первых, обращая внимание на репутацию, во-вторых, руководствуясь отзывами о работе с аналогичными видами задолженностей. Коллекторам передали задолженность, считающуюся безнадежной. В целом их работу мы считаем достаточно успешной».

Как работать с коллектором

Возможны два варианта работы компании с коллектором:

  • передача агентству права на представление интересов кредитора по востребованию и урегулированию дебиторской задолженности;
  • переуступка дебиторской задолженности коллектору.

В первом случае составляется агентский договор или договор поручения. Если же это продажа долга, то оформляется договор переуступки права требования (договор цессии). По нему коллектор обязан в обусловленные договором сроки оплатить приобретенную дебиторскую задолженность, а кредитор обязан передать все свои права и обязанности по первичным договорам и документам, из которых проистекла задолженность. Кредитором становится лицо, которое фактически берет на себя все риски, связанные с возвратом долга (имиджевые, репутационные и т. д.), но тем самым обеспечивает себе выгоду в результате последующего взыскания. Естественно, что покупаются не все долги, а лишь те, которые реальны к взысканию и представляют интерес для приобретающей стороны.

Однако цессия не всегда возможна. Если в контракте между продавцом и покупателем (будущим дебитором) было оговорено, что задолженность не может быть переуступлена без согласия должника, недобросовестный покупатель может воспрепятствовать передаче права требования по долгу.

Если передача дебиторской задолженности на взыскание происходит по агентскому договору, то кредитору можно рекомендовать отдать больший объем дебиторской задолженности. Это позволит снизить размер выплачиваемого вознаграждения коллекторскому агентству. Сравнимо с оптовой торговлей – берешь больше товара (общую сумму задолженности), меньше платишь.

Оплата за цессию происходит сразу после подписания договора. Главное достоинство цессии в том, что она позволяет избавиться от права требования и дает возможность получить хоть какую-то компенсацию практически сразу. Плюс к этому цессия полностью меняет кредитора по долгу и выгодна тем компаниям, которые хотят избавиться от имиджевых и репутационных рисков, связанных со взысканием дебиторской задолженности.
Преимущество агентского договора в том, что по нему в случае реальной возможности востребования долга кредитору удастся вернуть большую сумму, нежели при цессии.

Основными пунктами договора между коллектором и кредитором станут:

  • конфиденциальность;
  • ответственность коллектора;
  • сроки действия договора;
  • обязательная ежемесячная письменная форма отчетности по всем переданным по агентскому договору или поручению делам;
  • статья о неразглашении информации третьим лицам;
  • пункт о сроках возврата задолженности с указанием штрафных санкций для обеих сторон.

Стоит заметить, что по агентскому договору установить реальный срок взыскания задолженности невозможно, это все равно что гарантировать положительный результат востребования.

Когда договор заключен, встает вопрос реорганизации взаимоотношений с должниками. Если заключается агентское соглашение, не обязательно, но желательно оповестить их о новом участнике цепочки возврата задолженности. Но если заключен договор цессии, кредитор должен это сделать, чтобы избежать рисков, предусмотренных в пункте 3 статьи 382 ГК РФ.

Ориентировочная стоимость услуг коллектора для кредитных организаций лежит в пределах 15–25%, для финансовых – 15–30%, для корпоративного сектора – 10–40% от объема задолженности, переданной на взыскание.

Максимально удобных для себя условий организация может добиться, если представит полный комплект документов, доказывающих правоту ее претензий. Тогда коллектору не составит большого труда юридически обоснованно требовать задолженность с должника, что в свою очередь позволит снизить стоимость услуг. Также на конкретные условия заключаемой с коллектором сделки повлияет срок и размер возникшей задолженности, объем информации, представленной о должнике, территориальное местонахождение дебитора.

Говорить о том, что есть стандартный срок, на который заключается договор на услуги коллекторского агентства, нельзя. Все зависит от пожеланий кредитора, объема задолженности и сложности проводимых мероприятий.

Что повлияет на выбор

В подавляющем большинстве случаев компании выбирают коллекторские агентства, руководствуясь стоимостью услуг, а также репутацией на рынке, известностью брэнда и рекомендациями от предприятий клиентов.

Чтобы не ошибиться в своем выборе, нужно четко определить спектр задач, которые компания планирует возложить на коллекторское агентство. Как правило, крупные коллекторы работают с большими объемами дебиторской задолженности и готовы взять на себя достаточно широкий спектр проблем.

1. Претензионное урегулирование споров, которое включает в себя:

  • организацию аукционов и продаж дебиторской задолженности;
  • досудебное урегулирование;
  • розыск должника и установку с ним контактов;
  • проведение профессиональных переговоров с руководством организации-должника;
  • составление графиков погашения дебиторской задолженности;
  • заключение мировых соглашений.

2. Представительство в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.
3. Сопровождение исполнения предписания.
4. При необходимости обращение в правоохранительные органы с заявлением от кредитора о возбуждении уголовного дела на руководителя предприятия-должника.

Другие немаловажные условия, которые можно рекомендовать учитывать при выборе коллекторского агентства:

  • продолжительность работы агентства на рынке;
  • обязательства, которые готов принять на себя коллектор по обеспечению конфиденциальности переданных компанией данных о своих дебиторах;
  • готовность работать с региональными компаниями.
|ОПЫТ ПРАКТИКА|
Владимир Дзюбан,
директор по продажам компании «Витал-Фарма»:
«В 2007 году с ростом просроченной дебиторской задолженности руководство компании решило обратиться к коллекторскому агентству. Ответственность за выбор и дальнейшее сотрудничество с коллектором была возложена на директора по продажам. Так как наши недобросовестные контрагенты в основном находятся в регионах, главным критерием выбора стало наличие у коллектора разветвленной региональной сети. Зачастую агентство говорит о наличии такой сети, но на деле готово работать только с Москвой, Подмосковьем и несколькими крупными городами. Нас это категорически не устраивало. Проведя простой мониторинг предложений в интернете, мы выбрали «Центр юридического сопровождения бизнеса».

Следующий шаг – оценка условий передачи дебиторской задолженности. По сравнению с другими агентствами «наше» ничем не проигрывало. Основной принцип формирования стоимости его услуг – дифференциация. То есть цена зависит от удаленности, суммы, истории задолженности и ее сложности. Оценка истории вопроса идет как с нашей стороны, так и со стороны консультантов коллектора. Должен сказать, что при сотрудничестве с коллектором уверенность в возврате задолженности, лояльности агентства важнее, чем смягчение финансовых условий.

|ОПЫТ ПРАКТИКА|
Екатерина Строганова,
генеральный директор «Издательства “Форум Медиа”»:
«Наша компания не работает на условиях предоплаты. Результат – дебиторская задолженность. Процент невозврата задолженности свыше 90 дней – 3–4%, эта цифра практически неизменна. Эту «дебиторку» мы передаем коллекторскому агентству. Когда начали искать коллектора, разослали наши требования различным агентствам. У нас большой, разбросанный по регионам список должников, при этом суммы задолженности невелики. Наверное, поэтому получили отклик только от одной компании, с ней и работаем. В принципе мы удовлетворены взаимодействием, но, конечно, хотели бы увеличения возврата до 50–60%.

Расскажите всю правду

Коллекторское агентство, которое компания привлекает с целью востребовать просроченную или проблемную дебиторскую задолженность, – это доктор, который лечит конкретную «болезнь». Если клиент неправильно указывает «больное» место, то и доктор ошибется при выборе средств. Результат лечения ноль, а болезнь переходит в более тяжелую стадию.

Для того чтобы «не запустить болезнь», коллектору нужно знать все нюансы сотрудничества кредитора с должником. Все обстоятельства должны быть раскрыты как можно более подробно. И уж, конечно, и речи быть не может о том, чтобы оставлять недоговоренности. Иначе в сложное положение попадет и агентство, и клиент. Заказчик должен предоставлять наиболее полную информацию о задолженности, подтвержденную пакетом документов, оказывать коллектору необходимую и всестороннюю помощь при взыскании задолженности, то есть снабжать любой интересующей информацией, за исключением конфиденциальной и содержащей коммерческую тайну, не относящуюся к данной задолженности.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль