Как сократить издержки, сделав ставку на качество услуг: опыт транспортной компании

1659
Дьяконов Кирилл
ведущий редактор-эксперт журнала «Финансовый директор»
Сектор: автомобильные грузоперевозки на внутреннем рынке, трансграничные доставки, складские услуги. На что ориентироваться: увеличение объемов продаж в условиях высококонкурентного рынка, уменьшение топливных расходов на фоне роста цен на нефтепродукты, снижение затрат на техническое обслуживание.

Автотранспорт остается основным средством перевозки грузов в США. Протяженность автомобильных магистралей здесь более чем в 20 раз превышает общую длину железных дорог, и этот разрыв ежегодно увеличивается.

Автоперевозки требуют небольших первоначальных капиталовложений по сравнению с железнодорожным, морским и авиатранспортом, но это превосходство теряется из-за существенных эксплуатационных издержек. Тем не менее, как показывает опыт американской компании Celadon Group, сократить их вполне возможно.

Американский опыт

Транспортная отрасль США за последние 20 лет пережила три цикла: крайний пик наблюдался в 2006 году, а минимальные показатели зафиксированы в 2009-м. Но отрасль оправилась от кризиса, и в 2011 году почти 67 процентов грузоперевозок в США осуществлялись автотранспортом. В натуральном и денежном выражении это 9,2 млрд тонн на сумму 604 млрд долларов (или 80,9% от общей суммы доходов от грузоперевозок всеми видами транспорта).

Учитывая высокое качество автодорог, дороговизну железнодорожных и авиаперевозок, в перспективе автотранспорт сохранит свои лидирующие позиции в США. Также велика роль грузовых автомобилей в торговле с Канадой и Мексикой, которые остаются крупнейшими торговыми партнерами США (на них приходится треть международного товарооборота страны). Ежегодно в денежном выражении автотранспортом обеспечивается свыше 60 процентов товарооборота между США, Канадой и Мексикой. Поскольку североамериканская экономика становится все более взаимосвязанной, объем трансграничных грузоперевозок будет только расти.

Рынок. В сфере автоперевозок в США занято около 65 тыс. компаний различных размеров. При этом более 40 процентов от их совокупной выручки приходится на 50 компаний – лидеров отрасли. Организации периодически уменьшают стоимость перевозок, чтобы привлечь новых клиентов, особенно при снижении темпов роста экономики. К тому же в автотранспортной сфере наметилась тенденция к консолидации, в результате чего возникают крупные грузоперевозчики с большими финансовыми ресурсами и иными преимуществами. Лидеры рынка – YRC Worldwide, FedEx Freight, Swift Transportation, Schneider National, J.B. Hunt Transport Services, Con-way Freight, Landstar System, UPS Freight.

Бизнес. Основанная в мае 1985 года Celadon Group Inc сегодня входит в двадцатку крупнейших транспортных компаний США, предлагая международные и внутренние перевозки. В рамках первого направления Celadon выполняет доставку грузов из США в Мексику и Канаду. Ежегодно, по данным самой компании, ее транспортные средства пересекают границы до 150 тыс. раз, что обеспечивает ей позицию одного из ведущих грузоперевозчиков Северной Америки. Помимо собственно грузоперевозок Celadon оказывает и сопутствующие услуги (погрузки-разгрузки, охраны и пр.). У компании широкая сеть терминалов: восемь собственных и десять арендованных (при этом семь из них находится в Мексике, один в Канаде, остальные в США). Головной офис Celadon располагается в Индианаполисе, где размещаются административные здания. Практически при всех терминалах имеются складские помещения, что позволяет оказывать услуги по хранению грузов.

Перевозки на грузовиках между США, Канадой и Мексикой регулируются правилами NAFTA (North American Free Trade Agreement – Североамериканского соглашения о свободной торговле) и состоят из трех компонентов: от пункта отправления до границы, через границу и от границы до конечного пункта назначения. Если в случае с США и Канадой транспортные компании могут работать на территории обеих стран, то в Мексике действуют серьезные ограничения: американские грузоперевозчики не имеют права работать на территории этой страны, за исключением 26-километровой (иногда 16 км) зоны от границы. Данное ограничение не распространяется на прицепы. Celadon, имеющая дочерние структуры в Мексике, – одна из немногих транспортных компаний, участвующих во всех трех сегментах трансграничного рынка, обеспечивая доставку «от двери до двери» между точками в США, Канаде и Мексике.

В течение года активность перевозок неоднородна. В период с мая по октябрь наблюдается сезонный всплеск. Производительность компании снижается в зимний период, когда многие грузоотправители сокращают поставки по окончании курортного сезона, а операционные расходы растут.

У Celadon около 1700 клиентов, в том числе компании из списка Fortune 500 (в частности, General Electric, Philip Morris, Wal-Mart, DaimlerChrysler, Procter&Gamble, DuPont и т.д.). В то же время компания контролирует, чтобы на одного заказчика не приходилось больше 10 процентов выручки. Упор делается на сервисориентированных клиентов. Celadon одной из первых предоставила услугу спутникового слежения по технологии Qualcomm за передвижением груза. Сегодня клиенты могут отслеживать поставки и получать доступ к другой информации через интернет посредством фирменной системы CelaTrac, не говоря уже об электронном документообороте. Кроме того, в случае поломки грузовика система Drop&Swap автоматически организует выезд автомобиля для обмена прицепами, таким образом поддерживая график поставок. Тем самым Celadon снижает конкурентное давление со стороны интермодальных и транспортных операторов, ориентированных преимущественно на ценовое противостояние.

Celadon нацелена на повышение производительности транспортных средств (см. табл. 2). Основной мерой ее оценки является доходность каждого грузовика в неделю. При этом на рентабельность в большей степени влияет изменение размера доходов на милю, чем количества миль на тягач.

таблица 1. Финансовые коэффициенты

Коэффициент Celadon Group Средний показатель по рынку транспортных услуг США
P/Е 23,83 22,60
EV/EBITDA 9,35 8,28
P/S 0,65 7,09
ROI 7,17 6,69
ROA 5,34 5,74
ROE 14,93 8,78

таблица 2. Динамика производительности транспортных средств

Показатель 2010 2011 2012
Средний доход на милю, долл. 1,267 1,325 1,367
Средний доход на коммерческую милю, долл. 1,407 1,481 1,535
Средний доход на фуру, долл. 2843 2866 2869
Средняя длина одной поездки, миль 889 913 886

Для обеспечения своей деятельности компания привлекает заимствования под залог транспорта, использует механизмы лизингового финансирования. В конце 2010 года Celadon открыла возобновляемую кредитную линию на 50 млн долларов сроком пять лет в Bank of America. Цель этой сделки – рефинансирование предыдущего кредита и обеспечение текущих потребностей в оборотном капитале. В 2011 году кредитная линия бессрочно расширена до 100 млн долларов. Соглашение распространяется на все американские и канадские дочерние компании.

Показатели. Для оценки результатов руководство компании оперирует двумя показателями: общим доходом по всем видам деятельности и доходом без учета выручки от топливных сборов. За 2012 год выручка компании выросла на 5,4 процента до 599 млн долларов (за исключением топливных сборов рост составил 1,7%, или 475 млн долларов). Чистая прибыль достигла 25,5 млн долларов по сравнению с 15,3 млн за 2011 год (1,12 и 0,67 доллара на акцию соответственно). Этот позитивный тренд в основном связан с повышением тарифных ставок на услуги. Почти 46 процентов доходов компании связано с международными перевозками. Заметно увеличился и чистый денежный поток от операционной деятельности: до 77,1 млн долларов по сравнению с 70,1 млн долларов в 2011 году. Повысился средний доход на милю до 1,367 доллара, или на 3,2 процента, хотя средний доход на фуру за неделю остался примерно на прежнем уровне: 2869 долларов в 2012 году по сравнению с 2866 долларами в 2011-м.

В последние несколько лет в автотранспортной отрасли наблюдался значительный рост расходов. В первую очередь речь идет об основных статьях затрат для данного бизнеса: расходах на топливо, техобслуживании, оплате труда водителей, страховании грузов, замене автопарка. Предпринятые Celadon меры по контролю над расходами позволили не только сдержать их повышение, но и добиться снижения по отдельным статьям.

CFO
Эрик Мик (Eric Meek, 32 года) занимает позицию CFO, исполнительного вице-президента и казначея Celadon Group. В 2004 году он пришел в Celadon Trucking Services в качестве финансового аналитика, в 2006 году занял позицию финансового директора компании, a с 2008 года стал в ней вице-президентом по финансам и казначеем. Еще ранее работал аудитором в компании Ernst&Young. Его доход за 2012 год составил 267 тыс. долларов.

 

Одна из основных статей расходов компании – топливо (в 2012 году на него пришлось 26,1% от общей суммы издержек). Значительную его часть Celadon приобретает через сеть из 1239 АЗС на территории США и Канады. Компания добилась скидок на топливо, приняв обязательства относительно объемов. Кроме того, снижение прибыльности вследствие роста цен на нефтепродукты Celadon удавалось восстановить за счет топливных сборов от клиентов (но они не покрывают некоммерческие мили, то есть порожний пробег). В 2012 году топливные сборы принесли 123,8 млн долларов дохода (что на 22,6 млн больше, чем годом ранее) на фоне незначительного роста стоимости горючего. В результате этих мер расходы на него снизились до 32,4 млн долларов, несмотря на снижение количества коммерческих миль до 244 млн (в 2011 году было 248,5 млн).

Расходы, связанные с эксплуатацией транспортных средств и состоящие из прямых операционных расходов, издержек на техническое обслуживание, ремонт и замену шин, также сократились – до 39,2 млн с 41,1 млн долларов в 2011 году. Как рассказали «Финансовому директору» в Celadon, сумма таких расходов обычно зависит от количества пройденных миль, но повлиять на них можно за счет обновления парка. Средняя годовая стоимость техобслуживания существенно повышается после трехлетней эксплуатации грузовиков (для прицепов этот период составляет семь лет), что связано с повышением износа и истечением гарантийных сроков. Компания сократила цикл замены транспортных средств: средний возраст собственных и арендованных тягачей и прицепов составляет примерно 1,5 и 2,8 года соответственно. С этим связан и тот факт, что основные долгосрочные инвестиции приходятся на оборудование. При покупке новых тягачей компания использует комбинированный подход: часть оплачивается, часть берется в оперативный, реже финансовый лизинг. Большинство прицепов получено в финансовый лизинг. Договоры лизинга обычно заключаются на трехлетний период в отношении тягачей и на семь лет – для прицепов. Чтобы минимизировать время простоя, транспортные средства проходят комплексную программу технического обслуживания. После централизации покупки запасных частей и шин, а также управления более дорогими ремонтными работами удалось повысить контроль над расходами.

Как сократить издержки, сделав ставку на качество услуг: опыт транспортной компании

Обновление парка позволило сократить расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов до 47,2 млн с 57 млн долларов в 2011 году. Это объясняется снижением амортизационных отчислений по тягачам (значительная часть приобретена в лизинг и находится на балансе лизингодателя) и признанием прибыли от продажи оборудования, но частично компенсируется ростом амортизации по прицепам.

Расходы на страхование и покрытие претензий сократились до 13,9 млн с 18,2 млн долларов и составили 2,9 процента от суммы доходов от грузоперевозок, что обусловлено уменьшением обязательств по претензиям. Стоимость страховки и суммы претензий во многом зависят от квалификации водителей, поэтому исторически в отрасли серьезная конкуренция за персонал. Общая численность сотрудников компании (в США, Канаде и Мексике) составляет 3590 человек, из которых 2387 – водители, 289 – специалисты по техобслуживанию грузовиков, 579 – административные работники и 335 – кадровые специалисты.

Повышение расходов по отдельным статьям имеет логичное объяснение. К примеру, рост выплат сотрудникам до 158,9 млн долларов по сравнению с 150,2 млн долларов годом ранее связан с увеличением количества километров в пути на каждого водителя ввиду снижения показателей подрядчиков, число которых также сократилось с 423 до 392. Однако расходы на их услуги незначительно повысились: со 106,7 млн до 108,9 млн долларов, что связано с расширением интермодальных перевозок. Подрядчики обеспечивают транспорт и водителей и несут все операционные расходы по фиксированной плате за милю.

Общий долг, включая обязательства по финансовой аренде, вырос до 230,6 млн долларов по сравнению с 147,7 млн долларов годом ранее ввиду крупных инвестиций в обновление автопарка.

таблица 3. SWOT-анализ компании Celadon Group

Положительное влияние Отрицательное влияние
1. Компания занимает лидирующие позиции по грузоперевозкам через границы США с Мексикой и Канадой.

2. Жесткий контроль над расходами позволяет удерживать их рост.
1. Высокая текучесть водительских кадров стимулирует рост зарплат.

2. Внедрение новых технологий требует крупных инвестиций, что влечет рост фрахтовых ставок.
1. Автомобильный транспорт традиционно является основным средством грузоперевозок в США.

2. Растет спрос на сервисные услуги.
1. Серьезное влияние на доходы компании оказывают растущие цены на топливо.

2. Компания обязана соблюдать множество требований регулирующих организаций, которые в перспективе будут ужесточаться.

Российская практика

Исторически лидирующие позиции в сфере грузоперевозок в России занимают железные дороги. Однако, по данным Минтранса, в последние годы возрастает роль автомобильного транспорта за счет доставки грузов на небольшие расстояния в пределах регионов. В 2011 году 56 процентов грузов перевезено автотранспортом. Но по показателям грузооборота картина совершенно другая: 82 процента приходится на железную дорогу, в то время как на автомобили всего 8,6 процента (хотя этот показатель и растет). В стоимостном выражении в 2011 году рынок автоперевозок достиг 490,6 млрд рублей. Увеличению выручки способствовал рост грузооборота и ставок на услуги. Рост первого показателя обусловлен общим повышением пропускной способности автодорог, увеличением средней дальности перевозки грузов, ростом их массы, а также увеличением количества сделок и снижением процентных ставок по лизинговым операциям.

В России автоперевозками занимается 46,3 тыс. компаний. Причем около 70 процентов операций совершается небольшими фирмами. Крупные же предприятия, как правило, работают со всеми основными видами транспорта, предлагая интермодальные перевозки. Причем лидеры рынка в основном представлены европейскими транспортными компаниями, которые ориентированы на международные перевозки. В 2011 году доля российских операторов в данном сегменте составила менее 40 процентов. Что касается внутренних перевозок, то крупнейшие игроки представлены узкоспециализированными компаниями, обслуживающими сырьевые предприятия (например, Норильский промышленный транспорт, «Юганскавтотранс-1») и ведущие торговые сети (к примеру, «Сельта»).

Сдерживает развитие рынка автоперевозок несколько обстоятельств: менее 40 процентов федеральных дорог отвечает нормативам, значительная их часть исчерпала свою пропускную способность (треть эксплуатируется с превышением соответствующих расчетных показателей трафика), 31 процент населенных пунктов страны не имеет связи с сетью автомобильных трасс по дорогам с твердым покрытием. Кроме того, препятствуют росту объема автоперевозок высокие цены на топливо и внедрение практики использования платных дорог в совокупности с ужесточением правил, касающихся проезда грузового транспорта.

схема. Транспортные перевозки в США и России

  Celadon Group ООО «ПЭК»
Год основания 1985 2001
Количество филиалов 18 83
Специализация Цельные (свыше 70%) и сборные грузы Сборные грузы (от 1 кг)
Численность сотрудников 3590 Свыше 2000
География Внутренний и международный рынки (Канада и Мексика) Внутренний рынок и международный рынок (Казахстан и Беларусь)
Клиенты Юридические лица От физических лиц до крупных компаний
Численность клиентов 1700 постоянных 550 000 заказов в год

 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль