«При оценке основной упор делаем на анализ сделок и показателей отчетности»

1757
В конце ноября в рамках проекта «Школа финансового директора '2012» прошло восьмое, заключительное видеозанятие. Его тема: «Оценка бизнеса». О принципах доходного, сравнительного и затратного подходов, о процедурах в оценке бизнеса, премиях и скидках в зависимости от размера доли (пакета акций) в своем выступлении рассказал Валерий Темкин, доцент Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС.

В продолжение темы, касающейся оценки бизнеса, предлагаем интервью, которое Валерий Темкин провел с практиком. Его собеседник – Антон Тихонов, заместитель генерального директора по экономике и финансам группы компаний «Альянс–1892», отечественного производителя коньяка на импортном сырье. По поручению акционеров менеджмент уже несколько лет оценивает бизнес группы, пока не участвуя в сделках слияний и поглощений (M&A). Собеседники обсудили особенности оценки бизнеса в сфере производства алкогольной продукции.

– Антон, насколько я знаю, ваша компания периодически оценивает стоимость бизнеса. На чем основана оценка, какие критерии и методы вы выбираете?

Досье компании

ГК «Альянс–1892»
В состав группы входят «Виноконьячный завод “Альянс–1892”» и «Виноконьячный дом “Альянс–1892”».

Дата создания: 1997.

Специализация: производство и сбыт коньячной продукции нескольких торговых марок, в том числе «Старый Кенигсберг», «Трофейный», «Век буржуазии». Объем производства – более 1 млн декалитров.

Численность персонала: более 500 человек.

Численность финансовой службы: 25 человек.

– В группу «Альянс–1892», где я занимаю пост заместителя генерального директора по экономике и финансам, входит несколько юридических лиц, в том числе производственная и торговая компании, в форме ООО. Мы занимаемся изготовлением и сбытом коньяка нескольких торговых марок. Сейчас производительность предприя­тия составляет примерно 1 млн декалитров коньяка в год, выручка – более 6 млрд рублей в год.

«Альянс–1892» составляет отчетность не только по российским, но и по международным стандартам, что, на наш взгляд, позволяет минимизировать возможные риски, а также повышает прозрачность бизнеса как для акционеров, так и для партнеров компании. К примеру, в последнее время МСФО мы все чаще стали использовать при работе с банками и зарубежными поставщиками. Оценку мы производим по группе в целом.

Прежде всего акционеров интересует стоимость группы компаний, оцененная с помощью сравнительного метода, то есть сопоставления с другими игроками нашего рынка. Для «Альянс–1892» речь идет об алкогольном рынке в целом. Мы следим за динамикой роста и действиями производителей, котирующихся на бирже. В основном, конечно, это зарубежные игроки, но есть и несколько отечественных публичных компаний, занятых в сфере производства алкогольной продукции. Прежде всего, это «Синергия» – ее бумаги торгуются на Лондонской бирже, а также «Абрау-Дюрсо», относительно недавно разместившая свои акции на ММВБ (акции ОАО «Абрау-Дюрсо» были включены в Перечень внесписочных ценных бумаг ЗАО «ФБ ММВБ» в апреле 2012 года. – Прим. ред.). Кроме того, «Альянс–1892» анализирует сделки M&A, совершенные в России и странах ближнего зарубежья. К примеру, в 2012 году польская Central European Distribution Corporation продала «Русскому стандарту» более 40 процентов группы «Русский алкоголь».

Финансовая служба компании оценивает полученные данные и интересующие мультипликаторы, например, отношение долга к EBITDA, размеры выручки, доходности и прибыли. Эти показатели в проведенных сделках, как правило, известны.

В то же время, думаю, не открою большую тайну, если скажу, что отечественных компаний, размещающих отчетность в открытом доступе, крайне мало. К тому же содержащиеся в отчетах цифры не всегда можно интерпретировать адекватно. Данные по обороту и чистой прибыли публикуются, но не всегда понятно, какое влияние на эти цифры оказывают внутригрупповые обороты, налоги и акцизы, которые в нашей отрасли имеют существенное значение. Поэтому основной упор делается на анализ совершенных сделок и показателей аудированной отчетности.

– Стоимость каждой торговой марки компания оценивает отдельно?

Персона

Антон Тихонов, заместитель генерального директора по экономике и финансам ГК «Альянс–1892»

Образование: в 2003 году окончил Российскую экономическую академию им. Плеханова (по специальности инженер-экономист). В 2010 году получил степень МВА в Высшей школе финансов и менеджмента РАНХиГС при Президенте РФ.

Карьера: после получения высшего образования около года работал финансовым менеджером в компании «Русское море», в 2004 году перешел на аналогичную должность в группу «Альянс–1892», спустя год занял пост заместителя генерального директора по экономике и финансам.

– Конечно, но компания стремится развивать именно портфель брендов, которые во многом дополняют друг друга. Марки конь­яка представлены в различных ценовых категориях – высокий, средний и низко-средний ценовой сегмент. Компания старается получить от них синергетический эффект, позволяющий максимизировать капитализацию всего бизнеса.

Усилия по развитию брендов в последнее время дают плоды. Сейчас рынок консолидируется вокруг крупных производителей известных торговых марок, в том числе под давлением государственного регулирования в сфере оборота алкогольной продукции. Повышение минимальной отпускной цены сокращает влияние дешевой небрендированной продукции. Поэтому от «силы» бренда во многом зависит денежный поток.

– Ваша компания использует все три подхода в оценке?

– Затратный подход мы применяем реже всего. На мой взгляд, он не подходит для оценки бизнеса. Что касается доходного подхода, то его целесообразнее использовать в том случае, когда нет возможности сравнить полученные данные с результатами других производителей на рынке, организовать бенчмаркинг. Чаще всего есть смысл использовать его при реализации инвестиционного проекта, что позволяет определить возможности роста. Однако и точность такой оценки будет невысокой – у вас будет много экспертных, прогнозных оценок. Применение же сравнительного подхода позволяет оценить то, что уже есть. На мой взгляд, сравнительный подход – наиболее достоверный среди прочих для компаний с устоявшейся долей рынка и стабильными финансовыми показателями. В то же время, если производитель значительно наращивает объемы продаж в результате вывода на рынок новых торговых марок или продуктов, основным будет именно доходный метод оценки. Таким образом, оптимальным выглядит применение обоих методов, позволяющих всесторонне взглянуть на стоимость компании.

– Вы упомянули, что доходный подход оптимален для новых проектов. Ваша компания часто реализует инвестиционные проекты?

– Относительно недавно завершился крупный инвестиционный проект по увеличению производственной площадки, который реализовывался в 2008–2011 годах. Фактически мы полностью обновили производственный комплекс: расширили производственную площадку в три раза, построили и оборудовали новые складские площади. Мероприятия обошлись компании примерно в 20 млн евро. Само собой, последующая оценка будет это учитывать и значительно превысит предыдущую.

– Как часто финансисты оценивают компанию и сколько человек этим занимаются?

– Оценку мы проводим каждый год, по результатам подготовки отчетности по стандартам МСФО. Это позволяет понять, как изменяется стоимость компании и вовремя корректировать стратегию развития. Также мы оцениваем бизнес после значительных событий на рынке производителей алкогольной продукции. В финансовой службе этим занимаются несколько специалистов-аналитиков, для которых данные задачи – не единственные.

 Внимание!

В феврале 2013 года на сайте www.fd.ru будет размещен итоговый тест, включающий задания по всем темам «Школы финансового директора '2012». Участник, набравший наибольшее количество баллов по результатам прохождения всех тестовых заданий, получит главный приз – 400 тыс. руб­лей на обучение по программе MBA.

 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...


    Рассылка



    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль