Фантомная радость

1253
Анисимов Олег
главный редактор
Многие финансовые директора, когда слышат слово «опцион», говорят: «Этот способ мотивации для нас не подходит». Формально так оно и есть: в России всего несколько десятков компаний, акции которых более или менее ликвидны. Абсолютное же большинство бизнесов существуют в крайне непубличных формах. Но должна ли компания для внедрения опционной программы иметь ликвидные акции? И должна ли иметь акции вообще?

Берусь утверждать, что опционы на акции публичных и справедливо оцененных компаний – инструмент для мотивации крайне ненадежный. Согласитесь, фондовый рынок – штука плохо прогнозируемая. И менеджер, имеющий опцион на покупку акций публичной компании, этот довод всегда держит в уме. Можно работать как проклятому, но финансовые потрясения гденибудь в Индонезии заставят западные фонды вывести деньги из российских активов. В результате рыночная капитализация компании снизится на десятки процентов и надеждам на обогащение сбыться будет не суждено.

Другое дело – фантомные опционы. Их прототипы наверняка есть в вашей фирме: вознаграждение ключевых менеджеров часто зависят от результатов работы их подразделения или организации в целом. А если привязать бонус к расчетной стоимости вашей компании? Назову эту стоимость P (от price).

Тут главное создать методику расчета P – прозрачную как слеза. Если процедура будет слишком сложной или допускать «подкрутки» со стороны собственника или главного менеджера, боюсь, и мотивирующий эффект будет смазан. Очевидно, показатель должен быть результатом арифметических действий с ключевыми для фирмы показателями деятельности. Среди них я, конечно, вижу выручку (S, sales) и прибыль (E, earnings).

Формулу расчета P можно сделать, например, такой: P = (5S + 15E)/2. Конфигурация зависит от отрасли, в которой работает компания, специфики ее бизнеса и вашей фантазии. Безусловно, глубокий отпечаток на формуле должна оставить корпоративная стратегия. Если бизнес взрослый и расти ему особо некуда, можно повышать долю показателя прибыли в формуле, стимулируя менеджеров к повышению эффективности. Если стоит задача роста, то прибыль можно вовсе не учитывать, добавив, скажем, количество открытых филиалов. Или новых клиентов. Или производительность труда. Но лучше всетаки не усложнять, и тогда люди к вам потянутся.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль