Тест: готова ли ваша компания к публичному размещению облигаций или векселей

1024
Манаенко Иван
директор аналитического департамента ИК «Велес Капитал»
Цели: оценить готовность компании к выходу на публичный долговой рынок, выбрать наиболее подходящий инструмент для привлечения финансирования. Как действовать: определить задачи, которые решает компания, выходя на долговой рынок; оценить ее потребности в заемном финансировании; ответить на вопросы предложенного теста; проанализировать текущую рыночную ситуацию.

 1. Каков размер годовой выручки вашей компании (млрд рублей)?

a) Менее 2,5 (0 баллов)

b) От 2,5 до 5,0 (1 балл)

c) От 5000 до 10 000 (2 балла)

d) Свыше 10 000 (3 балла)

2. Каков размер активов вашей компании (млрд рублей)?

a) Менее 2,5 (0 баллов)

b) От 2,5 до 5,0 (1 балл)

c) От 5,0 до 10,0 (2 балла)

d) Свыше 10,0 (3 балла)

3. Какова ситуация с рентабельностью бизнеса?

a) На протяжении последних двух лет компания имела отрицательную годовую прибыль (0 баллов)

b) За последний год компания смогла выйти на положительную рентабельность по чистой прибыли (1 балл)

c) Чистая годовая прибыль компании за последние два года была положительной, однако в ряде кварталов уходила в отрицательную зону (2 балла)

d) Чистая прибыль компании за последние восемь кварталов была положительной (3 балла)

4. Каково соотношение чистого (за вычетом денежных средств и эквивалентов) финансового долга компании и показателя ЕВITDA?

a) Более 5 (0 баллов)

b) Более 3, но не более 5 (1 балл)

c) От 1,5 до 3,0 (2 балла)

d) Менее 1,5 (3 балла)

5. Какой объем долговых обязательств (в процентах от общей суммы долга) вашей компании предстоит погасить в ближайший год?

a) Более 75% (0 баллов)

b) От 50 до 75% (1 балл)

c) От 25–50% (2 балла)

d) Менее 25% (3 балла)

6. Носит ли деятельность вашей компании сезонный или цикличный характер?

a) Бизнес компании имеет ярко выраженную сезонность/компания живет от одного проекта к другому (0 баллов)

b) Бизнес компании не имеет ярко выраженной сезонности, однако большая часть выручки приходится на один квартал (1 балл)

c) Бизнес компании имеет некоторую сезонность, однако колебания выручки от квартала к кварталу не превышают 20% (2 балла)

d) Выручка компании сопоставима/растет от квартала к кварталу (3 балла)

7. Какова степень консолидации бизнеса ?

a) Бизнес представляет собой множество небольших компаний, не имеет финансового центра, финансовые потоки концентрируются за пределами группы (0 баллов)

b) Финансовые потоки сконцентрированы на одной из компаний группы, тогда как производственные активы числятся на других компаниях группы (1 балл)

c) Бизнес равномерно распределен среди нескольких производственных/торговых компаний группы (2 балла)

d) Финансовые потоки и активы сконцентрированы на ключевой производственной/торговой компании группы (3 балла)

8. Какова степень прозрачности бизнеса?

a) Компания не раскрывает свою отчетность/результаты производственной деятельности (0 баллов)

b) Компания время от времени раскрывает отдельные финансовые и (или) производственные результаты своей деятельности (1 балл)

c) Компания раскрывает данные финансово-производственной деятельности и существенные факты в рамках законов об акционерных обществах и рынке ценных бумаг (2 балла)

d) Компания регулярно раскрывает данные финансовой и производственной деятельности, а также существенные факты, представлена в СМИ, имеет собственную службу по связям с общественностью (3 балла)

9. Какова организационно-правовая форма потенциальной компании-заемщика?

a) ОАО (2 балла)

b) Иные (0 баллов)

10. Каков состав ключевых акционеров компании?

a) Акционеры компании – физические лица (0 баллов)

b) Среди ключевых акционеров присутствует государство, крупные компании или физические лица, владеющие другими видами бизнеса (1 балл)

c) Компания контролируется государством, крупным промышленным предприятием (2 балла)

d) Компания контролируется крупными иностранными акционерами (3 балла)

11. Обращаются ли акции вашей компании на бирже?

a) Нет (0 баллов)

b) Да (1 балл)

12. Отчитывается ли ваша компания по МСФО?

a) Нет (0 баллов)

b) Отчетность ожидается в ближайший год (1 балл)

c) Да (2 балла)

13. Имеет ли ваша компания кредитный рейтинг от одного из международных агентств?

a) Нет и в ближайший год не планируется (0 баллов)

b) Ожидаем получения рейтинга (1 балл)

c) Да (2 балла)

14. Какова цель привлечения заемного финансирования?

a) Покрытие кассовых разрывов (0 баллов)

b) Инвестиции в основное производство (1 балл)

c) Поглощение бизнеса (2 балла)

d) Диверсификация ресурсной базы/повышение публичности компании (3 балла)

15. Каков планируемый объем привлечения средств (млн рублей)?

a) Менее 100

b) От 100 до 500

c) От 500 до 1000

d) От 1000

16. Какой наиболее приемлемый для вашей компании срок привлечения финансирования?

a) От 3 до 6 месяцев

b) От 6 месяцев до 1 года

c) От 1 года до 3 лет

d) Свыше 3 лет

Шкала готовности к выходу на долговой рынок

Ответив на вопросы теста, просуммируйте баллы и сверьтесь с таблицей в конце статьи. В зависимости от набранного результата перспективы привлечения финансирования можно оценить по приведенной ниже шкале. В данном случае речь идет о самой возможности размещения, тогда как его успех во многом определяется конъюнктурой рынка. Сегодня она не самая благоприятная, зато есть время подготовиться, чтобы не упустить подходящий момент.

Уровень 1. Ваш бизнес пока не достиг параметров, приемлемых для публичного размещения долговых ценных бумаг в текущих рыночных условиях.

Уровень 2. Размер вашего бизнеса достиг пороговых значений, позволяющих задуматься о выходе на публичный долговой рынок. Однако текущая степень консолидации финансовых потоков и общая прозрачность бизнеса не позволяют сделать это на рыночных условиях. Менеджменту компании есть смысл поработать над повышением финансовой прозрачности и уровня публичности компании (присутствие в средствах массовой информации, получение авторитетных рейтингов и др.).

Уровень 3. Ваш бизнес вполне отвечает актуальным требованиям рынка к публичным заемщикам. Вы можете начать с размещения векселей, тем более что данный сегмент рынка испытывает дефицит качественных корпоративных заемщиков, а организация вексельной программы возможна в сравнительно короткие сроки. При этом такие дополнительные меры, как подготовка отчетности по МСФО и получение международного рейтинга, значительно приблизят вас к выходу на рынок облигаций.

Уровень 4. Странно, если ваша компания до сих пор не присутствует ни в одном сегменте публичного долгового рынка. С учетом желаемого объема привлечения и срока размещения вексельная программа – оптимальный сценарий выхода на рынок капитала.

Уровень 5. Странно, если ваша компания до сих пор не присутствует ни в одном сегменте публичного долгового рынка. С учетом желаемого объема привлечения и срока размещения оптимальный вариант – выпуск биржевых облигаций. Параллельное развитие вексельной программы может служить дополнительным способом улучшения публичной кредитной истории и подспорьем в продвижении компании среди потенциальных покупателей ценных бумаг.

Уровень 6. Странно, если ваша компания до сих пор не присутствует ни в одном сегменте публичного долгового рынка. С учетом желаемого объема привлечения и срока размещения классические облигации – наиболее подходящий инструмент.

Уровень 7. Вы очень привлекательный заемщик с точки зрения инвесторов и можете позволить себе любой вид заимствований. Более того, вероятно, облигации у вашей компании уже есть, и следующим шагом станет выход на рынки международного капитала.

таблица. Соответствие набранных баллов уровню готовности к выходу на публичный долговой рынок

Оценка по шкале готовности Сумма баллов по вопросам 1–6 Сумма баллов по вопросам 7–14 Ответ на вопрос 15 Ответ на вопрос 16
1 <12
2 12–15 <5
3 16–20 <5
4 16–20 5–15 любой, кроме d любой
4 d a
5 d b или c
6 d d
7 21 16

Методические рекомендации по управлению финансами компании

Вложенные файлы

Доступно только подписчикам
  • Прогнозы аналитиков относительно перспектив привлечения финансирования на публичном долговом рынке в 2013 году.zip


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль