ОЭЗ в налоговом плане

1008
Как компания может использовать ОЭЗ в своей деятельности

Территория ОЭЗ отличается от остальной территории РФ действием особого режима осуществления предпринимательской деятельности. Он проявляется в первую очередь в предоставлении резидентам ОЭЗ при осуществлении ими предпринимательской деятельности различного рода льгот:

  • таможенных (внешнеторговых);
  • налоговых;
  • финансовых (различные формы субсидий, которые могут предоставляться в виде снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов);
  • административных (упрощенные процедуры регистрации организаций, упрощенный режим въезда-выезда иностранных граждан).

Особенность правового режима проявляется в гарантиях, которые законодатель предоставляет резидентам ОЭЗ. В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Закон № 116-ФЗ) резидентам ОЭЗ даются гарантии от неблагоприятного изменения российского законодательства о налогах и сборах. Любые законы, ухудшающие положение налогоплательщиков-резидентов ОЭЗ, за исключением нормативных актов, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов ОЭЗ в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности. Также, если в случае изменения законодательства произойдет увеличение совокупной налоговой нагрузки по сравнению с нагрузкой на момент начала финансирования инвестиционного проекта, то вновь принятые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ к резиденту ОЭЗ не применяются.

Все споры, возникающие из отношений, регулируемых нормами Закона № 116-ФЗ, разрешаются исключительно в судебном порядке. Административный механизм в данном случае не применяется (ст. 39 Закона № 16-ФЗ).

Согласно статье 4 Закона № 16-ФЗ на территории РФ могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

  • промышленно-производственные особые экономические зоны;
  • технико-внедренческие особые экономические зоны;
  • туристско-рекреационные особые экономические зоны.

Особенности видов

Резидент промышленно-производственной ОЭЗ может заниматься на ее территории только производством и (или) переработкой товаров (продукции), а также их реализацией (ч. 1 ст. 10 Закона № 16-ФЗ). Инвестор обязан сделать капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалент-ной не менее 10 млн евро (за исключением нематериальных активов) по курсу ЦБ РФ на день представления заявки на заключение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности в органы управления ОЭЗ (п. 2 ст. 12 Закона № 16-ФЗ). Из них не менее 1 млн евро должно быть инвестировано в течение года с момента заключения соглашения. ОЭЗ промышленно-производственного типа созданы на территориях Грязинского района Липецкой области и Елабужского района Республики Татарстан (по-становления правительства от 21.12.2005 № 782, № 784).

Резидент технико-внедренческой ОЭЗ вправе заниматься на ее территории созданием и реализацией научно-технической продукции, доведением ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также созданием программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказанием услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем (ч. 2 ст. 10 Закона N 16-ФЗ). ОЭЗ этого типа работают на территориях Москвы, Петербурга, Дубны (Московская область) и Томска (постановления правительст-ва от 21 декабря 2005 года № 779, № 780, № 781, № 783).

Наконец с 8 июля 2006 года вступили в силу изменения в Закон № 16-ФЗ. К вышеуказанным экономическим зонам добавились турист-ско-рекреационные. Резидент такой ОЭЗ вправе строить, реконструировать и эксплуатировать объекты туристской индустрии. Кроме того, он может заниматься туристской деятельностью, разработкой месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов (ч. 2.1. ст. 10 Закона № 16-ФЗ). ОЭЗ туристско-рекреационного типа созданы на территориях Майминского и Чемальского района Республики Алтай, Прибайкальского района Республики Бурятия, Алтайского района Алтайского края, Краснодарского края, Ставропольского края, Иркутского районного муниципального образования Иркутской области и Зеленоградского района Калининградской области (постановления правительства от 03.02.2007 № 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73).

Зонные ограничения

При создании ОЭЗ должен соблюдаться принцип ограниченности их территории. Согласно статье 4 Закона № 16-ФЗ промышленно-производственные ОЭЗ создаются на участках территории, имеющих общую границу и площадь которых не превышает 20 кв. километров. Технико-внедренческие ОЭЗ должны располагаться не более чем на двух участках территории общей площадью, не превышающей 3 кв. километров. А вот туристско-рекреационные ОЭЗ могут включать в себя территории нескольких муниципальных образований и участки какого-либо города, района, области или края.

При этом на территории ОЭЗ не допускается осуществление следующих видов деятельно-сти:

  • разработка месторождений полезных ископаемых, их добыча, за исключением разработки месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычи, и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
  • переработка полезных ископаемых, за исключением промышленного розлива минеральных вод, иного использования природных лечебных ресурсов, и переработка лома цветных и черных металлов;
  • производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Виды деятельности, осуществление которых разрешено на территории ОЭЗ, определяются правительством РФ при создании зоны (п. 6 ст. 4 Закона № 16-ФЗ).

Согласно пунктам 3 и 4 статьи 10 Закона № 16-ФЗ резиденты ОЭЗ не вправе открывать филиалы и представительства за пределами территории зоны. Статья 30 Закона № 16-ФЗ называет существенным нарушением осуществление на территории ОЭЗ предпринимательской деятельности, не преду-смотренной соглашением. Подобное нарушение служит основанием для расторжения судом указанного соглашения. Таким образом, резиденты ОЭЗ не вправе на ее территории вести иную деятельность, кроме определенной соглашением, и осуществлять какую-либо деятельность за пределами особой экономиче-ской зоны (письмо Минфина от 10.10.2006 № 03-05-02-03/36).

Статус резидента

Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация признаются резидентами ОЭЗ с даты внесения записи в соответствующий реестр (п. 3 ст. 9 Закона № 116-ФЗ). В соответствии с нормами пунктов 1 и 2 статьи 9 Закона № 116-ФЗ резидентом особой зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, которая одновременно удовлетворяет следующим условиям:

  • зарегистрирована органами управления ОЭЗ в соответст-вии с законодательством о регистрации юридических лиц на территории муниципального образования, в границах которого расположена зона (на территории одного из муниципальных образований, если туристско-рекреационная особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований);
  • заключила с органами управления ОЭЗ соглашение о ведении деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных Законом № 116-ФЗ. Отдельно следует отметить, что уступка прав по такому соглашению не допускается (п. 5 ст. 12, п. 5 ст. 22, п. 4 ст. 31.1 Закона № 116-ФЗ). К органам управления ОЭЗ относится Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами и его территориальные органы, которые находятся в ведении Минэкономразвития (постановление правительства от 19.08.2005 № 530).

Органы управления вносят в реестр резидентов ОЭЗ запись о регистрации в течение трех дней с момента подписания соглашения о ведении промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности. При этом резиденту выдается свидетельство, удостоверяющее регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны (п. 5 ст. 9 Закона № 116-ФЗ) по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития от 31.03.2006 № 84.

Порядок приобретения статуса резидента промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной ОЭЗ регламентируется главами 5, 6, 6.1. Закона № 116-ФЗ соответственно. Общими требованиями при подготовке заявки для всех типов ОЭЗ являются следующие:

  • предоставление сведений о предполагаемой дея-тельно-сти заявителя, соответствующей типу особой экономической зоны;
  • предоставление сведений о площади земельного участка, необходимой для предполагае-мой деятельности заявителя и/или сведений о государственном или муниципальном имуществе, необходимом для предполагаемой деятельности заявителя.

Кроме того, требуется предоставить следующие до-кументы:

  • копия свидетельства о государственной регистрации;
  • копия свидетельства о по-становке на учет в налоговом органе;
  • копия учредительных документов;
  • бизнес-план;
  • положительное заключение на представленный заявителем бизнес-план, подготовленное банком или иной кредитной организацией;
  • сведения о предполагаемых объемах капитальных вложений, включая объем капитальных вложений в течение года со дня заключения соглашения о ведении промышленно-произ-водственной деятельности (только для промышленно-производственных ОЭЗ).

Не позднее чем через 10- рабочих дней после подачи документов заявитель должен получить либо заключение о разрешении на ведение промышленно-производственной деятельности, либо мотивированный отказ. Отказ допускается в случае:

  • представления неполного пакета документов;
  • отсутствия на территории ОЭЗ свободного земельного участка, отвечающего условиям, указанным в заявке на заключение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности;
  • несоответствия предполагаемой деятельности заявителя видам деятельности, осуществление которых разрешено на территории ОЭЗ;
  • несоответствия предполагаемого объема капитальных вложений требованиям, установленным в законе;
  • несоответствия бизнес-плана условиям, указанным в заявке на заключение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности.

Компаниям, претендующим на получение статуса резидента технико-внедренческой или туристско-рекреационной ОЭЗ, дополнительно потребуется пройти экспертизу проекта. В первом случае ее осуществит Экспертный совет по технико-внедренческим ОЭЗ. Он должен дать свое заключение в течение 30 дней. Во втором – администрация туристско-рекреационной зоны за счет заявителя в течение 45 дней.

Органы управления ОЭЗ готовят и заключают с заявителем соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности в течение 10 рабочих дней с момента принятия решения о заключении соглашения. Оно вступает в силу со дня его подписания сторонами и заключается на срок, не превышающий срока, оставшегося до прекращения существования ОЭЗ. Решение об отказе в заключении соглашения может быть обжаловано в судебном порядке.

Налог на прибыль

Для резидентов ОЭЗ законодательные власти субъекта РФ, в котором она расположена, могут установить пониженную ставку налога на прибыль, подлежащую зачислению в бюджеты субъектов РФ (п. 1 ст. 284 НК РФ). Льготная ставка не может быть ниже 13,5%. Рассчитывать налог по этой ставке можно только в отношении прибыли, полученной от осуществления деятельности на территории ОЭЗ. Для этого необходимо вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности на территории ОЭЗ и за ее пределами.

Свои особенности существует и в начислении амортизации. Налогоплательщики – резиденты промышленно-производственной или туристско-рекреационной ОЭЗ вправе при исчислении налога на прибыль применять специальный коэффициент, но не выше 2, то есть воспользоваться ускоренной амортизацией (п. 7 ст. 259 НК РФ).

По общему правилу расходы налогоплательщика на НИОКР признаются для целей налогообложения после завершения исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки (абз. 1 п. 2 ст. 262 НК РФ). Такие затраты равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение двух лет при условии использования исследований и разработок в производстве или при реализации товаров (абз. 2 п. 2 ст. 262 НК РФ). Если же расходы на НИОКР не дали положительного результата, то они также подлежат включению в состав прочих расходов равномерно в течение трех лет (абз. 3 п. 2 ст. 262 НК РФ).

Но для резидентов ОЭЗ сделано исключение. Пунктом 9 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2005 № 117-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2006 года, пункт 2 статьи 262 НК РФ был дополнен новым абзацем. Согласно нему расходы на НИОКР (в том числе не давшие положительного результата), произведенные налогоплательщиками-резидентами ОЭЗ, признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.

Уплата ЕСН

Организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой ОЭЗ и производящих выплаты физическим лицам, работающим на ее территории, применяются следующие ставки:

  • в отношении налоговой базы на одно физическое лицо нарастающим итогом с начала года до 280 тыс. рублей – в размере 14%;
  • от 280 тыс. до 600 тыс. рублей – 39,2 тыс. рублей плюс 5,6% суммы, превышающей 280 тыс. рублей;
  • свыше 600 тыс. руб. – 57,12 тыс. рублей плюс 2% от суммы, превышающей 600 тыс. рублей.

Соответствующие изменения внесены пункт 1 статьи 241 НК РФ Федеральным законом от 22.07.2005 № 117-ФЗ. Следует обратить внимание, что согласно данной норме суммы ЕСН в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет. Следовательно, платежи от этой категории налогоплательщиков не поступают в Фонд социального страхования РФ. В связи с этим резиденты ОЭЗ не могут производить выплаты застрахованным лицам за счет сумм ЕСН.

Разъяснения даны в письме Фонда социального страхования от 11.11.2005 № 02-18/07-11352 «О выплате пособий гражданам, работающим в особых экономических зонах». В такой ситуации возмещение работодателям расходов по обязательному социальному страхованию может производиться в соответствии с пунктом 3.2 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования (утверждена постановлением ФСС от 09.03.2004 № 22), применительно к порядку возмещения расходов страхователям-работодателям, имеющим льготы по уплате ЕСН.

Земельный налог

Пунктом 1 статьи 5 Закона № 116-ФЗ установлено, что ОЭЗ могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собст-венности. По соглашению с резидентами ОЭЗ органы управления зоной передают земельные участки резидентам ОЭЗ на правах аренды. Но организации и физические лица не признаются налого-плательщиками в отношении земельных участков, переданных им по договору аренды (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Объект налогообложения по земельному налогу возникает только в случае, если указанный налогоплательщик в пределах территории ОЭЗ создаст объекты недвижимости и выкупит в соответст-вии с законодательством РФ земельный участок, на котором указанные объекты расположены (п. 3 ст. 32 вышеупомянутого Закона). При этом организация-резидент ОЭЗ освобождается от обложения земельным налогом сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на этот земельный участок (п. 9 ст. 395 НК РФ). По истечении пятилетнего срока указанный земельный участок подлежит налогообложению в общеустановленном порядке в соответствии с главой 31 НК РФ.

Налог на имущество

Организации-резиденты ОЭЗ освобождаются от обложения налогом на имущество организации в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет (п. 17 ст. 381 НК РФ). По истечении этого срока имущест-во подлежит налогообложению исходя из его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации (п. 1 ст. 375 НК РФ).

Следует учитывать, что при исчислении остаточной стоимости такого имущества налогоплательщиками, имеющими статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, принимается величина амортизации, исчисленная по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета, с использованием к этим нормам специального коэффициента, но не выше 2 (абз. 4 п. 7 ст. 259 НК РФ).

Таможенный режим

На территории ОЭЗ установлен режим свободной таможенной зоны, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера. Российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин (ст. 37 Закона № 116-ФЗ). Акциз в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенный режим свободной таможенной зоны, подлежит уплате в полном объеме. Режим свободной таможенной зоны действует в течение всего срока существования ОЭЗ.

В отношении российских товаров, помещаемых под режим свободной таможенной зоны, налоги не взимаются. Но в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, осуществляется возмещение НДС. Для подтверждения права на нулевую ставку по НДС налогоплательщик должен предоставить в инспекцию:

  • контракт (копию контракта) с резидентом особой экономической зоны;
  • платежные документы об оплате товаров;
  • копию свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономиче-ской зоны, выданную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, или его территориальным органом;
  • таможенную декларацию с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны (пп. 5 п. 1 ст. 165 НК РФ).

При вывозе иностранных товаров и (или) продуктов их переработки с территории ОЭЗ на остальную часть таможенной территории РФ или отчуждении их в пользу лиц, не являющихся резидентами особой зоны, придется уплатить таможенные пошлины по ставкам, установленным для ино-странного товара, ввезенного или изготовленного на территории ОЭЗ, и НДС. Акцизы в отношении продуктов переработки подлежат уплате в том случае, если они не были изготовлены из подакцизных товаров. При вывозе россий-ских товаров и (или) продуктов их переработки с территории ОЭЗ на остальную часть таможенной территории РФ или отчуждении их в пользу лиц, не являющихся резидентами ОЭЗ, необходимо уплатить НДС.

При вывозе иностранных и российских товаров, помещенных под режим свободной таможенной зоны, с территории ОЭЗ за пределы России ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются. Вывозные пошлины подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта, за исключением иностранных товаров, ввезенных на территорию ОЭЗ с территории иностранного государства и вывозимых за пределы России в неизменном состоянии без учета естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.

Калининградская область

Отдельно необходимо упомянуть одну из старейших в РФ ОЭЗ – Калининградскую область. Ее статус ее претерпел изменения со вступлением с 1 апреля 2006 года в силу Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Согласно нему ОЭЗ в Калининградской области создается на двадцать пять лет.

Новый Закон (далее – Закон № 16-ФЗ) установил льготы, которых не было ранее. Внесены изменения в НК РФ – он дополнен статьями 288.1 и 385.1. Срок действия льгот – 12 лет. Так, резиденты ОЭЗ в первые шесть лет реализации инвестиционного проекта полностью освобождаются от налога на прибыль и налога на имущество. А в последующие шесть лет будут платить эти налоги в размере 50% от действующей ставки. Эти положения распространяются только на прибыль, полученную от реализации инвестиционного проекта, и на имущество, используемое при реализации проекта. При осуществлении иной хозяйственной деятельности организация обязана вести раздельный учет доходов и расходов. Что касается остальных налогов и сборов, то они уплачиваются в соответствии с действующим законодательством, то есть от них резиденты не освобождаются.

Использование ОЭЗ

Несмотря на громоздкую процедуру согласования проекта и получения статуса резидента ОЭЗ, возможность получения доступа к ресурсам инфраструктуры на льготных условиях, а также налоговых преференций, безусловно, привлекательна для бизнеса. Но в основном резидентами ОЭЗ, за исключением Калининградской области, интереснее стать крупным компаниям, которые могут позволить себе осуществление масштабных инвестиционных программ.

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ОЭЗ

Общий режим регулирования хозяйственной деятельности в России (неопределенность прав собственности, недоступность или высокая стоимость кредитных ресурсов для большинства компаний, высокое налоговое бремя) мало благоприятен для инноваций и развития сложных видов услуг. Нельзя обходиться отдельными мерами, такими, как раздача бюджетных средств и поддержка неконкурентоспособных производств за счет протекционистских мер. Необходимы комплексные улучшения в законодательной и административной сферах. В этих условиях одним из важных инструментов создания «точек роста» в экономике становятся зоны с особым экономическим режимом.

Цели создания таких зон многообразны. Для государства это прежде всего перспективный инструмент для:
– привлечения прямых иностранных инвестиций, передовых технологий на ограниченную часть территории страны;
– создания новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала;

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль