Есть мотив

994
Лучшие ФД уже не живут на одну зарплату — они получают бонусы и опционы

Отечественный бизнес готов на многое для привлечения и удержания ценных финансовых специалистов: известен случай, когда медиахолдинг, мечтавший заполучить достойного финансового директора, кроме всего прочего предлагал ему бонус в размере $50 тыс. (25% от зарплаты) только за год стабильной работы независимо от результатов. Хэдхантеры сетуют, что «передвигать» профессионалов стало сложнее: в 60% случаев работодатели выдвигают сильные контрпредложения, которые удерживают менеджера.

Комментирует
ОЛЬГА ЛАПУШКИНА,
руководитель направления подбора персонала в финансовой сфере кадрового центра «Юнити»:
«Разговор кандидата с руководством – самый опасный период для рекрутера. Как правило, финдиректору сразу же предлагают на порядок лучшие условия: более высокую заработную плату, повышение в должности, вхождение в совет директоров — вплоть до опциона на выкуп акций».

Еще два-три года назад расставания проходили гораздо легче. Более того, у многих компаний не было потребности в ФД — его функции успешно выполнял главный бухгалтер. Теперь не осталось сомнений в том, что это разные должности, статьи доходов, а также разные для бизнеса уровни затрат: финансовый директор стоит для компании в среднем в два раза дороже главного бухгалтера. Стремление бизнеса к публичности сделало ФД статусной фигурой.

Размышляет
АНДРЕЙ СОЛОВЬЕВ,
заместитель генерального директора по персоналу компании «Руссдрагмет»:
«Если финансовый директор не входит в топменеджмент компании, значит, у нее другие приоритеты. Скорее всего бизнес все еще живет объемами, тоннами, километрами и иже с ними. А деятельность публичной компании измеряется финансовыми показателями».

Главное — деньги

Величина денежного вознаграждения не всегда будет основной движущей силой профессионального роста. Как правило, на первое место ФД ставят интересность проекта, новизну поставленной задачи. На втором идут доброе имя работодателя, положение компании в отраслевых рейтингах, ее доходность. И лишь на третьем — уровень оплаты труда, участие в прибыли и социальные гарантии. Большинство работодателей считают, что деньги — адекватная мера всех профессиональных усилий.

Резюмирует
НАТАЛЬЯ ВОРОНОВА, директор рекрутмента компании «Апрайт»:
«Хотя денежное вознаграждение не занимает в этом «рейтинге» первых строк, его размер часто имеет решающее значение. Банально, но предложения совокупного дохода на 20–25% больше достаточно, чтобы финансовый топменеджер стал всерьез рассматривать возможность смены места работы».
Свою точку зрения высказывает
МАРИНА БОЛЬШАКОВА, начальник службы управления персоналом ИГ «КапиталЪ»:
«Стоимость ФД на рынке труда возрастает пропорционально количеству реализованных проектов, уровню компании. Соответственно сложность решаемых задач и масштаб бизнеса будут основными мотиваторами. Но косвенно они являются материальной мотивацией, так как влияют на рост вознаграждения».

Еще два года назад финансиста удерживала на рабочем месте высокая фиксированная зарплата и стабильная годовая или квартальная премия, равная нескольким окладам. Повсеместное повышение статуса финансового директора постепенно меняет структуру компенсационного пакета: основную роль все чаще играет переменная составляющая – бонус.

Рассказывает
ВИКТОРИЯ ФИЛИППОВА,
руководитель департамента «Финансы и аудит» хэдхантинговой компании Cornerstone:
«Советская система премирования все еще осталась на крупных промышленных предприятиях. Но она не имеет ничего общего с системой мотивации. Работодатели в силу исторических традиций готовы предлагать большую и стабильную зарплату. Но такой подход скорее демотивирует специалистов, стремящихся к повышению своего профессионального уровня. Теперь мало кто ищет «тихую» гавань, все хотят ставить новые цели и достигать их: создавать финансовую структуру предприятия, внедрять ERPсистемы, разрабатывать стратегии развития, выводить компанию на IPO. Грамотные финансисты при переходе на новое место работы готовы даже понизить свои зарплатные ожидания, если им предоставят возможность влиять на размер бонуса».

Крупный продовольственный холдинг продавал должность ФД за фиксированную, но довольно высокую для этой отрасли ставку — $20 тыс. в месяц. Компания получила отказы нескольких достойных специалистов, которые посчитали, что высокое вознаграждение, не привязанное к целям, постепенно приведет их к профессиональной дисквалификации. По словам консультанта рекрутинговой компании Antal International Натальи Куркчи, развитость системы материальной мотивации финансовых менеджеров не зависит ни от размера предприятия, ни от отрасли, к которой оно принадлежит. Все дело в «продвинутости» бизнеса, его стремлении к развитию. Размер бонусов напрямую связан с амбициозностью поставленных задач. Небольшая компания, решившаяся на реструктуризацию бизнеса, иногда может платить больше, чем большое и стабильное предприятие.

По мнению специалистов компании Antal International, начинающий финансовый директор, «выросший» из главного бухгалтера некрупной компании, может рассчитывать в среднем на $60 тыс. фиксированного годового дохода и бонус в 10–30% от него. Скорее всего его основной задачей будет поддержание уже существующей финансовой функции. ФД со стажем, повышающие свой уровень дохода до $100–120 тыс. в год, могут получать в качестве бонуса уже до 50% от этой суммы. На специалистов этого уровня возлагаются уже более серьезные обязанности: оптимизация расходов, внедрение ERPсистемы. При годовой зарплате в $200–300 тыс. работодатель готов говорить об опционах. Поставленные задачи стоят того. Как правило, они имеют стратегическое значение: реструктуризация, завоевание новых рынков, вывод компании на IPO.

Комментирует
НАТАЛЬЯ КУРКЧИ из Antal International:
«Различные опционы обеспечивают долгосрочное сотрудничество. Общих схем в этом вопросе не существует, все зависит от щедрости акционеров и структуры компенсационного пакета. В контракте прописывается, что за лояльность компании финансовый менеджер будет вознагражден опционом на определенную сумму. Естественно, чем дольше человек работает в компании, тем больше будет сумма опциона».

Система мер

Измерить вклад финансового отдела в развитие бизнеса с помощью объемов, тонн и километров достаточно сложно: коэффициент полезного действия обеспечивающих структур не всегда очевиден в отличие от добывающих или продающих подразделений.

Размышляет
СЕРГЕЙ САВОСИН,
заместитель генерального директора и финансовый директор СК «Цюрих»:
«Если бонус финансового директора напрямую привязать к размеру чистой прибыли, то возникнет соблазн завышать этот показатель. Однако прибыль гораздо проще увеличить «на бумаге», чем в реальности, особенно если международные стандарты бухгалтерского учета это позволяют. Таким образом, будут нарушаться основные принципы бухгалтерской отчетности – консерватизм и объективность».

С проблемами подобного рода столкнулась занимающаяся выставочным бизнесом компания Formika, в которой должность ФД существует всего три года. По словам руководителя отдела персонала Formika Екатерины Прохоровой, первоначально расчет переменной части вознаграждения основывался на показателях прибыльности, роста объема продаж, соблюдения бюджета и снижения текущих расходов. Вопреки ожиданиям эффективность компании стала снижаться:

  • у финансового директора появился соблазн отказывать в финансировании проектам с длительным сроком окупаемости;
  • строгое соблюдение бюджета привело к тому, что многие инициативы оставались хронически недофинансированными;
  • снижение текущих расходов обернулось экономией на офисной бумаге и канцелярских товарах.

Для изменения ситуации компании пришлось пересмотреть систему мотивации.

Опытом делится
ЕКАТЕРИНА ПРОХОРОВА:
«Мы ввели следующие показатели эффективности: привлечение инвестиций, оптимизации налогообложения, разработка планов развития финансового отдела. Бонусная часть привязана к этапам выполнения задач, результаты подводятся по итогам месяца. Практика показала, что эта система максимально стимулирует финансиста к достижению целей».

При этом мотивирующие факторы должны эволюционировать вместе с бизнесом. Например, в кризисный период порой критически важным для выживания компании становится сокращение всех расходов без исключения. В то же время такой подход, как правило, неприемлем в период становления бизнеса.

Комментирует
ЕВГЕНИЯ АФАНАСЬЕВА, HRдиректор Knight Frank:
«Я сотрудничала с компаниями, финансовые директора которых на корню рубили все инициативы, и понимаю, что сокращение расходов – не лучшая управленческая тактика. Мы находимся в стадии бурного роста, и должность ФД существует всего год. Впервые нами был прописан бюджет. В том числе в обязанности финдиректора входило сокращение неконтролируемых расходов. Но очевидно, что KPI должны меняться в зависимости от этапа развития компании и всегда соответствовать актуальным целям бизнеса».

Курс на статус

Специалистам всех уровней одинаково интересны нематериальные стимулы из области задач, такие как постановка международной отчетности, внедрение корпоративных информационных систем, создание финансовой структуры.

Размышляет
ОЛЬГА ЛАПУШКИНА:
«Молодые и неизвестные должны быть в большей степени готовы взяться за рискованное дело в ущерб своему доходу. Они легки на подъем. «Маленький», но перспективный финансовый менеджер с удовольствием возьмется за какойнибудь проблемный региональный проект, если дать картбланш и возможность немного заработать. Для него это весьма ценный опыт».

Таким карьерным катализатором воспользовались многие ныне успешные специалисты. Например, Шамиль Курмашов, заместитель генерального директора по финансам и инвестициям «Системы Телеком», полтора года проработал финансовым директором в украинском подразделении «ВиммБилльДанна». Финансовый директор представительства Nemiroff в России Елена Кузьмичева утверждает, что в начале карьеры ее вообще не интересовали деньги. По ее словам, это был период инвестирования в себя. Для получения опыта она могла выполнять интересную работу практически бесплатно. Но при этом надеялась на дивиденды от этого в будущем.

Начинающих и перспективных финансистов в компании удерживают косвенно материальные стимуляторы: учеба на МВА, возможность получения за счет предприятия дорогостоящих международных финансовых и бухгалтерских квалификаций.

Говорит
ВИКТОРИЯ ФИЛИППОВА:
«Состоявшиеся финансовые топы прежде всего интересуются статусными вещами, например, участием в совете директоров. Если работодатель заинтересован в специалисте, то он готов изменить корпоративную политику, лишь бы заполучить финансиста к себе».

Статусные привилегии, необходимые финансовому профи, мало отличаются от прерогатив других топменджеров. Основные из них: участие в принятии стратегических решений, широкие должностные полномочия, публичность, возможность участия в общественных проектах.

Рассказывает
ЕВГЕНИЙ ПЛАКСЕНКОВ, финансовый директор «Миэль»:
«Я почти каждый день принимаю предложения, «неинтересные» с денежной точки зрения: участвую в тренингах, семинарах. И готов делиться опытом даже с конкурентами. Меня мотивирует «мультипликативный» эффект моих действий: то, что я инициирую в масштабах отдела, проекта, компании, открыто для многократного повторения».

Кроме возрастных и статусных различий финансовые директора обычно принадлежат к одному из двух психологических типов: счетоводы или романтики.

Комментирует
ЕВГЕНИЯ АФАНАСЬЕВА:
«При презентации компании потенциальному сотруднику хороший HRменеджер старается учитывать особенности его личности. По моему мнению, счетовод — это надежный тыл любого предприятия. За «цифирь» он может душу отдать. Его мотивируют большие деньги и стабильность. Креативные финансисты не столь хороши с цифрами. Но им продают трудные задачи, рискованные перспективы. И предлагают за риск немалые деньги».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль