Избавляемся от лишнего

1190
Налоговые инспекторы разве что стойку не делают, когда слышат слово «аутстаффинг». Между тем его использование позволяет эффективно сократить издержки и не только за счет экономии на налогах

От разнообразия предложений по аутсорсингу рябит в глазах. Услуги на любой вкус — кадровый учет, предоставление профильных сотрудников на время, когда заболел штатный специалист или понадобился человек под конкретный проект. И даже корректное проведение увольнений. Услуги по предоставлению персонала (аутстаффинг) упоминаются в подпункте 19 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Такие расходы относятся на себестоимость продукции, работ, услуг. Трудовой кодекс не описывает взаимоотношений компании и сотрудников в условиях аутстаффинга. Вся ответственность ложится непосредственно на работодателя, то есть аутстаффера. Отношения заказчика и провайдера услуг строятся на основе гражданско-правового договора о возмездном оказании услуг (ст. 779–783 гл. 39 Гражданского кодекса РФ).

Людской поток

На аутсорсинг обычно выводится обслуга — уборка, охрана, ремонт. «Мозги», как правило, остаются в штате компании. Однако есть и исключения. Компания IT Expert предоставляет «в аренду» помощника для IT-директора. «Этот человек называется руководителем процессов и исполняет роль менеджера в области операционной деятельности и советника IT-директора, — рассказывает Михаил Потоцкий, председатель совета директоров IT Expert. — Он управляет операционными процессами IT-деятельности. В случае необходимости подготавливает варианты более сложных управленческих решений». Компания предоставляет услугу с октября 2005 года. За это время ею воспользовались три крупных клиента, в том числе «ГидроОГК».

Востребованными услугами аутсорсинга являются бухгалтерия (стр. 28) и кадровое администрирование. Причина проста: в период становления фирмы, когда в ней работают 5–10 человек, документацию ведет бухгалтер или владелец бизнеса, по совместительству генеральный директор. С ростом компании появляется потребность в позиции кадровика. На этом этапе на помощь приходит аутсорсер, который готов вести кадровый учет (табели, договоры, рассчитывать заработную плату) и даже хранить в своем несгораемом шкафу трудовые книжки коллектива. Но, конечно, самый распространенный элемент кадрового аутсорсинга — подбор персонала на постоянной основе.

Взаимоотношения аутсорсера и клиента фиксируются в специальном соглашении об уровне сервиса, которое «наследовало» американское название — SLA (Service Level Agreement). Характерная черта таких контрактов — высокая степень детализации. Стороны стараются предусмотреть все варианты развития ситуации и «застраховаться» от ошибок. Конкретизируется все, вплоть до указания допустимого времени реакции аутсорсера на определенную проблему.

Такой договор должен включать в себя ответственность сторон в случае недобросовестного исполнения обязанностей нанятыми сотрудниками. Если компания пользуется услугами материально ответственного лица по аутстаффинговому контракту, оговаривается размер штрафных санкций при недостаче. Например, складом организации управляет сотрудник на аутсорсинге. При небольшой недостаче аутсорсинговая компания вычитает штраф из зарплаты виновного. А затем перечисляет сумму клиенту в соответствии с условиями договора. На случай крупных хищений следует предусмотреть в договоре материальную ответственность самого аутсорсера.

При заключении договора аутсорсинга у клиента появляется риск низкого качества оказанного сервиса. В 2004 году банк «Авангард» отдал на аутсорсинг поддержку своего сайта и не раз об этом пожалел в течение годового договорного срока. В 2006 году банк создал новый сайт с помощью другой ITкомпании, но его поддержку ведет сам.

Конечно, компании различными способами страхуются от оказания некачественных услуг в зависимости от вида аутсорсинга. При отдаче «на сторону» логистики доставкой ведают сразу несколько аутсорсеров. «Отдают не все, не сразу, не одной компании и не кому попало», — поясняет Александр Трушин, генеральный директор компании International Logistic Systems. Если речь идет о «неразделяемом» сервисе, например уборке территории, техническом обслуживании или обеспечении безопасности, необходимо максимально конкретизировать виды услуг и штрафы. «При передаче процессов аутсорсеру основные трудности возникают из-за недостаточно подробно расписанного в договоре перечня работ и услуг, их стоимости, — говорит генеральный директор группы компаний Facilicom Эдуард Апсит. — При этом необходимо зафиксировать систему контроля и оценки качества». Важно оговорить в соглашении сроки исправления некачественно оказанных услуг.

Сокращение расходов

Особенно часто к услугам аутсорсеров обращаются представительства иностранных корпораций. С одной стороны, это объясняется требованиями головной компании. С другой — экономической целесообразностью для соблюдения баланса между количеством ключевых и «сопровождающих» сотрудников. В результате такие организации отличаются крайне малым штатом. Например, в российском подразделении Koch Supply & Trading (занимается биржевой торговлей нефтью, газом, цветными и драгметаллами) с момента его открытия в 2002 году работают всего четыре человека. «Если бы мы взяли в штат всех сотрудников для поддержки нашей «жизнедеятельности» — бухгалтера, специалиста по налоговому учету, кадровика, IT-директора, то набралось бы человек десять, — говорит генеральный директор представительства Сергей Тимохович. — Наши затраты были бы минимум в три раза больше». Причем основной статьей расходов была бы не оплата поиска сотрудников и их последующего обучения, а аренда нового помещения для офиса с большей площадью.

Обратная ситуация: компания до определенного момента самостоятельно выполняла работу. Однако со временем появилось желание снизить расходы или повысить качество второстепенного бизнес-процесса. Самый болезненный период — переход на новый вид взаимоотношений. «Если до обращения к нам работы выполнялись собственными сотрудниками компании, мы стараемся включить их в свой штат, — объясняет Эдуард Апсит. — Заодно экономим на подборе новых людей».

Далеко не всегда использование аутсорсинга влечет за собой сокращение расходов. Минерально-химическая корпорация «Еврохим» на постоянной основе пользуется юридическими консультациями внешних специалистов по проблемам, не связанным с производственной деятельностью. На аутсорсинг отошли вопросы, связанные с сопровождением уголовных дел, проведением due diligence при совершении сделок по слияниям и поглощениям, применением иностранного законодательства, подготовкой заключений по стратегически важным для компании решениям. «Конечно, такая схема работы сопряжена с высокими расходами на привлечение внешних консультантов, — говорит начальник юридического управления Андрей Попов. — Однако решение подобных вопросов собственными силами связано со слишком большими трудозатратами».

«Еврохим» также отдал на аутсорсинг техническую диагностику производственного оборудования, часть проектно-конструкторских работ. Запросы о привлечении аутсорсинговой компании формируются профильной дирекцией и утверждаются генеральным директором Дмитрием Стрежневым. «Раньше зарплата сотрудника ремонтных служб была фиксированной и рассчитывалась в соответствии с табелем выхода на работу вне зависимости от его загрузки, — рассказывает Вячеслав Гриценко, начальник управления технического обслуживания и ремонтов «Еврохима». — Теперь в случае некачественного выполнения работы юридическое лицо ее исправляет надлежащим образом за счет собственных средств».

Экономия на налогах

Налоговая инспекция с подозрением относится к любым схемам с привлечением персонала со стороны. Аутстаффинг используется для оптимизации налогообложения сразу по двум направлениям. Во-первых, для снижения базы по налогу на прибыль за счет включения в расходы затрат на привлечение стороннего персонала. Во-вторых, для минимизации ЕСН. Наиболее распространенный вариант — привлечение персонала от провайдера услуг, работающего по упрощенной или льготной схеме налогообложения в соответст-вии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса. Экономное руководство переводит своих сотрудников в штат такого аутстаффера, а затем заключает с ними договор об оказании услуг.

Масштабное сокращение штатов неизбежно привлечет внимание инспекторов. Но одного этого мало, чтобы суд признал наличие схемы. Чтобы арбитры встали на сторону фискалов, необходимо:

• оговорить в договоре «аренды» полное подчинение внешних специалистов внутренним распорядкам и приказам заказчика;
• указать, что зарплата выплачивается за счет денежных средств заказчика. То есть по сути сотрудники только числятся на аутсорсинге, а по факту «живут» в коллективе;
• самостоятельное ведение учета клиентом отработанного времени;
• зарегистрировать созданного «под себя» провайдера услуг по адресу заказчика.

Все это поможет доказать налоговой инспекции отсутствие для заказчика иной выгоды для перехода на аренду персонала, кроме как снижение налогового бремени. Чтобы налоговая инспекция почти со стопроцентной вероятностью не смогла убедить суд в наличии схемы, необходимо обговорить в договоре не аренду сотрудников, а покупку определенной услуги. То есть обратиться за ведением кадрового учета, а не «арендовать» директора по персоналу.

Тверская компания, в штате которой работали 480 человек, зарегистрировала на свой адрес еще четыре компании, по которым равномерно распределила 400 своих сотрудников. Все пять фирм перешли на упрощенную систему налогообложения. Обязанности выполняли те же сотрудники по договорам аутстаффинга. Арбитражный суд Тверской области констатировал, что иной выгоды, кроме минимизации выплат ЕСН, у руководства «начальной» компании не было. И решением № А66-1863/2006 поддержал доначисление налоговиками почти 6 млн рублей ЕСН и 5 млн рублей пеней и штрафов.

Аналогичный пример: компания, в которой работали 215 человек, зарегистрировала по своему адресу еще два ООО. В них она перевела по 80 человек, одновременно заключив аутстаффинговые договоры. Якобы «сторонние» сотрудники при этом подчинялись приказам и распоряжениям старого руководства. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 20.06.05 № Ф04-3725/2005(12156-А46-26) одобрил доначисление фискалами 2,4 млн рублей ЕСН, а также 1,5 млн рублей пеней и штрафов.

Строптивые сотрудники

Создать сложности компании, желающей воспользоваться договорами аутстаффинга для снижения налоговой нагрузки, могут не только налоговики. Перевод в новую компанию может состояться исключительно по личному заявлению работника. А среди них порой встречаются строптивые личности. «Если сотрудник отказывается менять место работы, я предложил бы руководству действовать только методами убеждения, выдвигая в качестве аргумента и материальную заинтересованность», — рекомендует генеральный директор одной из аутстаффинговых компаний. По словам представителя фирмы Credence, стоимость вывода персонала за штат составляет $40–65 в месяц за человека без учета НДС в зависимости от количества переданных сотрудников.

Частности договора

При заключении договора аутсорсинга необходимо:

  • максимально четко разграничить права и обязанности сторон;
  • определить зоны ответственности, например перечень основных и дополнительных услуг, в том числе место и способ их предоставления;
  • описать оценочную градацию для оказанных услуг и принципы контроля, например указать стандарты качества;
  • регламентировать взаимодействие;
  • указать алгоритм расчета стоимости услуг, в том числе и в случае увеличения их объема;
  • предусмотреть разделение рисков и прибылей;
  • оговорить ответственность сторон и штрафные санкции в случае нарушения обязательств;
  • описать механизм для сохранения и обновления уже существующих отношений;
  • указать реквизиты.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль