Опыт ИТ-внедрений: результаты на «четверку»

1120
Дьяконов Кирилл
ведущий редактор-эксперт журнала «Финансовый директор»
Журнал «Финансовый директор» изучил опыт финансистов в деле автоматизации финансовых функций. Исследование проводилось путем опроса руководителей финансовых служб более 100 компаний из различных отраслей экономики.

При этом мы не ставили задачу по результатам этого опроса выявить лучшую платформу или лучшего вендора. Как отмечают практики, за плечами которых не один проект, выбор системы хотя и важный фактор успеха, но не ключевой. В основе любого проекта автоматизации прежде всего методология. Другое дело, что техническая реализация далеко не всегда отвечает требованиям, которые предъявляют финансовая служба и другие пользователи корпоративной системы. В ходе исследования мы решили выяснить следующие моменты:

  • каковы приоритеты, которыми руководствуются финансисты при выборе того или иного варианта внедрения;
  • насколько они удовлетворены результатами проектов, что получилось, а что нет;
  • с какими проблемами сталкивались на этапе внедрения и в ходе эксплуатации системы;
  • насколько оперативна техподдержка и каких ресурсов она требует.

Опыт ИТ-внедрений: результаты на «четверку»

С помощью экспертов-практиков мы постарались сформулировать вопросы таким образом, чтобы ценность ответов не слишком зависела от специфики конкретного бизнеса или выбранной для внедрения платформы. Очевидно, что, запуская проект автоматизации, компании преследуют разные цели, хотя есть и некоторые универсальные задачи: повысить скорость бизнес-процессов, производительность труда сотрудников финансовой службы, достоверность и аналитическую ценность обрабатываемых данных.

Опыт ИТ-внедрений: результаты на «четверку»

Пользователи

В исследовании примерно в равных долях представлены производственные предприятия, компании сферы услуг, оптовой и розничной торговли. В меньшей степени, но тоже охвачены представители строительного бизнеса (см. диаграмму 1). Участники опроса управляют финансами разных по масштабу компаний, но в данном случае выручка интересовала нас в меньшей степени, о масштабе реализованных проектов, пожалуй, проще судить о количестве сотрудников, непосредственно работающих в ИТ-системе (см. диаграмму 2). Ну, и наконец, что же, собственно, внедряли. Примерно половина наших респондентов используют различные продукты на платформе «1С» и надстройки к ним. Заметна доля тех, кто работает с продукцией ведущих зарубежных вендоров. Высказали свое мнение и пользователи узкоспециализированных и «самописных» решений. Как оказалось, рано списывать со счетов решения в Excel и Access, их до сих пор используют в качестве средств автоматизации, причем не только компании малого бизнеса.

Опыт ИТ-внедрений: результаты на «четверку»

Приоритеты

В ходе исследования мы предложили финансистам ранжировать в порядке убывания критерии, которыми они руководствовались при выборе ИТ-решения и механизма реализации проекта. И что интересно, явного «общепринятого» приоритета нет. Чаще всего респонденты (35%) ставили на первое место такой фактор, как удобство реализации (см. диаграмму 3). А вот сроки внедрения оказались приоритетом № 1 лишь для каждого шестого из опрошенных. Кстати, из тех, для кого время – ключевой параметр, только 30 процентов потратили на внедрение менее полугода. Впрочем, очевидно, что масштабы проектов у компаний разные, так же как и человеческие ресурсы, которые она способна выделить для реализации проекта (см. диаграмму 4).

Опыт ИТ-внедрений: результаты на «четверку»

Достижения

Мы не спрашивали экспертов о конкретных целях внедрения, но один из вопросов в анкете сформулирован так: «Все ли цели были достигнуты?». Лишь 9 процентов финансистов ответили: «Абсолютно все». Эти компании занимаются разным, в том числе по масштабу, бизнесом, расходуют разные суммы на ИТ-поддержку, потратили разное время на реализацию проектов, и даже приоритеты расставляли по-разному. Но есть и общие для таких решений моменты. Большинство однозначно довольных внедрениями финансистов для технической поддержки привлекают штатных специалистов, и скорость реакции на сбой в системе составляет, как правило, менее трех часов. Они же, штатные специалисты, выполняют и большинство доработок. При этом на стадии разработки руководители проектов внимательно прислушивались к рекомендациям со стороны интеграторов.

Опыт ИТ-внедрений: результаты на «четверку»

Упущения

Три четверти опрошенных охарактеризовали результаты проекта фразой «удалось достичь ключевых целей» (см. диаграмму 5). А чего же не удалось достичь? Этот вопрос в анкете мы оставили открытым. Анализ полученных ответов позволяет выделить следующие типичные проблемы:

  • пока не удалось реализовать отдельные модули системы (например, финансовый анализ, CRM и др.);
  • отдельные процессы, в том числе в части учета и отчетности, казначейства, бюджетирования, оказались недостаточно автоматизированными, по-прежнему требуется большой объем ручной работы;
  • конечные пользователи столкнулись с трудностями в процессе освоения программных продуктов.

На этапе эксплуатации ИТ-системы проблемы добавляются: сбои при обработке данных, их потеря и задвоение; сбои при внесении изменений в систему, сложности с разработкой и настройкой нового функцио-нала; снижение скорости работы. Причем у 7 процентов опрошенных проблемы со снижением работоспособности настолько существенны, что в ближайшие год-два они планируют внедрить более мощное решение (см. диаграмму 6).

Опыт ИТ-внедрений: результаты на «четверку»

Консультанты

Успех проекта во многом зависит от профессионализма интегратора. И большинство финансовых директоров готовы прислушиваться к мнению ИТ-консультантов. Молчаливый интегратор – редкость, лишь каждое десятое из анализируемых внедрений шло по принципу: «дайте нам техзадание, и мы будем ему строго следовать, не докучая советами». Скорее всего, речь идет о привлечении к проекту программистов, а не ИТ-консультантов. Другое дело, что зачастую замечания интеграторов заказчик воспринимает как незначительные либо не стоящие дополнительных затрат (см. диаграмму 7). Примечательно, что подавляющее большинство финансистов выбрали такую систему, которую способны дорабатывать штатные программисты. С высокой зависимостью от внешних специалистов готовы мириться менее 20 процентов респондентов. Не слишком популярен и аутсорсинг техподдержки – его используют около 25 процентов участников исследования.

Опыт ИТ-внедрений: результаты на «четверку»

Итог

Дать итоговую оценку используемого решения мы предложили, ответив на вопрос: «Порекомендуете ли вы внедренную в компании ИТ-систему коллегам?». Если перевести ответы от «однозначно нет» до «однозначно да», то средний балл будет близок к «четверке» (см. диаграмму 8). При этом не видно какой-либо четкой взаимосвязи между выбором платформы и оценками, разве что в числе наиболее удовлетворенных собственными ИТ-системами реже встречаются поклонники Excel и Access.

Опыт ИТ-внедрений: результаты на «четверку»
 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль