Цена в основе

1895
Атавова Альбина
корреспондент FD
Как увеличить стоимость компании? Управляйте ею на основе показателя EVA - основа системы управления стоимостью. Кроме того, в нее входят еще два важнейших показателя финансовой эффективности бизнеса - свободный денежный поток, создаваемый в результате основной деятельности, и собственно финансовая ценность акционерного капитала компании

В первой половине 2005 года «Северсталь-авто» провела IPO, разместив на РТС и ММВБ 30% уставного капитала. За счет продажи первичных и вторичных акций компания привлекла $135 млн. «Российская автомобильная отрасль не столь привлекательна, как нефтяная и газовая, но наш бизнес вызвал значительный интерес со стороны инвесторов», — подводит итоги финансовый директор «Северсталь-авто» Николай Соболев. С учетом привлеченных средств капитализация компании по итогам IPO составляла чуть более $500 млн. Стоимость эмитента на 14.03.07 была в два раза больше — $1 млрд. Рентабельность компании по EBITDA составляет около 14%. «Это значительно лучше, чем у российских конкурентов и по отрасли в целом, — говорит Николай Соболев. — Во многом мы достигли таких результатов за счет применения стоимостного подхода в управлении компанией».

Оптимизация бизнеса

Внедрение стоимостного подхода в «Север-сталь-авто» началось с построения финансовой модели предприятия на 10 лет вперед. «Это единая модель, позволяющая нам осуществлять сценарный анализ, оценивать влияние на стоимость компании тех или иных стратегических решений, начиная от модернизации продуктовой линейки УАЗа и заканчивая оценкой целесообразности вхождения в те или иные партнерства. Ни одно инвестиционное решение в холдинге не принимается без проверки по этой модели», — говорит Николай Соболев.

После построения финансовой модели начался процесс реформирования существующих производственных активов в соответствии с ней. «Глубокая реструктуризация и оптимизация бизнес-портфеля через выделение непрофильных производств», — вспоминает финансовый директор «Северсталь-авто». Традиционно российские автозаводы имели высокую степень вертикальной интеграции. То есть, вложив на начальном этапе сырье, на выходе можно было получить готовый автомобиль. Западные производители пошли по пути специализации, позволившей повысить эффективность бизнеса.

«Северсталь-авто» также решила уйти от советского прошлого и сконцентрировалась на ключевых производственных процессах — штамповке, сварке, окраске и сборке. Все непрофильные активы — металлургическое производство, производство штампов и оснастки, некоторые компонентные производства — холдинг выделил в дочерние бизнес-единицы. «Перед менеджментом новоявленных компаний была поставлена задача по привлечению сторонних заказов и снижению стоимости их продукции для конвейера, — рассказывает Николай Соболев. — Теперь эти компании стали вполне самостоятельными эффективными производствами с существенной долей продаж на сторону — она достигает 40–50%. На базе некоторых из них мы планируем организовать совместные предприятия с иностранными компаниями. По части непрофильных видов деятельности, например питание работников, а также уборка и обслуживание помещений, мы полностью перешли на аутсорсинг». Николай Соболев не исключает возможности продажи некоторых непрофильных производств стратегическим инвесторам.

Следующим шагом стала программа «демонополизации» поставщиков. В условиях плановой экономики у автозаводов, как правило, был только один поставщик определенных компонентов. После перестройки монопольное положение поставщиков позволяло устанавливать несоизмеримо высокие цены на комплектующие. «В результате демонополизации поставок нам удалось не только удержать темпы роста стоимости материалов и комплектующих, но даже добиться по многим позициям снижения цены, — говорит Николай Соболев. — За 4 года доля поставщиков-монополистов снизилась с 42 до 4%. Зачастую пришлось переходить на импорт. Например, коробки передач теперь закупаем в Корее у компании Dymos. Это позволило снизить издержки в условиях укрепления рубля и повысить качество продукции». Среди прочих реформ «Северсталь-авто» — целевая программа по снижению материалоемкости, позволившая нивелировать отрицательный эффект от более чем двукратного роста цен на металл, а также программа по оптимизации внутризаводской логистики. Все эти программы позволили повысить рентабельность холдинга — из убыточного предприятия сделать наиболее прибыльное.

Управление стоимостью

Однако самым значимым направлением работы стало применение показателей, определяющих стоимость, и изменение системы мотивации. В качестве основополагающего показателя стоимости в «Северсталь-авто» определили экономическую прибыль EVA (Economic Value Added). «Экономическая прибыль является основой системы управления стоимостью. Кроме того, в нее входят еще два важнейших показателя финансовой эффективности бизнеса — свободный денежный поток, создаваемый в результате основной деятельности, и собственно финансовая ценность акционерного капитала компании», — говорит независимый консультант Олег Черемных.

«В ходе реформирования заводов был внедрен новый метод определения задач и мотивации менеджмента, — рассказывает Николай Соболев. — Его можно назвать стоимостным. Мы декомпозировали общие целевые ориентиры по созданию стоимости на операционный уровень путем установления KPI». В результате от достижения показателей, специфичных для конкретного менеджера, зависит переменная часть его заработной платы, составляющая существенную часть его дохода.

Показатели на основе EVA помогают мотивировать менеджера не просто получать прибыль, но добиваться приращения собственности акционеров. «Руководители подразделений постоянно думают не об извлечении быстрой прибыли, а о повышении отдачи от имеющегося капитала и максимизации прибыли в долгосрочном периоде, — комментирует Михаил Серов, президент ассоциации «Стратегия сегодня» и автор учебного центра SRC. — Например, менеджер получает вознаграждение только в том случае, если его деятельность даст больший доход, чем принес использованный им капитал, положенный на депозит в банке». Премии топ-менеджерам определяются исходя из превышения фактического значения EVA над плановым. Сам Николай Соболев на вопрос «За какие показатели вы отвечаете лично» отвечает, что за рост стоимости бизнеса в целом.

Порой в компаниях, работающих по EVA, применяется и премия за безубыточность. То есть, если бизнес-подразделение в течение определенного времени не имеет отрицательного значения EVA, его руководитель премируется. В «Северсталь-авто» такое не практикуется: для компании безубыточность сама по себе не является показателем эффективной работы менеджмента.

Выплаты сотрудникам среднего и низшего звена зависят от достижения локальных целей. Например, сотрудники дирекции по сбыту напрямую не влияют на показатель EVA. Однако от них зависит объем отгрузок, отражающийся в добавленной стоимости. Премиальные для сбытовых сотрудников рассчитываются исходя из этого показателя, а также из размера маржинального дохода, денежного потока и объема продаж по целевым продуктам.

По мнению экспертов, у метода управления на основе EVA немало недостатков. Самой сложной частью в оценке и управлении стоимостью бизнеса Олег Черемных считает точность и эффективность оценки стоимости собственных средств. «Мы применяем среднюю стоимость акционерного капитала, которую учитывают в своих моделях при расчете WACC (средневзвешенных затрат на капитал) покрывающие “Северсталь-авто” аналитики. Это простой и очень эффективный способ, позволяющий нам использовать в моделировании одни и те же предположения с рынком», — говорит Николай Соболев.

«Идея EVA — очень правильная: она ликвидирует впечатление о мнимой “бесплатности” собственного капитала, — говорит Олег Чернозуб, управляющий партнер консалтинговой компании V-ratio BCC. — Поэтому для расчета EVA прибыль компании уменьшается на величину “платежа” за пользование капиталом. Таким образом, из двух компаний, получивших одинаковую прибыль, выиграет та, которая добилась результата, используя меньший объем капитала». По его словам, на практике не рассматриваются отдаленные последствия инвестиционных решений. И в итоге EVA побуждает менеджмент к бездумному сокращению инвестиций, что будет иметь негативные последствия для компании. Но «Северсталь-авто» сумела решить эту проблему.

Дерево ROIC

Факторами, определяющими экономическую прибыль, являются рентабельность инвестированного капитала, а также темпы роста доходов и капитальной базы. Рентабельность инвестированного капитала в свою очередь зависит от двух факторов: оборачиваемости капитала и рентабельности продаж. «Для транслирования стоимостных целей на операционный уровень мы построили так называемое дерево ROIC», — рассказывает Николай Соболев.

В «Северсталь-авто» показатель ROIC (см. бокс) декомпозируется на несколько уровней показателей рентабельности и оборачиваемости. Конкретные цели закрепляются за основными функциональными центрами ответственности в компании. «Возьмем, например, рентабельность по маржинальному доходу на УАЗе, — поясняет Николай Соболев. — Для коммерческого директора в качестве KPI (ключевых показателей эффективности. — FD) установлены предельный уровень среднегодового и инфляционного удорожания (или снижения цен) по материалам и комплектующим. Инструментами влияния на маржинальный доход директора по сбыту являются ценовая политика, управление продуктовым набором. Производство, технологи и персонал занимаются снижением нормативной трудоемкости».

Такие же конкретные цели стоят по оборачиваемости. Так, директор по сбыту должен оптимизировать остатки готовой продукции и улучшать условия расчетов с дилерами. Коммерческий директор занимается оптимизацией остатков товарно-материальных ценностей на складах. Перед директором по производству стоит цель снижения объемов незавершенного производства. «Важно понимать, что каждый из наших финансовых показателей рассматривается в контексте ряда качественных показателей с целью сохранения сбалансированности долгосрочных и краткосрочных целей компании, — рассказывает Николай Соболев. — Например, рост маржинального дохода в абсолютном и процентном показателях должен компенсироваться таким качественным показателем, как доля рынка в целевых сегментах. А оптимизация фонда заработной платы должна происходить не в ущерб удовлетворенности и мотивации сотрудников. Поэтому наши финансовые ориентиры являются лишь составляющей частью системы сбалансированных показателей». Но, значит, это уже не совсем управление на основе EVA? «Вовсе нет, — возмущенно отвечает Николай Соболев. — Это не есть противоречие, поскольку EVA — основной показатель первого уровня в финансовом блоке системы сбалансированных показателей».

При установлении KPI, помимо традиционного подхода «от достигнутого» в компании, «Северсталь-авто» ориентируется на показатели сопоставимых компаний (best practice) и оценивает ожидания инвестиционного сообщества и аналитиков. «Если по рентабельности мы существенно выше среднеотраслевых показателей, то по оборачиваемости нам нужно еще многого добиться, — говорит Николай Соболев. — Например, мы снизили остатки незавершенного производства за последние три года в сопоставимых ценах более чем на 40%. Но нам еще очень далеко до Toyota».

МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ EVA

Из формулы расчета EVA напрямую следуют три способа повысить EVA:

• увеличить IC: «поглотить конкурента», взять кредит или привлечь внешние инвестиции (если это не ухудшит WACC);
• увеличить ROIC, повысив эффективность бизнеса (или совершив новые инвестиции с более высокой рентабельностью);
• снизить WACC, увеличив долю заемных средств или снизив стоимость собственных средств (то есть снизив корпоративные риски).


СТОИМОСТНЫЙ ПОДХОД В «СЕВЕРСТАЛЬ-АВТО»

• У компании четко сформулированы количественные нормативы создания стоимости на долгосрочную перспективу – сколько компания должна стоить через 3,5–10 лет.

• Планирование и управление портфелем бизнес-проектов компании подчинено основной цели – созданию стоимости, для этого:
a) решения о стратегических инвестициях принимаются через призму их влияния на стоимость компании;
b) оптимизация существующей структуры компании – повышение эффективности, реструктуризация, продажа или закрытие ряда производств.

• Четкая декомпозиция целевых нормативов создания стоимости на операционный уровень и закрепление по зонам ответственности в виде KPI.

• Долгосрочная и краткосрочная мотивация направлена на создание стоимости – опционы и performance-linked бонусы.

• Управление информационными потоками компании. Информационный обмен с инвесторами только через призму создания стоимости.


АЛГОРИТМ РАСЧЕТА EVA

По определению, EVA = IC x (ROIC – WACC),
где IC – объем чистого совокупного капитала, инвестированного в основную деятельность компании;
ROIC – рентабельность капитала, инвестированного в основную деятельность компании;
WACC – средневзвешенные затраты на капитал компании.

Раскрывая скобки, получим: EVA = NOPLAT – «плата за капитал» (IC x WACC).

NOPLAT представляет собой часть чистой прибыли компании, созданную в результате основной (операционной) деятельности компании (рассчитывается путем внесения в показатель чистой прибыли поправок, удаляющий вклад в чистую прибыль неосновной и финансовой деятельности компании).


ВНЕДРЕНИЕ ПОДХОДА

1. Построение финансовой модели.

2. Реформа производственных активов:
• выделение непрофильных производств;
• диверсификация поставщиков;
• снижение материалоемкости.

3. Определение показателей, влияющих на стоимость.

4. Создание системы мотивации.

5. Построение древа рентабельности.

6. Декомпозиция показателя ROIC.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль