Метод взрыва

1695
МГТС пришлось быстро внедрять SAP R/3. Обошлось без проблем

В конце 2005 года была проведена рест-руктуризация активов АФК «Система» в сегменте фиксированной связи на базе альтернативного оператора связи «Комстар-ОТС». В результате к последнему перешел контроль над МГТС. Поэтому проведение IPO «Комстара» на Лондонской фондовой бирже в начале 2006 года непосредственно сказалось на деятельности финансового управления МГТС. «У нас появился дополнительный регулятор», – говорит Ирина Матвеева, заместитель генерального директора – руководитель экономического и финансового департамента МГТС. В частности, до IPO, согласно российскому законодательству и закону «Об акционерных обществах», компания должна была сдавать квартальную отчетность по РСБУ. Теперь помимо отчетности по стандартам US GAAP появилась необходимость раскрытия дополнительной информации о бизнесе компании, которую ожидают финансовые аналитики и инвесторы.

SAP или Oracle?

Для решения этой задачи в МГТС была произведена централизация функций финансового блока. Еще в советские времена в компании была создана географически распределенная по территории Москвы структура телефонных узлов. Каждый из них функционировал как автономное образование: самостоятельно вел базы данных, готовил отчеты по своим абонентам и доходам. Затем на уровне ITдепартамента эти данные консолидировались и готовились результирующие отчеты по компании в целом.

Работа в новых условиях потребовала централизации. В частности, была создана новая структура финансового блока. «Централизация позволяет, во-первых, оптимизировать структуру информационных потоков, ускорить принятие решений, повысить их качество и надежность, во-вторых, получить экономию на масштабе, – говорит Ирина Матвеева. – Полномасштабный контракт на всю сеть позволяет получить от поставщиков лучшие цены, чем когда каждый филиал заключает свой небольшой договор на однотипные услуги с разными поставщиками и по разной стоимости». Кроме того, финансовый блок готовится к реструктуризации, которая пойдет по линии внедрения матричной структуры управления с учетом управленческой «вертикали» МГТС – «Комстар».

Ключевым звеном централизованных процессов является IT-система. Создание корпоративной информационной системы началось в 2003 году. Тогда в дополнение к системе «Галактика», использовавшейся для бухгалтерского учета, был внедрен модуль отчетности US GAAP программной системы SAS. В 2004 году начался крупномасштабный проект внедрения системы SAP R/3. «Если бы МГТС сегодня принимала решение о выборе ERP, скорее всего это была бы Oracle e-Business Suite, – размышляет Ирина Матвеева. – Но на тот момент рыночные позиции программных средств SAP были мощнее. Кроме того, мы получили прямой доступ к базе знаний SAP и мощную поддержку самой компании-производителя».

Для внедрения был выбран метод «большого взрыва», подразумевающий одновременное внедрение всех необходимых модулей: бухгалтерский учет по РСБУ, единое казначейство, учет капитального строительства, бюджетирование, HR, работа с дебиторами, корпоративное хранилище данных. Хотя Ирина Матвеева считает, что использование методики «большого взрыва» достаточно рискованно: «Небольшая ошибка в настройках может стать причиной неработоспособности всей совокупности модулей». Первоначально консультантами проекта внедрения были специалисты московского офиса SAP. Затем специалисты системного интегратора «Квазар-Микро», который АФК «Система» купила в июле 2004 года. МГТС пришлось существенно дорабатывать решение от SAP. Так, компании требовалось вести учет капитальных затрат, привязанный к конк-ретным географическим объектам, который отсутствовал в SAP.

Инвестиции в доверие

В результате внедрения SAP уже с августа 2006 года МГТС перешла впервые в своей истории на ежемесячное закрытие бухгалтерских книг и подготовку сводной отчетности в стандарте US GAAP. К 10-му числу каждого месяца готовы данные по деятельности в предыдущем месяце в натуральных показателях, которые наглядно отражают тенденции развития бизнеса: клиентская база, количество задействованных номеров, объем пропущенного трафика. Стало возможным получать показатели по процессам, отделам, а не по принципу географической привязки, как это было раньше. До внедрения компания закрывала годовую отчетность по РСБУ не раньше 30 марта, а по US GAAP – 30 ап-реля. Отчетность за 2006 год была готова к 12 и 20 февраля соответственно.

С помощью программных средств SAS, тесно интегрированных с системой SAP, реализован портал, ориентированный на потребности менеджмента компании. Каждый руководитель определяет, какой набор показателей деятельности ему необходим, и именно эти данные (в актуальном состоянии) отражаются на его рабочем столе. Некоторые из показателей требуют данных, формируемых в биллинговой системе FORIS компании Strom Telecom. Пока что задача интеграции данных биллинговой системы и информации из хранилища SAP R/3 требует вмешательства IT-департамента. В 2007 году МГТС собирается перейти на новую версию биллинговой системы, в которой эта задача будет решаться автоматически.

Интересно, что результатом внедрения стало сокращение трудозатрат, но не численности сотрудников. Основной доход компании приносят такие услуги, как отправка SMS, голосовая почта, переадресация. МГТС постоянно растет, любое нововведение сопровождается расширением штата. «Главный результат внедрения ERP-системы, на мой взгляд, нельзя напрямую оценивать в терминах экономической выгоды, – говорит Ирина Матвеева. – Внедрение ERP-системы – осознанное решение компании, которая хочет получить в свое распоряжение оперативный доступ ко всем данным, так или иначе характеризующим деятельность компании. Это инвестиции в капитальную инфраструктуру, в прозрачность и управляемость компании, в доверие рынка».

Финансовые потоки

Централизация функций финансового блока наряду с повышением информационной прозрачности подразумевает усовершенствование управляемости финансовых потоков. Для практической реализации этой цели необходимо достичь высокого уровня детализации данных. Слишком укрупненные показатели без разбивки на более мелкие детали не позволяют увидеть реальную картину и выявить истинные причины влияния на исполнение бюджета различных внешних факторов. Достичь этого можно, только опираясь на информационные системы.

В составе SAP R/3 МГТС внедрила систему единого казначейства. Теперь фактически все процессы оплаты контролируются из центра: их можно разложить на более детальные составляющие и проанализировать с точки зрения доходности. Разработан и внедрен новый план счетов, а также классификаторы услуг – развернутые, привязанные к натуральным показателям. «Теперь мы можем сказать, что именно и как влияет на формирование потребности в тех или иных ресурсах», – говорит Ирина Матвеева. Раньше затраты МГТС разбивались на 15 основных показателей, доходы – не более чем на 10. Теперь и по затратам, и по доходам их больше 100.

Полезной оказалась подсистема гарантированных доходов SAS Revenue Assurance, инициатором внедрения которой было IT-подразделение. «Гарантированное получение доходов главным образом определяется качеством учета трафика и качеством его тарификации», – говорит Ольга Диденко, начальник управления автоматизированных систем и технологий МГТС. Система SAS использует реальные данные о телефонных соединениях, поступающих от оборудования в биллинговую систему. По сути, она осуществляет параллельную тарификацию соединений. Это позволяет достичь двух результатов.

Во-первых, система производит проверку корректности данных биллинга, подготовленных к тарификации и выставлению счетов. Помимо улучшения качества тарификации сократилось время, требуемое для проверки тарификационных данных. Это позволило получать отчетные данные за месяц в самом начале следующего месяца. Во-вторых, система создает и анализирует «профили» поведения абонентов, формирует типичные виды активности и выявляет ситуации нетипичного поведения. Иными словами, компания получила в свое распоряжение хорошее средст-во борьбы с мошенничеством, позволяющее отслеживать несанкционированные подключения, анализировать «поведение» дебиторов, выявлять потенциально возможные проблемы с определенными клиентами.

«Когда МГТС брала стандартную абонентскую плату, не зависящую от реального количества телефонных разговоров, было не так уж и важно, сколько людей и как долго говорят с конкретного номера, – размышляет Ирина Матвеева. – Конечно, мы использовали средст-ва контроля трафика и раньше. Но до сих пор такие ситуации не были связаны с прямыми финансовыми убытками. После перехода на поминутную тарификацию каждое несанкционированное подключение становится прямым убытком для компании». «Профили» абонентов важны не только для поиска нарушителей, но и для других целей. В частности, отдел маркетинга использует эти данные для анализа потребления нерегулируемых услуг и создания маркетинговых планов по их продвижению.

Внедрение KPI

С помощью программных средств SAS МГТС формирует отчетные документы о затратах по регулируемым услугам, строит модели затрат, которые позволяют выявить возможные границы экономии по различным направлениям. У компании появилась возможность оптимизации затрат по конкретным статьям. «Теперь мы можем анализировать составные части затрат, – рассказывает Ирина Матвеева. – Например, не просто видеть, каких расходов требует содержание автотранспорта, а в предоставлении каких услуг этот транспорт участвует, какова доля этих расходов, какой департамент больше других пользуется автотранспортом и для каких целей, где можно уменьшить расходы. Таким образом, мы переходим на уровень бизнес-процессов и получаем возможность анализировать процессы в целом». Помимо прочего такой подход позволяет добиться максимальной доходности по нерегулируемым услугам. Использование программных моделей затрат помогло к тому же разгрузить IT-департамент. До внедрения финансовое управление направляло IT-специа-листам огромное количество специфических запросов данных, которые затем они сами анализировали на своих рабочих местах.

В 2006 году финансовое управление МГТС выступило в роли заказчика нового проекта – разработки и внедрения системы ключевых показателей эффективности деятельности (KPI). По словам Ирины Матвеевой, разработка набора ключевых показателей уже завершена. Они дают возможность анализировать эффективность бизнес-процессов. Уже во втором полугодии 2007 года предполагается использовать KPI на практике для назначения премий топ-менеджменту в соответствии с показателями эффективности его деятельности. Далее в систему KPI будут подключаться другие уровни управления. Планируется, что всего система охватит около 400 человек. В качестве программной основы был выбран продукт компании SAP.

РЕЗЮМЕ МГТС

Компания предоставляет услуги телефонной связи в Москве и обслуживает 4,3 млн абонентов. В сети действуют 525 телефонных станций. По данным компании, доля основных телефонных аппаратов МГТС на московском рынке фиксированной связи составляет 77%. По предварительным данным, выручка МГТС по РСБУ за 2006 год выросла на 17% до 21,6 млрд рублей, чистая прибыль составила 6 млрд рублей.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль