Построить систему налогового учета по налогу на прибыль можно тремя путями

1435
Практика реализации учета по налогу на прибыль в современных ERP-системах

Одной из важнейших задач, которая должна решаться с помощью информационных систем, применяемых для управления современным предприятием (ERP-систем), является ведение налогового учета и получение необходимых заполненных отчетных форм в соответствии с требованиями законодательства РФ. Это в равной степени касается информационных систем, используемых как крупными предприятиями, так средним и малым бизнесом. Поскольку налоговое законодательство часто меняется, необходимо, чтобы такая ERP-система была легко адаптируемой к этим изменениям и позволяла специалистам менять налоговые ставки, вносить изменения в порядок формирования налоговой базы. К тому же организация налогового учета на каждом предприятии имеет свои индивидуальные особенности, поэтому помимо приобретения специализированной системы для автоматизации налогового учета требуются значительные усилия вовлеченных в этот процесс сотрудников предприятий или приглашенных консультантов.

Перекресток способов

Построить систему налогового учета по налогу на прибыль можно тремя путями:

• параллельная система учета — каждая хозяйственная операция, подтвержденная документально, регистрируется дважды: в системе налогового и бухгалтерского учета (см. схему № 1). У предприятия появляется возможность путем введения дополнительных настроек сверять операции, отражаемые одновременно в двух системах. Это основное преимущество ведения параллельного учета, поскольку дополнительная сверка значительно снижает вероятность ошибок по отражению операций. Основной недостаток данной системы состоит в том, что при внедрении трудозатраты увеличиваются как минимум вдвое. Поэтому такой вариант автоматизации налогового учета является не самым привлекательным для предприятий, имеющих значительный ежедневный объем хозяйственных операций;

• полностью интегрированная система учета — при регистрации каждой хозяйственной операции формируются данные одновременно для целей бухгалтерского и налогового учета в рамках одной автоматизированной системы (см. схему № 2). Основная цель, преследуемая предприятиями, внедряющими данную систему учета, — минимизация трудозатрат по вводу данных. Правда, не все предприятия к этому пока готовы. Полностью интегрированная система представляет собой достаточно сложный продукт, требующий особой дисциплины пользователей, внедрения системы административных процедур и регламентов.

К тому же в условиях меняющегося законодательства постоянно будет возникать потребность внесения изменений в настройки системы. Поэтому при внедрении полностью интегрированной системы предприятию придется либо избегать значительных доработок, связанных со спецификой бизнеса, максимально используя стандартную функциональность применяемого программ-ного продукта, либо организовать службу по поддержке и развитию системы, что повлечет за собой увеличение затрат. Также к недостаткам рассматриваемой системы учета можно отнести риски, которые несет предприятие при сбоях в системе, поскольку в данном случае полностью парализуются обе системы учета и вести какой-либо учет по отдельности не представляется возможным. Но несмотря на эти сложности, внедрение полностью интегрированной системы продолжает оставаться самым удобным способом автоматизации налогового учета для крупных предприятий;

• частично интегрированная система учета — показатели налогового учета формируются с использованием данных системы бухгалтерского учета и данных, формируемых вне ее. Хозяйственные операции вносятся в систему бухгалтерского учета на основании первичных документов и используются для создания показателей налоговой отчетности с учетом корректировок, разработанных вне системы бухгалтерского учета. Рассматриваемый подход позволяет обеспечивать высокий уровень контроля за формированием налоговой отчетности на основе данных бухгалтерского учета и минимизировать трудозатраты при ведении налогового учета.

Вариант частично интегрированной системы учета наиболее распространен и доступен для предприятий, работающих в условиях ограниченных финансовых и кадровых ресурсов.

Рассмотрим более подробно основные этапы построения и внедрения частично интегрированной системы на примере внедрения автоматизированной системы налогового учета на предприятии газодобывающей отрасли.

Благоприятные факторы и сложности

Существенное положительное влияние на ход выполнения работ по проекту могут оказывать и даже определять успех проекта в целом следующие факторы:

• регламентированная система бухгалтерского учета. Данный фактор подразумевает наличие на предприятии пакета методологической документации, описывающей типовые хозяйственные операции, отдельные специфические моменты учета, проводки по счетам бухгалтерского учета;

• унифицированный план счетов бухгалтерского учета, который применяется всеми структурными подразделениями предприятия;

• бухгалтерская программа, адаптированная к потребностям и особенностям предприятия;

• возможность введения дополнительных аналитических признаков (идентификаторов) для ряда операций в системе бухгалтерского учета (дополнительные субконто, справочники, реквизиты). Это позволит достичь максимального использования данных бухгалтер-ской автоматизированной системы;

• наличие системы налоговых регистров, заполняемых вручную. Этот фактор играет немаловажную роль при реализации проекта, поскольку исследование существующей системы налогового учета поможет консультантам сформировать ясную картину налоговых особенностей и специфики предприятия;

• возможность корректировки учетной политики для целей налогового учета.

Однако наряду с благоприятными факторами в процессе работы над проектом консультанты часто сталкиваются с рядом сложностей, которые приводят к возникновению дополнительных проектных рисков. Применительно к рассматриваемому предприятию это:

• наличие широкой филиальной сети (структура рассматриваемого предприятия включает 21 структурное подразделение);

• наличие непрофильных активов и сервисных служб (в составе предприятия присутствуют санатории, дома отдыха, общежития, объекты сельского хозяйства, производства запасных частей и технологического оборудования);

• невозможность корректировки методов бухгалтерского учета (на предприятии данная область регулировалась централизованно — методологической службой головной организации);

• разрозненные базы бухгалтерского учета подразделений (в рассматриваемой филиальной структуре предприятия каждое подразделение ведет бухгалтерский учет в собственной базе данных; ситуация также осложняется отсутствием каналов связи с филиалами);

• изменения законодательства в части налога на прибыль;

• отсутствие внутренних методологических документов, детально регламентирующих способы ведения налогового учета. При исследовании предприятия специалистами может быть выявлено полное отсутствие положений и инструкций, дающих какие-либо разъяснения и указания по ведению налогового учета, что в свою очередь негативно скажется на реализации проекта.

Структура проекта

Для успешной реализации проекта необходимо выполнять все работы в три этапа: планирование проекта; разработка методологических и технологических решений; внедрение автоматизированной системы.

На первом этапе (планирование) обычно определяется процесс взаимодействия сторон, назначаются ответственные лица, разрабатываются процедуры по управлению качеством и рисками проекта, обсуждается порядок сдачи завершенных этапов, уточняется концепция реализации проекта. Один из наиболее значимых результатов данного этапа — формирование совместной проект-ной команды, в которую входят как консультанты, так и сотрудники предприятия-заказчика.

На втором этапе основной задачей является разработка ряда методологических решений, обеспечивающих дальнейшую реализацию проекта. Разработанная модель налоговых регистров должна обеспечивать полноту и прозрачность всей совокупности налоговых показателей. Каждый налоговый регистр представляет собой таблицу, показатели которой могут вводиться вручную, загружаться из системы бухгалтерского учета или рассчитываться автоматически. В структуре регистров можно выделить аналитические и синтетические регистры первого уровня, заполняемые в подразделениях предприятия и администрации.

Данные регистров первого уровня агрегируются в сводных регистрах, которые в свою очередь формируют показатели налоговой декларации. Благодаря этому в автоматизированной системе при помощи механизма «проваливания», или drill-down, для каждого налогового показателя можно просмотреть историю его формирования: от листа декларации до аналитического или синтетического регистра подразделения, данные которого использовались при формировании значения показателя. Такая возможность позволяет выявить место возникновения ошибки и своевременно внести исправление в заполненные регистры.

Основным источником данных для регистров налогового учета по-прежнему остается система бухгалтерского учета. Поэтому для получения необходимых показателей разрабатываются дополнительные аналитические признаки системы в виде новых субконто (разрезов), справочников, субсчетов, аналитических счетов. Поскольку при ведении налогового учета в новом режиме и по новым правилам изменяются состав и количество документов, передаваемых из филиалов в администрацию, соответствующие корректировки также должны быть внесены в регламент документооборота предприятия.

Ключевым фактором успеха для реализации проекта в целом является то, что работы на втором этапе должны выполняться специалистами-методологами при непосредственном участии консультантов по функцио-нальности ERP-системы. Таким образом удается минимизировать риск «нереализуемости» разработанных учетных принципов и процедур.

На третьем этапе (внедрение) происходят:

• установка программного обеспечения;

• настройка автоматизированной системы;

• обучение пользователей и технических специалистов, в ходе которого сотрудники предприятия-заказчика получают знания и навыки, необходимые для поддержки и развития системы;

• комплексное тестирование — проверка правильности формирования показателей налоговой декларации и готовности системы к вводу в опытную эксплуатацию;

• процесс опытной эксплуатации системы;

• ввод в промышленную эксплуатацию;

• начальное сопровождение пользователей.

Результаты проекта

Комплексный подход к выполнению проекта автоматизации позволяет заказчику снизить налоговые риски, сократить трудозатраты на заполнение, сбор и обработку налоговых регистров подразделений, повысить эффективность работы налоговой службы, регламентировать процесс подготовки налоговой отчетности и сократить сроки формирования консолидированной налоговой отчетности.

Отметим, что совершенствование методологии учета и отчетности является неотъемлемой составной частью проектов внедрения современных корпоративных систем управления. Оно позволяет решить целый ряд задач, связанных с оптимизацией учетных бизнес-процессов, унификацией и стандартизацией методологических решений, учетных процедур, а также адаптировать саму методологию к принципам, заложенным в ERP-систему.

Методические рекомендации по управлению финансами компании

  • Тэги:


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль