Отдать не взять

1039
Ваши IT-расходы растут в геометрической прогрессии? Ищите выход в аутсорсинге

Время жизни IT-решений невелико — два года, максимум пять лет. После требуется модернизация. Поскольку вести бизнес без IT-инфраструктуры в современных условиях довольно сложно, компании вовлечены в бесконечно увеличивающийся круговорот затрат. По данным IDC, расходы на IT в коммерческом и госсекторе в 2005 году составили $9,76 млрд. Аналитики прогнозируют, что до 2010 года российский рынок информационных технологий будет ежегодно расти в среднем на 17,6% и его объем достигнет $26,8 млрд уже к 2010 году.

Затраты компании на IT складываются из расходов на персонал и инфраструктуру. Первая составляющая включает заработную плату и ЕСН. Вторая — стоимость аренды и инженерного обслуживания помещения, стоимость самого оборудования и ПО, сервисных контрактов на их техническое обслуживание. При наличии сложного бизнес-приложения далеко не всегда возможно обойтись своими силами — приходится звать консультантов. Просчитайте стоимость расходных материалов, например кабелей, картриджей и доставки. Венчает перечень стоимость трудозатрат на обработку транзакций по этим договорам. «Расходы на обслуживание IT-систем собственными силами соизмеримы с затратами на основной бизнес», — говорит Артур Щерба, генеральный директор WideXs.

Компания «Стек Софт», производитель программных комплексов для поддержки бизнеса телекоммуникационных операторов, пользуется услугами аутсорсинга IT-инфраструктуры почти четыре года. «Наши собственные инвестиции в это вспомогательное направление бизнеса составили бы недопустимо высокую долю в бюджете, — объясняет такое решение генеральный директор Виктор Кутуков. — Еще более значительны эксплуатационные расходы по поддержанию инженерной инфраструктуры. На фоне проблемы московского энергоснабжения эксплуатационные затраты для одной отдельно взятой компании были бы просто непомерны».

Разделяй и экономь

При создании инфраструктуры с нуля наиболее эффективно разделить обслуживание аппаратной и программной частей. «В случае сбоя программного обеспечения нам дистанционно помогает IT-департамент центрального лондонского офиса, — рассказывает генеральный директор российского подразделения Koch Supply & Trading Сергей Тимохович. — Если же ломается оборудование, то неисправность устраняют сотрудники российской сервисной компании». Лондонские услуги опла-чиваются по постоянному договору. Услуги российского сервисного предприятия — по мере необходимости по рамочному до-говору.

Использование такого подхода становится невыгодным, если инфраструктура унаследована от прошлых лет. В таком случае приходится постоянно ее модернизировать «по частям», и стоимость услуг аутсорсера из-за частоты и трудоемкости контактов превысит затраты на содержание собственного ITотдела. Необходимо учитывать, что контракт с ITаутсорсером становится выгодным только при долгосрочном партнерстве до десяти лет. На Западе соглашения SLA (стр. 24) заключаются минимум на три года. «В России заключаются контракты на год с возможностью пролонгации. Договоры на 3–5 лет пока единичны», — говорит Михаил Брусенцев, генеральный директор аутсорсинговой компании Tescom.

У IT-аутсорсера есть несколько возможностей для экономии. «Крупные аутсорсеры, правда пока среди них почти нет российских, оказывают услуги на собственной инфраструктуре, — поясняет Михаил Брусенцев. — Для клиента это означает снижение текущих IT-затрат на 25–30%. Например, выгодно отдать на аутсорсинг замену расходных материалов для периферийной техники. Во-первых, с клиента снимается необходимость учета и логистических затрат. Во-вторых, аутсорсеры имеют отработанный механизм контактов с поставщиками продукции, что и позволяет им экономить». Так, у компании Xerox есть специальное подразделение Xerox Global Servises. Среди его клиентов в России такие компании, как Citibank, Ernst & Young, Intel, «ЦВ Протек».

Аутсорсеру можно отдать отдельные функции, традиционно входящие в сферу ответственности системных администраторов. Например, сервис электронной почты. Соответствующий сервер принадлежит аутсорсеру, отвечающему за его работоспособность и фильтрацию почты, информационную защиту компании от атак через электронную почту.

Гораздо тяжелее доверить посторонним «сердце» компании — серверы обработки данных, на которых установлена корпоративная информационная система. Коммерческих data-центров в России пока немного, а стоимость их услуг колеблется около 30 тыс. рублей за аренду серверной стойки в месяц, включая круглосуточное обслуживание. За аренду серверов, подключение к телекоммуникационным каналам и трафик взимается отдельная плата. По оценке WideXs, объем российского рынка услуги размещения серверов и стоек (collocation) в 2006 году составил $30-35 млн, не менее 70% рынка сконцентрировано в Москве. «В ближайшие 2–3 года произойдет как минимум удвоение объема рынка, спрос в регионах постепенно будет расти, догоняя центр», — оценивает потенциал Артур Щерба. Абсолютное большинство компаний предпочитают строить свои центры обработки данных. «Строительство собственной небольшой инфраструктуры на 10 стоек потребует около $300 тыс.», — оценивает генеральный директор компании DataDom Андрей Павлов, без учета стоимости аренды помещения, заработной платы сотрудников и покупки серверного оборудования.

Единство провайдера

Понятие телекоммуникационного аутсорсинга сильно отличается от простой покупки услуг оператора связи. В идеале клиент платит аутсорсеру, а тот берет на себя взаимодействие с операторами связи, поддерживает рабочее состояние сети, решает, какое оборудование необходимо клиенту — вплоть до покупки настольных телефонных аппаратов. При этом вся аппаратура находится в собственности провайдера. Такой контракт может быть особенно выгоден территориально распределенным компаниям. Тогда не придется в каждой точке присутствия заключать договоры с местными операторами связи, когда разнятся предметы договоров и условия оплаты, а трудозатраты на их учет занимают большое количество рабочего времени бухгалтеров.

Japan Tobacco International (JTI, основные производственные подразделения расположены в России и странах СНГ) с представительствами в 250 городах 47 стран в 2004 году заключила комплексный долгосрочный контракт с Equant стоимостью $144 млн. Аутсорсер взял на себя обеспечение передачи данных, интернет-доступа, безопасности сетей, IP-телефонии, удаленного доступа, контакт-центра, обслуживание LAN (локальной сети компьютеров и периферийного оборудования, объединенной каналами цифровой связи). Все телекоммуникационное оборудование JTI было передано на баланс подразделению Equant Orange Business Services, к нему же в штат было переведено несколько десятков IT-специалистов клиента. В результате общие затраты JTI на содержание телекоммуникационной и IT-инфраструктуры сократились почти на 30%.

Менее масштабный пример — российский дистрибьютор «Сейлс». Компания воспользовалась услугой телекоммуникационного аутсорсинга в Москве. Оператор связал беспроводной сетью (WiMAX) 15 оптовых и 8 розничных торговых павильонов компании, расположенных около станций метрополитена. Процесс прокладки в этих зонах выделенной линии потребовал бы серьезных временных и денежных затрат, связанных с получением различных согласований и сложностями со строительными работами. При этом требовались телефонная связь и безлимитный интернет-доступ от одного оператора. «Мы хотели уменьшить ежемесячную отчетную документацию, поступающую от 11 провайдеров. Ведь каждый оператор предлагает клиенту свой формат отчетности и свои временные рамки, — говорит директор «Сейлс» по развитию информационных систем Илья Лукьянов. — Небольшому IT-подразделению, обслуживающему большое количество территориально разбросанных офисов, важно иметь одну точку входа для экономии времени». В результате при составлении SLA компания лимитировала время подключения павильонов к услугам связи — три дня. Единовременный платеж за интернет-подключение составил $250 за канал, причем в стоимость услуги включено необходимое оборудование. При увеличении количества или перемещении павильонов, например из-за ремонта входа в метро, «переезжают» весь пакет услуг и телефонные номера.

«Создание и поддержка работоспособности закрытой виртуальной частной сети VPN, объединяющей территориально удаленные офисы компании в единую закрытую рабочую сеть, — самое перспективное направление телекоммуникационного аутсорсинга», — резюмирует Александр Ильин, технический директор компании «Синтерра». Интересно, что неплохие перспективы этой услуги подтверждают аутсорсинговые госконтракты. Так, Росстат заключил с «Синтеррой» договор на обеспечение функционирования своей виртуальной частной сети (MPLS/VPN) в центральном аппарате и территориальных органах (80 объектов) в 2007 году.

При обращении к аутсорсеру помните, что полностью сократить IT-отдел не получится — кто-то должен контролировать качество работы аутсорсера. «Экономия на IT-инфраструктуре более выгодна, чем экономия на IT-персонале», — резюмирует Михаил Брусенцев.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ АУТСОРСИНГА

В качестве критерия эффективности аутсорсинга обычно берется показатель ROI – отношение инвестиций к прибыли. Допустим, компания построила IT-инфраструктуру, состоящую из сетей VPN (общая стоимость проекта – $500 тыс.), офисного программного обеспечения (общая стоимость – $50 тыс.), аппаратной части ($100 тыс.). Также нужно учесть расходы на персонал (заработная плата и ЕСН – по $1,5 тыс. на 10 человек ежемесячно), аренду и инженерное обслуживание помещения ($200 ежемесячно), оператора связи ($300 ежемесячно), расходные материалы ($100 ежемесячно).

За первый год затраты составили $500 тыс. + $50 тыс. + $100 тыс. + $1,5 тыс. x 10 x 12 + ($200 + $300 + $100) x 12 = $837,2 тыс. При этом прибыль компании до налогообложения составила $5 млн. В таком случае ROI = $837,2 тыс./$5 млн = 0,167. В случае аутсорсинга телекоммуникации обошлись бы компании ежемесячно в $1 тыс., аренда оборудования – $50 тыс. в год, затраты на ПО, расходные материалы и аренду и инженерное обслуживание помещения не изменились бы. В штате IT-службы остались бы два человека. Появились бы затраты за техническое обслуживание ПО и аппаратуры ($2 тыс. в месяц). Затраты за год составили $175,6 тыс. ROI = $175,6 тыс./$5 млн = 0,035.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль