Пульс бизнеса

1422
Иностранцы отдают бухгалтерию на аутсорсинг, российские фирмы ведут централизованный учет

Прообраз аутсорсинга бухгалтерии — централизованный учет в холдинговой структуре. Топ-менеджменту необходима консолидированная управленческая отчетность, формируемая как минимум ежемесячно. Добиться этого, особенно в разнопрофильном холдинге, довольно сложно — отсутствуют единая учетная политика, план счетов, различается терминология. В таком случае самым простым вариантом реструктуризации может стать вывод учетных функций, в том числе бухгалтерии, в отдельную компанию. Фактически она становится внешней «аутсорсинговой» структурой для остальных «частей» холдинга. Выгоды очевидны. Расходы на учет становятся максимально прозрачными. За счет использования «бухгалтерской» компанией упрощенной схемы налогообложения холдинг экономит на ЕСН. А входящие в него компании уменьшают базу по налогу на прибыль из-за оплаты услуг по ведению учета (подп. 15 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ). Максимальный эффект от оптимизации для столичных компаний достигается за счет размещения централизованной бухгалтерии в городах с более низкой оплатой труда.

В своем интервью FD главный финансовый директор Х5 Retail Group Виталий Подольский (FD № 2, 2007) рассказывал, что торговая сеть намерена разделить объединенную бухгалтерию «Перекрестка» и «Пятерочки» на сервисный центр, который займется первичным учетом, и финансовых контролеров. Сервисный центр планируется вынести в Нижний Новгород. «У нас работают около 240 бухгалтеров, их зарплаты в Москве в несколько раз выше, чем в регионах, — объясняет решение Виталий Подольский. — Так что экономия будет существенной».

Экономить за счет разницы в оплате труда между регионами и столицей можно и без создания отдельной «учетной» структуры. По словам заместителя председателя правления группы «Синергия» Николая Белокопытова, бухучет пяти московских сервисных компаний холдинга ведется штатными бухгалтерами дальневосточных предприятий.

Западные веяния

Однако централизованный учет внутри холдинга не является аутсорсингом в классическом смысле этого слова. Обратиться же к компании вовне мешают особенности учета «по-русски». Однако, если руководство принципиально ведет только «белую» отчетность, перед компанией лежит прямой путь к аутсорсеру. Он предложит на выбор уже готовые и проверенные схемы работы. Во-первых, формирование консолидированной отчетности на базе уже имеющихся данных. Во-вторых, масштабную реструктуризацию бизнес-процессов для дальнейшей консолидации данных, представленных в соответствии с корпоративными стандартами. В-третьих, ведение всего учета на основании первичных документов.

На Западе передача бухгалтерии на аутсорсинг становится все более востребованной — из-за экономического эффекта и снижения рисков. По данным Boston Consulting Group, за 2002–2008 годы ежегодные среднемировые темпы роста рынка аутсорсинга бухгалтерского учета составят 10%. Российские компании к подобным услугам относятся настороженно. В основе таких взаимоотношений в первую очередь лежит доверие к партнеру. Делегирование формирования финансовой отчетности в глазах отечественных руководителей грозит в лучшем случае проблемами, в худшем — потерей контроля над бизнесом.

«Основные причины недоверия — неготовность отечественных компаний переходить на «белый» учет и отчетность, нежелание главных бухгалтеров «выпустить» из-под контроля функцию ни целиком, ни частично, опасения «утечки информации», слишком масштабные изменения в бизнес-процессах, порой негативный опыт прош-лых проектов», — говорит директор по развитию бизнеса компании «БДО Юникон Бизнес Сервис» Татьяна Телегина. Компания Freescale Semiconductor LLC, Russia & CIS (до 2004 года — подразделение полупроводниковых компонентов компании Motorola), не желая экспериментировать при выборе бухгалтера-аутсорсера, обратилась к конкретным людям, с которыми сотрудничала раньше. «Когда-то эта команда работала в компании «Интеркомп» и рассчитывала зарплату для российского представительства Motorola, — вспоминает генеральный директор Freescale Semiconductor Дмитрий Панфилов. — В 2004 году мы стали самостоя-тельной компанией и предпочли работать с теми же людьми, которые впоследствии сменили место работы».

Российское подразделение Koch Supply & Trading пользуется услугами одной аутсорсинговой компании как бухгалтера, юриста и кадровой службы. Все платежные документы пересылаются по электронной почте. При необходимости оригиналы передаются с курьером. «Партнер готовит для нас отчетность по РСБУ раз в квартал, раз в год для центрального офиса в Лондоне, — рассказывает Сергей Тимохович, генеральный директор Koch Supply & Trading в России. — Все действия по формированию учетной и налоговой отчетности координируются и с нами, и с Лондоном в режиме реального времени. В зависимости от срочности и проблематичности мы контактируем от одного раза в неделю до нескольких раз в день».

На аутсорсинг можно передать отдельные бухгалтерские функции. «Мы выбрали комбинированную систему, — рассказывает генеральный директор Mondi Business Paper/LLC Галина Сауткина. — Первичную документацию, составление корпоративной отчетности, статистику ведем своими силами. А расчет заработной платы, бухгалтер-ский и налоговый учет в части закрытия бухгалтерских баз, расчет налогов, подготовку бухгалтерской и налоговой отчетности по российскому законодательству передали на аутсорсинг. Такой подход продиктован политикой нашего акционера в отношении компаний, предоставляющих агентские услуги по продаже». В таком случае в компании остаются главный бухгалтер и сотрудники оставшихся направлений работы.

Однако можно полностью «избавиться» от бухгалтерского и налогового учета. Главный бухгалтер несет ответственность перед законом наравне с руководителем компании. Порой имеет смысл переложить обязательства с физического на юридическое лицо — аутсорсера. В конфликтной ситуации будет легче его привлечь и заставить компенсировать убытки. Дополнительный плюс для клиента — налоговые инспекторы будут общаться напрямую с составителями отчетности. То есть переговоры будут вестись на территории аутсорсера.

Пути общения

Основная ошибка при оформлении аутсорсинговых взаимоотношений — договор «аренды» исполнителей, а не оказания услуг. Из-за этого резко возрастает риск претензий со стороны налоговиков (стр. 24).

Схема расчета стоимости услуг аутсорсера, с одной стороны, должна быть прозрачна, с другой — учитывать множество переменных. Например, организационно-правовую форму, размер и структуру дохода, региональную инфраструктуру, количество транз-акций. Важны и привычки клиента — ручной или автоматизированный учет. Кроме стоимости работ необходимо учитывать затраты переходного периода, текущие и будущие инвестиции в активы. «Договор с клиентом, имеющим в России некоммерческое представительство, существенно отличается от контракта с крупной российской торговой сетью, осуществляющей агрессивную регио-нальную экспансию», — объясняет высокую поливариантность стоимости услуг Татьяна Телегина.

Для торговой компании, в которой работают до 20 человек, обычно хватает одного бухгалтера с заработной платой в пределах 40–60 тыс. рублей. Порой ему требуются консультации — от 900 рублей за час при разовом обращении до 40–50 тыс. рублей при месячном обслуживании без временных ограничений. Стоимость ведения бухгалтерского и налогового учета аутсорсером в зависимости от перечисленных параметров будет колебаться в пределах 80–120 тыс. рублей. «Кроме того, аудитору безусловно предпочтительнее проверять отчетность, составленную профессиональной бухгалтерской компанией», — поясняет Татьяна Телегина. А стоимость услуг аудитора прямо пропорциональна временным затратам. И чем меньше последние, тем выше профессионализм исполнителя. Стоимость бухгалтерского аутсорсинга для Freescale Semiconductor LLC, Russia & CIS сравнима с затратами на содержание внутренней бухгалтерии. Галина Сауткина оценивает экономию в 18%.
 

Когда нужен
Аутсорсинг бухгалтерского и налогового учета может быть выгоден, если:

• в компании дублируются функции и процессы. Например, документооборот выстроен таким образом, что выдачу подтверждающего документа (копии платежки) необходимо согласовать с несколькими сотрудниками;
• консолидированная отчетность готовится около полугода;
• низкое качество данных (большое количество ошибок);
• различные и несогласованные политики и процедуры учета в структурных подразделениях компании.

 


 


Как выбирать
Выбирать аутсорсера лучше всего через проведение тендера. Критерии отбора:

• репутация;
• рекомендации;
• ассортимент услуг;
• инфраструктура;
• ресурсы;
• финансовая устойчивость;
• длительность предоставления услуги;
• наличие профессиональной страховки и сумма страхового покрытия.

 

 

 


 


КАК ПЕРЕДАТЬ БУХГАЛТЕРИЮ НА АУТСОРСИНГ

ШАГ 1
Компания обращается к аутсорсеру и перечисляет виды учета, которые хотела бы ему передать

ШАГ 2
Определяется цена услуги. В первую очередь она зависит от среднего ежемесячного количества транзакций компании

ШАГ 3
Решение о переводе бухгалтерии на аутсорсинг утверждается генеральным директором компании (единоличным исполнительным органом)

ШАГ 4
Оговариваются условия взаимодействия – регламенты, способы передачи информации(платежных документов). Должен быть получен ответ на вопрос, какие документы передаются по электронной почте или факсу, какие – оригиналами через курьера или по почте

ШАГ 5
Бухгалтеры, ранее занимавшиеся этими участками учета, переводятся на работу к аутсорсеру на прежних условиях работы. При упорном сопротивлении сотрудник остается в штате «родной» компании с новыми, но смежными обязанностями

ШАГ 6
Заключается договор с аутсорсинговой компанией на оказание услуг. В договоре обязательно перечисляются участки работы, способы взаимодействия, методы расчета стоимости, система оценки качества услуг

ШАГ 7
Если на аутсорсинг был передан весь бухгалтерский учет, должность главного бухгалтера в компании прекращает свое существование. После заключения договора ответственность ложится на юридическое лицо – компанию-аутсорсера

 

 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль