Лизинг автопарка: лучшие схемы

2936
Лизинг автомобилей до сих пор может преподнести его пользователям неприятные «сюрпризы»

Первым шагом для компании, которая собирается приобрести автомобили в лизинг, должен стать выбор марки и модели автотранспорта. Для этого вам нужно определить, какую роль и задачи будет выполнять автотранспорт, а также спрогнозировать пробег, определить срок эксплуатации, сопоставить его с гарантийным сроком и просчитать издерж-ки. После этого можно сравнить различные схемы лизинга и выбрать наиболее удобную:

  • классическая финансовая;
  • возвратная;
  • оперативная.

Классика аренды

Финансовый лизинг предусматривает обязательный переход права собственности на имущество от лизингодателя к лизингополучателю (клиенту) по окончании срока договора и выполнения всех обязательств по нему.

Советует АЛЕКСАНДР ВЕЖНОВЕЦ, генеральный директор компании «Номос-Лизинг»:
«Это наиболее востребованная схема. Погасив лизинговые платежи и выполнив тем самым все условия по договору, лизингополучатель после окончания срока контракта приобретает в собственность имущество по балансовой стоимости, близкой к нулю. После этого он уже вправе самостоятельно им распоряжаться. На мой взгляд, финансовый лизинг наиболее удобен для предприятий, обладающих крупным автопарком и собственной эффективно работающей службой эксплуатации автомобилей или хотя бы опытом по ее созданию».

Конечно, обслуживать небольшое количество автомобилей, даже без создания специального подразделения, по силам любой компании. Оказать посильную помощь готов и сам лизингодатель. Он может взять на себя заботы по регистрации автомобиля в ГИБДД, а также его страхованию. Для предприятий без связей в регистрационных органах и компаниях, занимающихся автострахованием, может значительно сэкономить, воспользовавшись этой услугой. Страховщики предоставляют лизинговой компании скидки как постоянному клиенту. Кроме того, у нее могут быть налажены связи в регистрирующих органах.

Автолизинг по возвратной схеме (FD № 2, 2007) направлен на получение дополнительного финансирования и оптимизацию налогообложения, а не на формирование автопарка. Клиент продает лизинговой компании свои автомобили и получает за них деньги. Но автомобили физически никуда не перемещаются — лизинговая компания тут же сдает их в финансовую аренду бывшему владельцу.

Поясняет АЛЕКСАНДР ВЕЖНОВЕЦ:
«Возвратный лизинг позволяет дополнительно капитализировать предприятие за счет продажи автотранспорта лизинговой компании и, соответственно, пополнения оборотных средств лизингополучателя. Однако лизингодатель не всегда готов идти на такие сделки, особенно с новым клиентом».

Лизинг без собственности

Оперативный лизинг – современная альтернатива классической финансовой аренде. По окончании срока оперативного лизинга право собственности на имущество не переходит лизингополучателю. По своей сути это схема аренды транспорта со всеми преимуществами лизинга и по более низкой цене. Лизингополучатель определенное время пользуется транспортом, выплачивая лизинговые платежи, а по окончании срока договора просто оставляет автотранспорт у лизинговой компании. Преимущество схемы в том, что лизингодатель учитывает остаточную стоимость автотранспорта: стоимость сделки уменьшается на выкупную стоимость автомобиля в момент завершения контракта.

ПРИМЕР
В финансовый лизинг сдается автомобиль стоимостью $50 тыс. Авансовый платеж составит $10 тыс., для получения машины в собственность лизингополучатель должен заплатить еще $40 тыс. за 2 года. Тогда ежемесячный лизинговый платеж составит около $ 1,67 тыс. без учета комиссий лизингодателя. При использовании оперативного лизинга при тех же условиях (по окончании договора лизинговой компании возвращают машину) лизингополучатель заплатит за два года уже не $40 тыс., а всего $20 тыс. Из контракта вычтут выкупную стоимость авто, равную $20 тыс. Таким образом, ежемесячный платеж при оперативном лизинге будет в два раза меньше, чем при финансовом, и составит около $0,84 тыс.

Использование оперативного лизинга позволяет включить в лизинговые платежи расходы на обслуживание, ремонт и эксплуатацию автотранспорта. Компания может вообще передать свой автопарк на аутсорсинг лизингодателю, приобретенный по совместному контракту. Лизинговая компания при этом будет обслуживать машины: проводить ремонт, учитывать горюче-смазочные материалы и даже планировать парк клиента, заменяя старые автомобили на новые.

Рассказывает АЛЕКСАНДР РЯБЦЕВ, генеральный директор лизинговой компании «Икар»:
Вам не придется ломать голову по поводу технического обслуживания парка и поиска покупателей на устаревшие авто. Значительно облегчится работа технического отдела, отдела кадров и бухгалтерии — все счета и первичные документы на техническое обслуживание обработает лизинговая компания. Оперативный лизинг существенно снижает стоимость владения автомобилем – как правило, лизинговая компания имеет скидки на сервисное обслуживание за счет больших объемов».

Ложка дегтя — оперативная схема широко применяется на Западе, но только начинает внедряться на российском рынке автолизинга. Учтите, понятие оперативного лизинга отсутст-вует в законодательстве. Технология оказания услуги полностью еще не освоена большинством лизингодателей. Отсюда неудобные ограничения в программах, построенных на оперативном лизинге. В первую очередь — жесткие рамки по годовому пробегу автомобиля и региону его эксплуатации. Интенсивно использовать автотранспорт не получится — лимит пробега обычно ограничен (20–30 тыс. километров в год). Существуют повышенные требования к техническому состоянию автомобиля. Наконец, модельный ряд автотранспорта, передаваемого в оперативный лизинг, жестко ограничен.

Подарок за деньги

Специфический вид автолизинга — служебная машина, предоставляемая в качестве части компенсационного пакета топ-менеджерам и менеджерам среднего звена. В первом случае удобнее оперативный лизинг. Крупный руководитель может позволить себе смену автомобиля раз в два-три года. Для компании же будет выгоднее, чтобы руководитель не тратил свое время на обслуживание и продажу авто. С автомобилем для менеджера среднего звена компании будет удобнее применить финансовый лизинг.

Размышляет АЛЕКСАНДР РЯБЦЕВ:
«Если сотрудник знает, что этот автомобиль через 2–3 года будет принадлежать ему, он и эксплуатирует его как свой — без «полетов» по ямам, пропусков техосмотра и заливов некачественного горючего. Компания от такого отношения выигрывает время, которое служебная машина провела бы в сервисе. Кроме того, это дополнительно мотивирует сотрудника – за два-три года работы он получает автомобиль почти даром. По окончании договора финансового лизинга право собст-венности на автомобиль переходит к компании, которая может продать автомобиль сотруднику по выкупной стоимости, близкой к нулю».

Слово «продать» затесалось сюда не случайно. Если компания подарит автомобиль или выдаст его в форме зарплаты, то неизбежно возникнут дополнительные трудности с оформлением таких операций, а главное – придется платить дополнительные налоги. «Если автомобиль передается в качестве подарка и его стоимость будет больше 4 тыс. рублей, то такое дарение облагается у получателя подоходным налогом. Кроме того, организация должна будет начислить и уплатить в бюджет НДС на стоимость подаренного имущества», — поясняет генеральный директор компании «Росевролизинг» Ольга Размахова. А куплю-продажу, как уверен генеральный директор Петербургской лизинговой компании Дмитрий Горизонтов, даже налоговики не смогут признать формой заработной платы или премии. Но даже при продаже авто сотруднику компании все равно нужно быть осторожным.

Предостерегает АЛЕКСЕЙ ВОЛЬНОВ, начальник управления по организации продаж автолизинга лизинговой компании «Уралсиб»:
«Вопросы со стороны проверяющих органов, например фискалов или аудиторов, могут появиться в случае продажи идентичных автомобилей в пределах непродолжительного периода времени (1–2 месяца) при отклонении цены на 20 и более процентов, так как это противоречит законодательству (ст. 40 НК РФ)».
Продолжает ТАТЬЯНА ШУЛЬГАМОРСКАЯ, заместитель генерального директора компании «Экспо-лизинг»:
«При продаже сотруднику авто по остаточной стоимости после окончания договора лизинга налицо явное несоответствие цены реализации и рыночной стоимости автомобиля. Подобная практика рискует вызвать повышенный интерес налоговых органов».

Чтобы свести риск проблем с фискалами к минимуму, лизинговой компании нужно продавать сотруднику самортизированный по всем правилам автомобиль. Однако продажа авто по балансовой стоимости, близкой к нулю, не лучший вариант. Поэтому компании изначально получают в лизинг автомобили, предназначенные для сотрудников, с условием не нулевого выкупного платежа и на такой срок, чтобы машина не полностью «износилась» по балансу, хотя такое и возможно за счет ускоренной амортизации, применяемой во время действия лизингового контракта.

Через тернии к контракту

Лизинг автомобилей – один из самых понятных и безопасных бизнесов на рынке финансовой аренды. Однако опрошенные FD эксперты указали на целый ряд аспектов, которые могут серьезно осложнить жизнь компании-владельцу автомобиля, полученного по лизингу.

Рассказывает ДМИТРИЙ ГОРИЗОНТОВ из Петербургской лизинговой компании:
«Если машина зарегистрирована на лизингодателя, водителю необходимо возить с собой заверенную копию договора лизинга, а это, как правило, десятистраничный пакет, а также ряд документов, подтверждающих его право управлять этим транспортным средст-вом, принадлежащим компании-лизингополучателю».

Когда компания получает по лизингу не 1–2 автомобиля, а целый автопарк, то положение с документами становится еще более сложным. В некоторых субъектах РФ такое автохозяйство необходимо зарегистрировать в ГИБДД. В таком случае от компании-владельца автомобилей требуется содержать в штате врача, либо подписывать договор с медицинским учреждением для прохождения предрейсового медицинского осмотра водителей. Абы какой врач не подойдет: этот вид медицинской деятельности является лицензируемым. Кроме того, необходимо иметь собственную или арендованную парковку, а также заключить договор на техническое обслуживание автомобилей.

Для избежания головной боли вам лучше заключить договор с лизинговой компанией с уже зарегистрированным автохозяйством и получить в аренду уже зарегистрированный в ГИБДД автомобиль. Естественно, автомобиль должен при этом числиться на балансе лизинговой компании. Особых трудностей здесь не должно возникнуть: предмет лизинга на вполне законных основаниях может числиться как на балансе лизинговой компании, так и на балансе ее клиента. Клиенту даже выгоднее, когда авто числится на балансе лизинговой компании, так как в этом случае налог на имущество будет платить именно она. Только вот лизингодатель тоже считает свои расходы на налоги и трудозатраты на учет. Наивно думать, что она не «отыграется» на стоимости контракта и дополнительных комиссиях. Но почти со стопроцентной вероятностью можно сказать, что эти расходы не превысят затраты на организацию собственного автохозяйства.

Лизингополучатель должен учесть, что он не сможет продать или заложить машину до окончания действия лизингового договора. До этого момента автомобиль является собственностью лизинговой компании. И она может делать с машиной почти все, что захочет.

Предостерегает ЛАРИСА ЕФРЕМОВА, директор практики аудита банков, финансовых, инвестиционных, страховых компаний компании «БДО Юникон»:
«Опасность в том, что лизингодатель может оформить автомобиль как предмет залога. И в случае задержки при погашении кредита у банка будет право изъять автомобиль и продать его. В этом случае у лизингополучателя возникнет проблема, где срочно и с минимальными потерями восполнить свой автопарк. Дополнительно лизинговые компании в договорах предусматривают для себя право расторгнуть сделку лизинга в любое время, как правило, возвратив при этом лизингополучателю только полученный аванс. Я не встречала таких случаев, чтобы лизингодатель возмещал клиенту потери в связи с недополученной прибылью или сорванными контрактами. Наконец, все типовые договора лизинга предусматривают возмещение потерь лизинговой компании в случае расторжения договора по инициативе клиента».

Проблемой может стать невнимательное отношение к выкупному платежу. Он переводится лизингополучателем по окончании лизингового контракта в случае приобретения клиентом предмета сделки, например того же автомобиля, по остаточной стоимости в собственность. Если в договоре выкупной платеж не указан, то налоговая инспекция может настаивать на том, что эта сумма распределяется по всем лизинговым платежам. И самостоятельно решать вопрос: какая часть лизингового платежа является выкупной суммой.

По словам Дмитрия Горшкова, заместителя исполнительного директора по финансам компании «Донской табак», налоговая инспекция может взять стоимость предмета договора и разделить ее на соответствующий период действия договора и считать, что именно эта часть является выкупной стоимостью. Оборудование придется поставить на баланс именно по этой стоимости со всеми выходящими отсюда налоговыми последствиями.
Дмитрий Горшков видит два пути решения этой проблемы:

  • указать минимальный выкупной платеж, который уплачивается в конце срока;
  • прописать, что по окончании срока оборудование может быть выкуплено, но стоимость и сам выкуп определяются отдельно.

Фискальная бдительность

Главный риск, который сопутствует любой сделке лизинга – возможность оспаривания ее законности в суде. Чтобы быть хотя бы относительно уверенным в том, что завтра по сделке не начнется судебный процесс, необходимо проконтролировать несколько моментов:

  • проверить, историю продажи предмета договора, а именно факт уплаты НДС по всем контрактам. Невыплата НДС в прошлом, например при приобретении имущест-ва поставщиком лизинговой компании у фирмы-посредника, становилась основанием для оспаривания сделки финансовой аренды;
  • не давать фискалам повода к обвинению в аффилированности с вашей и лизинговой компании;
  • расплачиваться деньгами, переводя их со своего счета в адрес лизингодателя, а не векселями или другими обязательствами;
  • проверить, как именно лизингодатель рассчитался с поставщиком. Еще несколько лет назад на рынке активно эксплуатировались схемы незаконного ухода от налогов замешанные на лизинге и векселях. Поэтому присутствие в расчетах по лизинговой сделке не только векселей, но и каких-либо других ценных бумаг, стало «красной тряпкой» для налоговиков.
МНЕНИЯ ПРАКТИКОВ
АНДРЕЙ ГОЛЫШКИН, вице-президент по экономике и финансам IT-дистрибьютора OCS:
– Нет смысла тратить огромную сумму денег единовременно на приобретение в собственность того, что нужно менять через два-три года. Лучше платить ежемесячно равными долями (лизинг делать это позволяет), а свои оборотные средст-ва потратить на развитие. Но это еще не все. Для получения от автолизинга нужного эффекта следует очень тщательно выбирать лизинговую фирму и договор, выгодный по условиям именно вам. При правильно заключенном договоре все машины обмениваются на новые, например через три года, с минимальными потерями. Как раз по истечении этого срока автомобили начинают требовать вложений – скажем, на ремонт. При использовании лизинга фирма-приобретатель несет расходы только по лизинговым платежам, а все затраты непосредственно по автомобилям возмещает лизингодатель, что тоже удобно. Не могу сказать, что так работать дешевле, но точно проще.
МИХАИЛ ИВАНОВ, финансовый директор группы компаний «Митлэнд»:
– Мы отказались от автолизинга, по-считав его невыгодным. Финансовая аренда удобна в условиях, когда рабочий автомобиль срочно необходим, а у компании нет собственных средств, как и возможности получения прямого кредита от банка. Не наша ситуация. Используя лизинг, трудно удержать тарифы на перевозки на уровне рыночных. На расходы ложится бремя финансовой аренды. Приходится либо повышать тарифы на транспортировку, что в нашем случае не может не сказаться на стоимости продукции, либо нести убытки.
ДМИТРИЙ ГОРШКОВ, заместитель исполнительного директора по финансам компании «Донской табак»:
– Пока лизинговые компании недостаточно оперативно принимают решения. Хотя некоторая фора в этом вопросе перед банками у них есть – с кредитными организациями работать еще сложнее. Получение кредита под покупку автотранспорта или любых других основных средств – крайне долгое мероприятие. Лизингодатели работают более оперативно. Однако часто за скорость приходится переплачивать. Поэтому наша фирма не всегда готова пойти на такие затраты и выбирает ту компанию, условия которой более выгодны, хотя ее решения о заключении лизинговой сделки приходится ждать несколько дольше. Мы используем лишь финансовый лизинг – оперативный обошелся бы существенно дороже из-за существенного износа техники на момент окончания договора лизинга.

КАК ЭКОНОМИТЬ НА АВТОЛИЗИНГЕ?

Финансовая экономия. Включено уменьшение расходов, которые можно измерить в деньгах:
сокращение налога на прибыль (гарантированное законодательством снижение налогооблагаемой базы прибыли предприятия на всю сумму лизинговых платежей);
уменьшение налога на имущество (имущество может быть самортизировано в три раза быстрее за счет ускоренного коэффициента);
увеличение суммы НДС, предъявляемого к зачету (к зачету может быть предъявлен НДС со всей суммы лизинговых платежей);
экономия на стоимости приобретаемого автомобиля (корпоративные скидки, которые некоторые импортеры предоставляют лизинговым компаниям);
экономия на обслуживании (скидки от официальных дилеров);
возможность использования бюджета, запланированного на покупку транспорта, в основном бизнес-процессе (получение дополнительной прибыли по основной деятельности).

Экономия ресурсов – времени собственных внутренних служб и подразделений, таких, как бухгалтерия и хозяйственные подразделения. Лизинговая компания:
берет на себя переговоры с поставщиком транспорта и заключение договора поставки;
контролирует процесс поставки;
оказывает полный спектр услуг по технической эксплуатации и обслуживанию автомобилей;
выставляет клиенту один консолидированный счет.

ПОЛНООПЕРАЦИОННЫЙ ЛИЗИНГ

Лизинг по полнооперационной схеме по сути представляет собой полный аутсорсинг автопарка компании. В случае его использования клиент вообще не занимается своими машинами, а только эксплуатирует их и оплачивает единый консолидированный счет, выставляемый ежемесячно лизинговой компанией. Полнооперационый лизинг включает в себя:
финансирование покупки авто;
страхование;
техническое и сервисное обслуживание;
сезонную замену и хранение шин;
гарантийный и послегарантийный ремонт;
помощь на дороге;
предоставление подменного автомобиля и внештатных водителей;
обучение штатных водителей безаварийному вождению;
мониторинг и контроль уровня затрат на внеплановые ремонты и техническое обслуживание автомобилей.

Дополнительно лизинговая компания может взять на себя полное планирование работы автопарка, в том числе самостоятельное внедрение в него новых автомобилей и вывод старых. Некоторые лизингодатели готовы за отдельную плату заняться утилизацией машин, отработавших свой ресурс. Полнооперационный лизинг может показаться идеальным, однако у этой услуги есть свои недостатки:
сервис такого уровня предоставляет считанное число компаний;
автопарк формируется из однородных транспортных средств;
высокая стоимость.

Лизинг автопарка: лучшие схемы

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль