Как сформировать четкую налоговую стратегию

972
Процесс выплаты налогов связан с рисками и нуждается в продуманной корпоративной стратегии

Налоговая стратегия? Что за налоговая стратегия? Вряд ли вы услышите такие возгласы в залах заседаний советов директоров ведущих британских компаний. Они признают преимущества, получаемые от обсуждения и утверждения корпоративного подхода к налоговому менеджменту.

В соответствии с опросом 110 директоров по налогам европейских компаний, посетивших симпозиум PricewaterhouseCoopers в Афинах, 41% респондентов уже сформировали четкую налоговую стратегию, определенную и утвержденную основными заинтересованными сторонами, а именно генеральным и финансовым директорами, а также советом директоров. Еще 35% как раз работали над этим. Оставшийся 21% этим не занимался, но признал, что следовало бы. «Налоги должны стоять на повестке дня совета директоров, — говорит Ричард Коллиер-Кейвуд, глава налогового департамента PwC в Великобритании. — Ведь сумма, которую компания выплачивает по налогу, весьма значительна».

Сью Бонни, глава налогового департамента KPMG в Соединенном Королевстве, обращается к отчету сэра Дэвида Варни, который был опубликован в ноябре 2006 года и посвящен попытке HM Revenue & Customs (HMRC занимается сбором налогов и таможенных платежей в Великобритании) улучшить свою связь с бизнесом. «Согласно сделанным там выводам, единственный способ снижения рисков — это наличие ясной, четко оформленной стратегии, — говорит она. — Она влияет на оценку компании налоговыми властями и порядок их взаимодействия с вами».

Алан Макферсон, партнер по налоговому консалтингу в Deloitte, выделяет три обособленные силы, которые, объединяясь, выносят налог выше пределов компетенции финансового директора: HMRC и ее подход к налогообложению, основывающийся на оценке налоговых рисков; Комиссия по ценным бумагам США (SEC) и акт «Сарбейнса – Оксли» c их усиленным вниманием к налогам; инвестиционные фонды, такие как Henderson, которые начали проводить исследования, посвященные налоговому менеджменту в компаниях. «Если для компании важно мнение этих трех заинтересованных сторон, то ФД должен к ним прислушиваться», — говорит Алан Макферсон.

Склонность к риску

Советам директоров необходимо уделять внимание налоговому менеджменту и разработке соответствующей стратегии, отражающей их выводы. «Есть действия, которые компании могут предпринять для снижения налоговой неэффективности, у них есть выбор, сколько усилий прилагать к сокращению своих налоговых платежей, — говорит Алан Макферсон. — Это предполагает склонность компании к риску». Захочет ли она опробовать методы, которые в итоге могут привести к судебному процессу с налоговыми органами?

«Реальный налоговый менеджмент включает в себя структурирование бизнеса наиболее эффективным образом, например перемещение стоимости и риска в юрисдикции с мягким режимом налогообложения, — говорит Алан Макферсон. — Это означает перевод людей и инфраструктуры. У советов директоров есть возможность выбора, насколько сильно они хотят изменить бизнес для оптимизации налогообложения. И некоторые компании заинтересованы в этом».

По опыту Алана Макферсона, у каждого неисполнительного директора обычно есть свое мнение по этому вопросу. «Как правило, один директор думает, что налоговые выплаты должны быть максимально сокращены, — говорит Алан Макферсон. — Другой считает выплаты в бюджет хорошим делом; ведь на налоги оплачивается работа школ. Финансовый и генеральный директора вынуждены искать некоторое промежуточное решение, которое удовлетворяло бы всех». Решение можно принять, только связав налоговую стратегию с капитализацией. «Существует масса примеров, когда капитализация падала из-за неправильного отношения компании к налогам», — говорит Алан Макферсон.

Трудности морали

Одна из сложностей, возникающих при определении налоговой стратегии, как отмечает Алан Макферсон, заключается в том, что в нее вовлекаются этические и моральные убеждения. Такие группы, как Tax Justice Network (см. справку), пытаются рассматривать уплату налога как вопрос этики. Ричард Коллиер-Кейвуд считает, что налоговые органы в Великобритании и других странах, например США, Австралии и Канаде, поддерживают дебаты о моральном аспекте. «Это исходит из предположения, что люди должны платить определенную сумму налога, основываясь на моральном долге, а не на законе», — говорит он. Это усложняет ситуацию в компаниях, поскольку моральные взгляды людей могут быть довольно широкими, в то время как юридические проблемы легко решаются в суде.

«Эти споры заставили компании хорошенько подумать, прежде чем планировать агрессивную налоговую стратегию, — говорит Ричард Коллиер-Кейвуд, — так как они могут представляться аморальными. Это еще больше способствовало включению налога в повестку дня для советов директоров, поскольку именно совет директоров вынужден думать о том, каково их отношение к налоговому планированию». Во время исследования, проведенного на налоговом симпозиуме PricewaterhouseCoopers, 34% респондентов заявили, что отказываются от ряда возможностей для оптимизации налогообложения для сохранения хороших отношений с налоговыми органами.

Разнообразие подходов

Это не означает, что агрессивное налоговое планирование исчезнет. Некоторые советы директоров считают, что уплата наименьшей суммы налогов — в интересах их акционеров. Следовательно, будет правильным перейти в зоны с более низкими налогами. «Компании пробуют разные подходы, — говорит Ричард Коллиер-Кейвуд. — Некоторые и сейчас говорят, что подумывают о том, чтобы податься за границу».

Принятие окончательного решения по этому вопросу подразумевает учитывание мнений всех заинтересованных сторон, начиная с налоговых органов и заканчивая клиентами. Однако партнер PwC Ангус Джонстон замечает, что при определении налоговой стратегии так же легко преувеличить значение некоторых заинтересованных сторон, как и проигнорировать их. «Существует тенденция, когда выплата компанией налогов приравнивается к таким проблемам, как ответственность за окружающую среду или использование детского труда в других странах, — говорит он. — Компании уделяют большое внимание всем этим вопросам. Они понимают, что если они подойдут к их решению с неправильной стороны, то будут наказаны клиентами». Различные правительственные и неправительственные организации пытаются, преследуя корыстные цели, поместить проблему выплаты налогов в этическую сферу. «Преуспели ли они в этом? Обращают клиенты внимание на репутацию компании как налогоплательщика или нет? Я не знаю. Было бы неправильно как игнорировать, так и переоценивать этот фактор. Компаниям следует принять стратегическое решение по этому вопросу», — утверждает Ангус Джонстон.

Если уж совет директоров признал необходимость разработки налоговой стратегии, то следует ее записать. Сью Бонни из KPMG полагает, что достаточно документа на одну страницу. «Это принципы, — говорит она, — речь идет не о справочнике по налогам». Содержание стратегии должно начинаться с четких корпоративных принципов по вопросам отношения корпорации к выплате налогов и ее склонности к риску. «Это должна быть склонность группы к риску, а не мнение директора по налогам, — акцентирует внимание Сью Бонни. — Следует обсудить и понять это. Затем, решив, где вы находитесь в спектре риска, вам нужно официально сформулировать способы и средства управления этим риском».

Обязательные нормы

Отдельный элемент — как налоговая стратегия взаимодействует с основными бизнес-решениями организации. «Важно, чтобы налог был составной частью бизнеса, а не «болтался» в стороне, — говорит Сью Бонни. — Также должна быть связь с тем, как организация предполагает взаимодействовать с налоговыми органами. Например, собирается ли она добиваться изменений в налоговой сфере, если видит в этом необходимость?»

Хотя признание потребности принятия официальной налоговой стратегии растет, советам директоров, возможно, следует напомнить о важности вопроса. В недавнем исследовании KPMG обнаружилось, что за последние два года доля директоров по налогам и ФД, которые убеждены в том, что налоговые вопросы находятся в компетенции совета директоров, уменьшилась. Сью Бонни видит причины этого в том, что некоторые советы директоров занимались «тушением пожаров» два года назад, когда налог неожиданно стал высшим приоритетом. Но они действительно возьмутся за эту проблему, если предложат стратегию. Не следует откладывать в сторону налоговую стратегию — однажды обсудив, необходимо регулярно пересматривать ее. «Обсуждать и, возможно, иногда менять», — утверждает Сью Бонни. Совет директоров должен обдумать, правильно ли применена стратегия и насколько она уместна в текущей среде в зависимости от преобладающих настроений HMRC и других налоговых органов.

В новинку

В российских компаниях налоговую стратегию зачастую путают с учетной политикой для целей налогообложения. «Налоговая политика — более узкий термин, она формируется на уровне бухгалтерии», — говорит Виталий Семенихин, заместитель генерального директора компании «BKR Интерком-аудит». Он ратует за невмешательство советов директоров в формирование налоговой стратегии, так как «он зачастую требует снижения налогов любой ценой». Главный финансовый директор компании «Вимм-Билль-Данн» Дмитрий Анисимов также считает, что формирование налоговой стратегии должно находиться исключительно в компетенции менеджеров: «Правильная налоговая стратегия помогает компании минимизировать риски, — говорит он. — Но это операционные вопросы, связанные с адекватным объемом налоговых платежей в соответствии с формой бизнеса». Налоговая стратегия в российских компаниях, как правило, существует исключительно в голове финансового директора. Максимум она прописывается отдельным разделом в документе о корпоративной стратегии.

Активность налоговых органов, увеличившаяся после дела «Юкоса», привела к тому, что российские компании стали гораздо меньше использовать агрессивную налоговую стратегию. По словам исполнительного директора «МЦФЭР-консалтинг» Станислава Джаарбекова, компании, особенно публичные, в основном придерживаются умеренного налогового планирования, полностью соответствующего законодательству, или вообще не оптимизируют выплаты в бюджет, сосредоточиваясь на минимизации налоговых рисков.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Проведенный KPMG опрос 200 ФД, директоров по налогам и менеджеров крупных компаний в ряде отраслей выявил, что нужно преодолеть некоторый путь, прежде чем налог получит заслуженное стратегическое внимание:
● только половина опрошенных компаний имела документально оформленную налоговую стратегию;
● число респондентов, утверждавших, что наибольшая ответственность за налоговые риски лежит на совете директоров, увеличилось до 23% против 9% в 2004 году…
● …но меньшее количество опрошенных выразило абсолютное согласие с тем, что налог – это вопрос, решае-мый на уровне совета директоров, – 32% по сравнению с 42% в 2004 году;
● всего 11% респондентов описали отношение своей организации к налоговому планированию как агрессивное по сравнению с 23% в 2004 году;
● ни один респондент не заявил, что он действует «крайне рискованно» по сравнению с 3% в 2004 году.
Источник: KPMG, ноябрь-2006
ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ
Кто, по мнению директоров по налогам, должен иметь отношение к налоговой стратегии компании (кроме генерального и финансового директоров, а также совета директоров)?
Инвесторы/акционеры/владельцы 71%
Налоговые органы 61%
Аналитики 47%
Аудиторы 47%
Служащие 36%
Инспекторы/правительство 35%
Коммерсанты/банкиры 31%
Группы влияния (например, пенсионные фонды, защитники окружающей среды) 16%
Клиенты 17%
Источник: Исследование мнений 110 директоров по налогам европейских компаний, посетивших налоговый симпозиум PricewaterhouseCoopers в Афинах осенью 2006 года
УКЛОНЕНИЕ И АКТИВНОСТЬ
Tax Justice Network – объединение исследователей и активистов, обеспокоенных уклонением от налогов, разрабатывает Кодекс поведения по уплате налогов. «Наша цель – проверить, насколько может быть систематизирована правильная практика, – говорит Ричард Мерфи, старший консультант Tax Justice Network. – Это осязаемый документ». Кодекс нацелен на налогоплательщиков, посредников и правительства. «Мы просим компании изменить подход к налоговому менеджменту, – говорит Ричард Мерфи. – Мы очень недовольны существующим языком – избегание уплаты налогов, уклонение… Некоторые люди думают, что мы «против» бизнеса. Они неправы. Этот манифест содержит в себе способы для улучшения налогового менеджмента с совершенно другого ракурса. В кодексе уплата налогов является ключевым элементом социальной ответственности компании. Это плата за действие вашей лицензии. Это quid pro quo – услуга за услугу».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль