НК 2007 – спустя квартал

973
Новации-2007 в Налоговом кодексе – радость оказалась преждевременной

Прошло три месяца работы налогоплательщиков в условиях обновленного Налогового кодекса (далее – НК РФ). Несомненно, еще рано оценивать результаты реформы, подводить ее итоги. Тем не менее этого времени оказалось достаточно, чтобы осознать наличие ряда спорных положений в налоговых новшествах – 2007. Вероятно, они станут предметом рассмотрения арбитражными судами. Еще рано говорить об устоявшейся правоприменительной практике по этим вопросам, но по некоторым моментам позиция контролирующих органов уже прояснилась или стала достаточно очевидной.

Сроки выездных проверок

Радость налогоплательщиков от появившейся наконец-то определенности со сроками проведения выездных налоговых проверок оказалась преждевременной. В новой редакции НК РФ прямо установлено, что срок проведения налоговой проверки составляет два месяца (п. 6 ст. 89 НК РФ). При этом срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев. Определиться с тем, какие случаи следует считать исключительными, законодатель поручил налоговым органам. И вот в каких «исключительных» случаях Федеральная налоговая служба сочла возможным позволить инспекторам продлить проверку до четырех и (или) шести месяцев:

• проверка крупнейшего налогоплательщика;
• получение в ходе проверки информации, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика нарушений законодательства, требующей дополнительной проверки;
• форс-мажорные обстоятельства (затопление, наводнение, пожар) на территории, где проводится проверка;
• проведение проверок организаций, имеющих несколько обособленных подразделений, а именно:
а) 4 и более подразделений – до 4 месяцев;
б) менее 4 подразделений – до 4 месяцев, если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на обособленные подразделения, составляет не менее 50% от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, или удельный вес имущества на балансе подразделений составляет не менее 50% от общей стоимости имущества организации;
в) 10 и более подразделений – до 6 месяцев;
• непредставление налогоплательщиком в установленный срок документов, необходимых для проведения проверки;
• иные обстоятельства.

Необходимость и сроки продления проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

Указанные основания прод-ления срока проведения выезд-ной (повторной выездной) налоговой проверки ФНС России привела в приказе от 25.12.06 № САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к со-с-тавлению акта налоговой проверки» (зарегист-рирован Минюстом России 20.02.07 № 8991), далее – приказ ФНС № САЭ-3-06/ 892@. Нетрудно догадаться, что такой «закрытый» перечень исключительных случаев позволит проверяющим получить разрешение на продление проверки практически в любой ситуации.

Камеральные и встречные проверки

Один из основных спорных вопросов, связанных с камеральной проверкой, который неоднократно становился предметом судебных разбирательств, – какие документы и в каком объеме может запросить налоговый орган при ее проведении. Новая редакция статьи 88 НК РФ ограничивает перечень документов, которые могут быть истребованы при проведении камеральных налоговых проверок. В то же время налоговый орган вправе требовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов по НДС. Сами налоговики считают, что в соответствии с этой статьей можно истребовать закрытый перечень документов. Также они отмечают, что с 2007 года определенные ограничения у налоговых инспекторов в части инструментов контроля при камеральных проверках действительно есть. Поэтому основные акценты в работе по контролю за правильностью исчисления налогоплательщиками и полнотой уплаты ими в бюджет сумм НДС переносятся на выездные налоговые проверки.

Еще одно новшество – Налоговый кодекс больше не содержит такого термина, как встречная проверка. Тем не менее сути дела это особо не поменяло. Новая статья 93.1 НК РФ расширяет полномочия налоговых органов по истребованию документов о налого-плательщике у его контр-агентов. Это возможно при проведении налоговой проверки, после ее завершения, при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Налоговые органы всеми этими правами собираются активно пользоваться – об этом свидетельствует текст приложения № 3 к приказу ФНС России № САЭ-3-06/ 892@. В нем подробно расписывается порядок того, как инспекция будет получать нужную информацию. Налоговый орган должен будет направить соответствующее поручение в инспекцию по местонахождению того, кто, по мнению проверяющих, осведомлен о деятельности налогоплательщика. И уже налоговый орган, получивший такое поручение, затребует документы и сведения. В поручении об истребовании документов должно содержаться:

• полное наименование организации, ИНН/КПП (Ф. И. О. физического лица, ИНН), у которой поручается истребовать документы;
• местонахождение организации (местожительство физического лица);
• основание направления поручения (указывается статья 93.1 НК РФ и вид мероприятий налогового контроля, при проведении которых возникла необходимость получения информации о деятельности проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента и (или) информации относительно конкретной сделки);
• полное наименование организации, ИНН/КПП (Ф. И. О. физического лица, ИНН), документы, касающиеся деятельности, по которой необходимо получить информацию при проведении мероприятий налогового контроля;
• перечень истребуемых документов с указанием периода, к которому они относятся, либо указание на подлежащую истребованию информацию и (или) указание на информацию относительно конкретной сделки, а также сведения, позволяющие идентифицировать указанную сделку.

В течение пяти дней со дня получения поручения об истребовании документов налоговый орган по месту учета лица, у которого подлежат истребованию документы, направляет этому лицу требование о представлении документов. К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов. Тем самым налогоплательщик будет оповещен, кого и в связи с чем проверяют, что позволит предупредить партнеров, да и самим подготовиться к возможной проверке. Предоставить информацию, указанную в требовании, необходимо в течение пяти дней с момента его получения.

Налоговая ответственность

Следует учитывать, что с 01.01.07 налоговое законодательство существенно изменяется и в части ответст-венности за непредставление информации и документов. Согласно пункту 6 статьи 93.1 НК РФ, отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут за собой ответст-венность по статье 129.1 НК РФ. В ней предусмотрена налоговая ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответст-вии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ.

За указанные действия предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 1 тыс. рублей (вне зависимости от количества непредставленных документов), а в случае повторного в течение календарного года совершения такого нарушения штраф, согласно пункту 2 статьи 129.1 НК РФ, возрастает до 5 тыс. рублей (также независимо от количества непредставленных документов).

Следует отметить, что статья 129.1 НК РФ сформулирована по-иному и ответственности за отказ от представления запрошенных документов не предусматривает. В ней говорится именно о «неправомерном несообщении (несвоевременном сообщении) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу». Таким образом, несмотря на указание пункта 6 статьи 93.1 НК РФ, отказ от представления документов налоговому органу диспозицией статьи 129.1 НК РФ прямо не охватывается. То, что «отказ от представления документов» не входит в понятие «непредставление документов» следует, в частности, из формулировки пункта 6 статьи 93.1 НК РФ, поскольку эти деяния перечислены по-следовательно. Соответственно «отказ от представления документов» не должен входить и в понятие «несообщение сведений», которое использовано законодателем в статье 129.1 НК РФ.

Кроме того, пункт 6 статьи 93.1 НК РФ говорит о неправомерности непредставления документов, запрошенных налоговым органом, именно при проведении налоговой проверки. Однако статья 129.1 НК РФ устанавливает налоговую ответственность за непредставление запрошенных сведений независимо от того, запрошены они при проведении мероприятий налогового контроля либо в отсутствие таковых.

При толковании норм об ответственности за непредставление запрошенных налоговым органом документов и сведений необходимо учитывать, что в силу прямого указания пункта 1 статьи 129.1 НК РФ налоговая ответственность, предусмотренная данной нормой, наступает только при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ.

В случае же несообщения (несвоевременного сообщения) налоговому органу сведений (при отсутствии письменного отказа налогоплательщика представить такие сведения) должна наступать налоговая ответст-венность, предусмотренная статьей 129.1 НК РФ.

К сожалению, очевидно, что статьи 126 и 129.1 НК РФ устанавливают налоговую ответственность за частично совпадающие деяния. Представляется, что такая нестыковка на практике и у налоговых органов, и у судов вызовет сомнения при разграничении данных составов и определении нормы закона, на основании которой налогоплательщик должен привлекаться к ответственности в конкретном случае. И точку в этом споре, по всей видимости, поставит судебная практика.

На практике может возникнуть еще один вопрос по применению статьи 129.1 НК РФ. Дело в том, что согласно пункту 5 статьи 93.1 НК РФ, на лицо возлагается обязанность сообщить налоговому органу об отсутствии у него запрошенных документов в течение пяти дней со дня получения требования о представлении документов (информации). В такой ситуации несообщение налоговому органу об отсутст-вии запрошенных документов вполне охватывается диспозицией статьи 129.1 НК РФ. Будет ли статья 129.1 НК РФ применяться в таком случае, зависит только от позиции арбитражных судов.

Акт проверки

С 2007 года изменению подверглась и процедура вручения акта налогоплательщику. Ранее акт налоговой проверки мог быть вручен как под расписку, так и направлен по почте заказным письмом. Теперь акт может быть направлен по почте заказным письмом только в том случае, если проверяемое лицо уклоняется от его получения. Факт уклонения отражается в самом акте, и он направляется по местонахождению организации (обособленного подразделения) или местожительству физического лица (п. 5 ст. 100 НК РФ). Однако Налоговый кодекс не содержит предписания, как налоговый орган должен (и должен ли) подтверждать уклонение налогоплательщика от получения акта. На практике инспекторы не утруждают себя соблюдением указанных требований. Повсеместно акт направляется по почте, при этом в самом акте, как правило, факт «уклонения» налого-плательщика от получения акта никак не отражается. НК РФ не предусматривает ответст-венность или иные правовые последст-вия для налогового органа за невручение акта налогоплательщику лично.

Исполнение письменных разъяснений

В свете последних изменений налогового законодательства особую актуальность приобретает разъяснительная работа, которую проводят Минфин России и Федеральная налоговая служба. Как известно, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, является выполнение налого-плательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции.

Соответственно налого-плательщикам для того, чтобы получить официальный ответ, прежде всего нужно четко представлять, куда именно следует обращаться со своим вопросом – в финансовое ведомство или налоговую службу. Кроме того, не менее важно знать, как правильно оформить запрос, а также в каких случаях налогоплательщик освобождается от налоговой ответственности за применение официальных разъяснений. По мнению налоговиков, для получения полезного для налогоплательщика официального ответа надо соблюсти ряд условий:

• во-первых, надо определиться, куда направлять запрос – в свою налоговую инспекцию, региональное управление или Федеральную налоговую службу или в Минфин?

С одной стороны, в статье 21 НК РФ говорится, что налогоплательщик вправе получать бесплатную информацию по месту своего учета, то есть в территориальной налоговой инспекции. С другой – в статье 32 НК РФ такая конкретизация отсутствует. Выбор остается за налогоплательщиком. Разумеется, обращение в свою инспекцию – самый простой и доступный способ получения информации. Однако ФНС и ее региональные управления имеют более богатый опыт консультирования по вопросам налогообложения. В налоговую службу нужно обращаться с вопросами о том, как исчислять и уплачивать налоги и сборы, как правильно заполнить налоговую отчетность. Содержание прав и обязанностей налогоплательщиков, полномочия налоговых органов и их должностных лиц также разъясняют налоговые органы.

Финансовое ведомство отвечает на вопросы о порядке применения налогового законодательства. Российское законодательство о налогах и сборах разъясняет Минфин России, а налоговое законодательство субъектов РФ и нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах – финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. Соответствующая обязанность финансовых органов установлена в статье 34.2 НК РФ, а право налогоплательщиков на получение подобной информации – в подпункте 2 пункта 1 статьи 21 НК РФ;

• во-вторых, письмо-запрос налогоплательщика должно удовлетворять ряду критериев:
а) прежде всего запрос подписывает руководитель организации или уполномоченный представитель налогоплательщика. В силу статьи 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика – организации или физического лица осуществляет свои полномочия по доверенности. Поэтому право на получение от финансовых или налоговых органов письменных разъяснений или информации по вопросам налогообложения возникает при подтверждении заявителем полномочий законного либо уполномоченного представителя налогоплательщика. Предположим, что запрос налогоплательщика подписан главным бухгалтером, юрисконсультом и документы, подтверждающие полномочия данного лица на представительство в налоговых правоотношениях, не предъявлены. В такой ситуации основания для рассмотрения запроса отсутствуют;
б) информирование по вопросам налогообложения хозяйствующих субъектов возможно только на основании конкретных документов и материалов. По той же причине обычно не рассматриваются обращения, содержащие вопросы о правоотношениях, действиях и объектах, которые могут возникнуть в будущем. Это относится к области теории, а теоретические вопросы применения законодательства о налогах и сборах освещаются в специализированных изданиях;

• в-третьих, надо учитывать, что письмо, адресованное одной организации, не может служить основанием для освобождения от налоговой ответственности всех налого-плательщиков. Ведь выводы, изложенные в таком письме, сделаны в связи с конкретными обстоятельствами.

Конечно же, разъяснения Минфина и налоговых органов, изложенные в ответах на частные запросы налогоплательщиков, можно принимать во внимание. Однако при использовании их в практической деятельно-сти юридических оснований для освобождения лица от налоговой ответственности не возникнет. Письма, адресованные неопределенному кругу лиц, служат основанием для освобождения от налоговой ответственности всех налогоплательщиков, которые использовали эти разъяснения. Обычно в указанных письмах содержится формулировка «Довести до сведения налоговых органов и налого-плательщиков»;

• в-четвертых, в запросе необходимо указывать максимально полные сведения, которые могут повлиять на порядок исчисления и уплаты налогов. Ведь в подпункте 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ установлено, что лицо не освобождается от налоговой ответственности, если письменные разъяснения базируются на неполной или недостоверной информации, предоставленной налогоплательщиком.

Не менее важным моментом является и вопрос о том, чья подпись должна быть на письме Минфина России или налоговой службы. Документ, подписанный неуполномоченным лицом, не может служить основанием для освобождения организации от налоговой ответственности. Должностными лицами, уполномоченными излагать официальную позицию Минфина в письменных разъяснениях по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, являются министр финансов, его заместители, директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики и его заместители. Почему именно эти должностные лица имеют право давать официальные разъяснения финансового ведомства, объясняется в письме Минфина России от 06.05.2005 № 03-02-07/1-116.

Если организация обратилась в налоговую инспекцию, региональное управление или Федеральную налоговую службу, то письменный ответ, направленный в адрес данного налогоплательщика, должен быть подписан руководителем (его заместителями) налогового органа.

Вторая часть НК

Основное новшество по второй части НК РФ, взбудоражившее умы налогоплательщиков, – необходимость перечисления отдельным платежным поручением суммы налога, предъявляемой покупателю товаров (работ, услуг), и имущественных прав, при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований и при использовании в расчетах ценных бумаг. Мнения специалистов по этому вопросу разделились. Одни считают, что право на вычет по перечисленным в пункте 4 статьи 168 НК РФ операциям не зависит от уплаты НДС, поскольку в статьи 171–172 НК РФ (регулирующих порядок вычета НДС) соответствующих изменений не внесено. А общий порядок применения налоговых вычетов, предусмотренный пунктом 1 статьи 172 НК РФ, не требует оплаты приобретенных товаров (работ, услуг) для того, чтобы принять к вычету сумму налога – НДС принимается к вычету уже на момент принятия товаров на учет. Другие специалисты ставят право на вычет НДС по рассматривае-мым операциям в зависимость от факта уплаты НДС. В обоснование такой позиции они приводят следующий аргумент. Само помещение нормы о порядке уплаты НДС при неденежных расчетах именно в пункт 4 стаптьи 168 НК (в место, описывающее процедуру «предъявления НДС») говорит о том, что это не только процедура уплаты НДС, но и его предъявления (поскольку используется формула «сумма предъявляемая… уплачивается»). Возможно, это следует назвать сложным составом предъявления налога.

Официально Минфин России и ФНС России свою позицию по данному вопросу пока не высказали. Но учитывая то, как реализованы положения пункта 4 статьи 168 НК РФ в утвержденной Минфином новой форме налоговой декларации по НДС (Приказ Минфина РФ от 07.11.06 № 136н), можно с высокой степенью вероятности предположить, что контролирующие органы будут привязывать право на вычет НДС по операциям, указанным в пункте 4 статьи 168 НК РФ к уплате НДС. Из Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина России от 07.11.06 № 136н, следует, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 168 НК РФ, подлежит вычету и отражается в графе 4 по строке 240 раздела 3 декларации сумма НДС, предъявленная налогоплательщику и уплаченная им на основании платежного поручения на перечисление денежных средств. То есть до момента оплаты налога деньгами при проведении указанных операций сумма НДС к вычету не может быть принята.

Какова же ответственность за неисполнение нового порядка перечисления НДС? Продавец-налогоплательщик обязан исчислить и уплатить налог в общем порядке, причем уплачивать он будет за счет своих собственных средств, иных негативных по-следствий для этого лица, на наш взгляд, нет.

Для покупателя неисполнение этого обязательства не означает неуплату налога в бюджет (возникающие гражданско-правовые обязательст-ва между сторонами сделки не рассматриваем). Но нормы (глава 16 НК РФ), устанавливающей ответст-венность за неперечисление контрагенту сумм налога (некоторый пример подобной нормы можно увидеть в статье 133 НК), в настоящее время нет. Поэтому негативных по-следствий в части налоговых санкций у этого лица также нет. Административной ответст-венности для такого случая и таких лиц нами также не обнаружено.

ОБНОВЛЕНИЕ ФОРМ

Федеральная налоговая служба обновила формы документов по налоговым проверкам приказом от 25.12.06 № САЭ3-06/892, зарегистрированного Минюстом 20.02.07 № 8991. Инспекторы будут использовать новые формы при проведении и оформлении результатов налоговых проверок, которые начались после 31 декабря 2006 года. Изменились формы решения о проведении выездной проверки и акта выездной проверки, а для камеральных проверок разработана особая форма акта.

Так, если раньше существовало два бланка: решение – для выездной проверки и постановление – для проведения повторной, то теперь форма будет одной и той же для обоих видов ревизий. Документ дает более подробные инструкции для налоговиков по поводу его заполнения. Так, проверяющие должны будут указать основание для проведения проверки, в том числе повторной.

В акте проведения проверки будет содержаться больше сведений, интересующих плательщиков. Так, в акт нужно будет вносить сведения о возобновлении и продлении проверки (п. 9 ст. 89 НК РФ). Вместо перечня конкретных мероприятий, которые налоговики проводят в ходе проверки, в документе появились свободные графы, где должны быть указаны, какие именно мероприятия налогового контроля состоялись в ходе проверки.

Появление особого бланка акта для камеральной проверки вызвано новым требованием Налогового кодекса: с 1 января этого года по итогам камеральной проверки нужно составлять акт (п. 5 ст. 88 НК РФ). Бланк нового документа сходен с актом выездной проверки. Акт будут составлять в двух экземплярах. Один остается на хранении в налоговом органе, другой вручается представителю компании под роспись.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль