Построить систему налогового учета по налогу на прибыль можно тремя путями

1468
Практика реализации учета по налогу на прибыль в современных ERP-системах

Одной из важнейших задач, которая должна решаться с помощью информационных систем, применяемых для управления современным предприятием (ERP-систем), является ведение налогового учета и получение необходимых заполненных отчетных форм в соответствии с требованиями законодательства РФ. Это в равной степени касается информационных систем, используемых как крупными предприятиями, так средним и малым бизнесом. Поскольку налоговое законодательство часто меняется, необходимо, чтобы такая ERP-система была легко адаптируемой к этим изменениям и позволяла специалистам менять налоговые ставки, вносить изменения в порядок формирования налоговой базы. К тому же организация налогового учета на каждом предприятии имеет свои индивидуальные особенности, поэтому помимо приобретения специализированной системы для автоматизации налогового учета требуются значительные усилия вовлеченных в этот процесс сотрудников предприятий или приглашенных консультантов.

Перекресток способов

Построить систему налогового учета по налогу на прибыль можно тремя путями:

• параллельная система учета — каждая хозяйственная операция, подтвержденная документально, регистрируется дважды: в системе налогового и бухгалтерского учета (см. схему № 1). У предприятия появляется возможность путем введения дополнительных настроек сверять операции, отражаемые одновременно в двух системах. Это основное преимущество ведения параллельного учета, поскольку дополнительная сверка значительно снижает вероятность ошибок по отражению операций. Основной недостаток данной системы состоит в том, что при внедрении трудозатраты увеличиваются как минимум вдвое. Поэтому такой вариант автоматизации налогового учета является не самым привлекательным для предприятий, имеющих значительный ежедневный объем хозяйственных операций;

• полностью интегрированная система учета — при регистрации каждой хозяйственной операции формируются данные одновременно для целей бухгалтерского и налогового учета в рамках одной автоматизированной системы (см. схему № 2). Основная цель, преследуемая предприятиями, внедряющими данную систему учета, — минимизация трудозатрат по вводу данных. Правда, не все предприятия к этому пока готовы. Полностью интегрированная система представляет собой достаточно сложный продукт, требующий особой дисциплины пользователей, внедрения системы административных процедур и регламентов.

К тому же в условиях меняющегося законодательства постоянно будет возникать потребность внесения изменений в настройки системы. Поэтому при внедрении полностью интегрированной системы предприятию придется либо избегать значительных доработок, связанных со спецификой бизнеса, максимально используя стандартную функциональность применяемого программ-ного продукта, либо организовать службу по поддержке и развитию системы, что повлечет за собой увеличение затрат. Также к недостаткам рассматриваемой системы учета можно отнести риски, которые несет предприятие при сбоях в системе, поскольку в данном случае полностью парализуются обе системы учета и вести какой-либо учет по отдельности не представляется возможным. Но несмотря на эти сложности, внедрение полностью интегрированной системы продолжает оставаться самым удобным способом автоматизации налогового учета для крупных предприятий;

• частично интегрированная система учета — показатели налогового учета формируются с использованием данных системы бухгалтерского учета и данных, формируемых вне ее. Хозяйственные операции вносятся в систему бухгалтерского учета на основании первичных документов и используются для создания показателей налоговой отчетности с учетом корректировок, разработанных вне системы бухгалтерского учета. Рассматриваемый подход позволяет обеспечивать высокий уровень контроля за формированием налоговой отчетности на основе данных бухгалтерского учета и минимизировать трудозатраты при ведении налогового учета.

Вариант частично интегрированной системы учета наиболее распространен и доступен для предприятий, работающих в условиях ограниченных финансовых и кадровых ресурсов.

Рассмотрим более подробно основные этапы построения и внедрения частично интегрированной системы на примере внедрения автоматизированной системы налогового учета на предприятии газодобывающей отрасли.

Благоприятные факторы и сложности

Существенное положительное влияние на ход выполнения работ по проекту могут оказывать и даже определять успех проекта в целом следующие факторы:

• регламентированная система бухгалтерского учета. Данный фактор подразумевает наличие на предприятии пакета методологической документации, описывающей типовые хозяйственные операции, отдельные специфические моменты учета, проводки по счетам бухгалтерского учета;

• унифицированный план счетов бухгалтерского учета, который применяется всеми структурными подразделениями предприятия;

• бухгалтерская программа, адаптированная к потребностям и особенностям предприятия;

• возможность введения дополнительных аналитических признаков (идентификаторов) для ряда операций в системе бухгалтерского учета (дополнительные субконто, справочники, реквизиты). Это позволит достичь максимального использования данных бухгалтер-ской автоматизированной системы;

• наличие системы налоговых регистров, заполняемых вручную. Этот фактор играет немаловажную роль при реализации проекта, поскольку исследование существующей системы налогового учета поможет консультантам сформировать ясную картину налоговых особенностей и специфики предприятия;

• возможность корректировки учетной политики для целей налогового учета.

Однако наряду с благоприятными факторами в процессе работы над проектом консультанты часто сталкиваются с рядом сложностей, которые приводят к возникновению дополнительных проектных рисков. Применительно к рассматриваемому предприятию это:

• наличие широкой филиальной сети (структура рассматриваемого предприятия включает 21 структурное подразделение);

• наличие непрофильных активов и сервисных служб (в составе предприятия присутствуют санатории, дома отдыха, общежития, объекты сельского хозяйства, производства запасных частей и технологического оборудования);

• невозможность корректировки методов бухгалтерского учета (на предприятии данная область регулировалась централизованно — методологической службой головной организации);

• разрозненные базы бухгалтерского учета подразделений (в рассматриваемой филиальной структуре предприятия каждое подразделение ведет бухгалтерский учет в собственной базе данных; ситуация также осложняется отсутствием каналов связи с филиалами);

• изменения законодательства в части налога на прибыль;

• отсутствие внутренних методологических документов, детально регламентирующих способы ведения налогового учета. При исследовании предприятия специалистами может быть выявлено полное отсутствие положений и инструкций, дающих какие-либо разъяснения и указания по ведению налогового учета, что в свою очередь негативно скажется на реализации проекта.

Структура проекта

Для успешной реализации проекта необходимо выполнять все работы в три этапа: планирование проекта; разработка методологических и технологических решений; внедрение автоматизированной системы.

На первом этапе (планирование) обычно определяется процесс взаимодействия сторон, назначаются ответственные лица, разрабатываются процедуры по управлению качеством и рисками проекта, обсуждается порядок сдачи завершенных этапов, уточняется концепция реализации проекта. Один из наиболее значимых результатов данного этапа — формирование совместной проект-ной команды, в которую входят как консультанты, так и сотрудники предприятия-заказчика.

На втором этапе основной задачей является разработка ряда методологических решений, обеспечивающих дальнейшую реализацию проекта. Разработанная модель налоговых регистров должна обеспечивать полноту и прозрачность всей совокупности налоговых показателей. Каждый налоговый регистр представляет собой таблицу, показатели которой могут вводиться вручную, загружаться из системы бухгалтерского учета или рассчитываться автоматически. В структуре регистров можно выделить аналитические и синтетические регистры первого уровня, заполняемые в подразделениях предприятия и администрации.

Данные регистров первого уровня агрегируются в сводных регистрах, которые в свою очередь формируют показатели налоговой декларации. Благодаря этому в автоматизированной системе при помощи механизма «проваливания», или drill-down, для каждого налогового показателя можно просмотреть историю его формирования: от листа декларации до аналитического или синтетического регистра подразделения, данные которого использовались при формировании значения показателя. Такая возможность позволяет выявить место возникновения ошибки и своевременно внести исправление в заполненные регистры.

Основным источником данных для регистров налогового учета по-прежнему остается система бухгалтерского учета. Поэтому для получения необходимых показателей разрабатываются дополнительные аналитические признаки системы в виде новых субконто (разрезов), справочников, субсчетов, аналитических счетов. Поскольку при ведении налогового учета в новом режиме и по новым правилам изменяются состав и количество документов, передаваемых из филиалов в администрацию, соответствующие корректировки также должны быть внесены в регламент документооборота предприятия.

Ключевым фактором успеха для реализации проекта в целом является то, что работы на втором этапе должны выполняться специалистами-методологами при непосредственном участии консультантов по функцио-нальности ERP-системы. Таким образом удается минимизировать риск «нереализуемости» разработанных учетных принципов и процедур.

На третьем этапе (внедрение) происходят:

• установка программного обеспечения;

• настройка автоматизированной системы;

• обучение пользователей и технических специалистов, в ходе которого сотрудники предприятия-заказчика получают знания и навыки, необходимые для поддержки и развития системы;

• комплексное тестирование — проверка правильности формирования показателей налоговой декларации и готовности системы к вводу в опытную эксплуатацию;

• процесс опытной эксплуатации системы;

• ввод в промышленную эксплуатацию;

• начальное сопровождение пользователей.

Результаты проекта

Комплексный подход к выполнению проекта автоматизации позволяет заказчику снизить налоговые риски, сократить трудозатраты на заполнение, сбор и обработку налоговых регистров подразделений, повысить эффективность работы налоговой службы, регламентировать процесс подготовки налоговой отчетности и сократить сроки формирования консолидированной налоговой отчетности.

Отметим, что совершенствование методологии учета и отчетности является неотъемлемой составной частью проектов внедрения современных корпоративных систем управления. Оно позволяет решить целый ряд задач, связанных с оптимизацией учетных бизнес-процессов, унификацией и стандартизацией методологических решений, учетных процедур, а также адаптировать саму методологию к принципам, заложенным в ERP-систему.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль