Регламент, который поможет получать кредиты быстрее

1583
Никифоров Андрей
финансовый директор УК ELZA GROUP
Какие задачи решал автор:  организовать эффективную работу по привлечению заемных средств в банках; систематизировать документооборот и обеспечить наличие соответствующей информации на всех этапах процесса. За счет чего:  описать бизнес-процесс получения кредитов, определить обязанности и ответственность должностных лиц, порядок их взаимодействия с другими службами и компаниями холдинга.

УК ELZA GROUP – головная организация холдинга, специализирующегося на оптовой торговле и дистрибуции теплотехнического оборудования. За время работы у организации сформировалась положительная кредитная история и в целом проблем с привлечением заемных средств не возникало. Однако активный рост бизнеса, открытие дополнительных филиалов на территории России и СНГ, а также реализация новых инвестиционных проектов требовали, в том числе, пересмотра подходов к политике заимствований и размера кредитного портфеля.

В связи с увеличившимся объемом работы в структуре финансового департамента управляющей компании в отдельное подразделение был выделен кредитный отдел. Это позволило упорядочить процесс формирования, поддержания в актуальном состоянии и предоставления в банки всех необходимых документов и информации о заемщиках из числа компаний группы.

Работа кредитного отдела начинается с того, что за месяц до начала нового года все юридические лица холдинга оцениваются на предмет их способности выступать в качестве заемщиков, поручителей и залогодателей по кредитам. Далее кредитная комиссия утверждает перечень компаний, по которым формируется стандартный комплект документов. Кроме того, в компании были разработаны дополнительные регистры (например, «Резюме филиала» и «Кредитная история филиала»), содержащие краткое описание бизнес-процессов с указанием направления движения денежных средств и товарных потоков, сведения о конкурентах в регионе, технико-экономическое обоснование (ТЭО) и т.д. Также была строго регламентирована внутренняя отчетность по кредитным сделкам, которая включает отчеты о работе с заявками, состоянии кредитного портфеля, оценку залоговой массы и обязательств компаний-заемщиков перед банками, пас­порта кредитных продуктов.

Присутствие успешно работающих филиалов в разных городах и странах позволило расширить количество партнеров среди кредитных организаций, что, в свою очередь, дало возможность диверсифицировать заимствования и снизить их стоимость. А благодаря детально описанному в Регламенте по организации кредитной работы механизму взаимодействия ответственных лиц в группе компаний финансовому департаменту УК Elza Group удается привлекать финансирование в сжатые сроки.

При утверждении перечня учитывается финансовое состояние организаций, возможность предоставить принадлежащее им имущество в залог, уже принятые ими обязательства.

Регламент, который поможет получать кредиты быстрееКомментирует
Андрей Никифоров,
финансовый директор
УК ELZA Group, к. э. н.

Регламент по организации кредитной работы

1. Общие положения

Настоящий регламент определяет порядок работы с документами, сопровож­дающими процесс привлечения кредитных ресурсов, начиная с момента формирования банком требований к заемщику до момента поступ­ления денежных средств либо вынесения банком отрицательного решения. Регламент устанавливает ответственность должностных лиц и порядок их взаимодействия в рамках холдинга и с внешними организациями.

2. Ответственные лица и их обязанности

Ответственными за результаты работы по привлечению заемных средств назначаются следующие должностные лица:

  • финансовый директор;
  • начальник кредитного отдела;
  • другие сотрудники, указанные в данном регламенте.

2.1. Обязанности финансового директора:

осуществлять выбор заемщиков среди юридических лиц холдинга; Подпись: При выборе ставим цели оптимизации затрат, стараемся брать кредит в регионе, в котором он будет использован.

  • осуществлять выбор кредитных организаций, страховых обществ, оценочных компаний;
  • проводить переговоры с руководителями высшего звена банков и других внешних организаций;
  • утверждать проекты кредитных сделок;

Комментарий

Основные параметры кредитных сделок – план движения денежных средств, прогноз показателей долговой нагрузки и объема кредитного портфеля.

  • проверять и визировать все документы по сделкам, направляемые во внешние организации;
  • решать вопросы, которые не входят в компетенцию других участников процесса привлечения кредитных ресурсов.

2.2. Обязанности начальника кредитного отдела:

  • координировать действия подразделений компании, участвующих в кредитной работе, в соответствии с настоящим регламентом;
  • осуществлять взаимодействие с непосредственными исполнителями в банках, страховых компаниях и других организациях;
  • своевременно информировать финансового директора о возникновении проблем, решение которых находится вне компетенции кредитного отдела и требует безотлагательного вмешательства, в том числе в связи с действиями других участников работы;
  • согласовывать с финансовым директором все документы, направляемые во внешние организации;

3. Порядок формирования пакета документов

В целях оптимизации работы по привлечению кредитных ресурсов устанавливается следующий порядок формирования пакета документов:

  • составляется перечень юридических лиц в составе холдинга, которые будут выступать заемщиками и поручителями по кредитам в течение следующего года;
  • в соответствии со стандартными требованиями банков формируется список необходимых документов.

Далее по каждому из юридических лиц, которые будут выступать в качестве заемщиков и поручителей в соответствии с перечнем:

  • формируется и поддерживается в актуальном состоянии комплект документов, имеющих неограниченный срок действия (нотариально заверенные уставные документы и т.д.);
  • формируется с установленной периодичностью комплект документов, требующих периодического обновления и замены (комплект бухгалтерской отчетности, справки из банков и ФНС, выписка из ЕГРЮЛ и т.д.).

Работа по поддержанию в актуальном состоянии пакетов документов ведется постоянно, вне зависимости от наличия кредитных сделок, а документы сверх стандартного перечня формируются в текущем режиме.

3.1. Порядок формирования списка юридических лиц, которые могут выступать в качестве заемщиков:

  • составить общий перечень действующих юридических лиц холдинга;
  • написать заключение о том, какие юридические лица могут выступать в качестве заемщиков;
  • утвердить перечень заемщиков у финансового директора.

Исполнители: начальник кредитного отдела, главный бухгалтер.

Ответственный: начальник кредитного отдела.

Срок: не позднее 30 ноября текущего года.

3.2. Порядок формирования списка юридических лиц, которые могут выступать в качестве поручителей и залогодателей:

  • дать заключение о том, какие юридические лица из общего перечня действующих юридических лиц могут выступать в качестве поручителей и залогодателей;
  • утвердить перечень поручителей и залогодателей на год у членов кредитной комиссии.

Комментарий

При утверждении перечня учитывается финансовое состояние организаций, возможность предоставить принадлежащее им имущество в залог, уже принятые ими обязательства.

Исполнитель: начальник кредитного отдела.

Ответственный: начальник кредитного отдела.

Срок: не позднее 30 ноября текущего года.

3.3. Порядок формирования стандартного комплекта документов по каждому юридическому лицу из вышеуказанных списков

В стандартный пакет документов входят: учредительные документы, информационные документы, бухгалтерская отчетность, справки из ФНС, кредитная история, справки из банков, документы по оценке имущества, другие документы сверх стандартного перечня.

Информационные документы (информация о компании, направлениях бизнеса и т.д.)

Резюме компании содержит краткое описание деятельности компаний, в том числе бизнес-схемы с указанием направления движения денежных и товарных потоков и основные показатели финансово-хозяйственной деятельности, сведения о конкурентах, бизнес-план компании, ТЭО и т.д. Утвердить у финансового директора.

Ответственный: начальник кредитного отдела.

Кредитная история

Разработать форму кредитной истории компании и утвердить у финансового директора.

Подготовить и актуализировать в текущем режиме по каждому из заемщиков и поручителей.

Ответственный: начальник кредитного отдела.

Документы по оценке имущества

Сформировать перечень имущества, рассматриваемого как обеспечение по кредитам, содержащий следующую информацию:

  • наименование компании-владельца;
  • наименование и реквизиты правоустанавливающего документа;
  • стоимость согласно последней оценке;
  • дата оценки, срок действия оценки;
  • наименование и реквизиты документа оценки.

Поддерживать перечень в актуальном состоянии и сообщать об истечении срока действия оценки не позднее чем за один месяц. Сообщать финансовому директору об изменении конъюнктуры рынка и других обстоятельствах, дающих возможность повысить оценочную стоимость объекта.

Ответственный: начальник кредитного отдела.

Документы сверх стандартного перечня

За своевременное предоставление по требованию банков документов, не входящих в стандартный комплект, отвечает менеджер по кредитам, который обязан своевременно доводить распоряжения до непосредственных исполнителей.

4. Отчетность по кредитным сделкам

Начальник кредитного отдела предоставляет финансовому директору отчеты о ходе кредитной работы:

  • отчет о текущей работе с заявками;
  • отчет о состоянии кредитного портфеля;
  • ДДС по финансовой деятельности;
  • оценку залоговой массы компании;
  • обязательства юридических лиц компании по оборотам перед банками;
  • паспорта кредитных продуктов.

5. Хранение документов

Все документы по состоявшимся и предстоящим кредитным сделкам хранятся в кредитном отделе. Проверка наличия документов проводится ежемесячно. Ответственный сотрудник отдела ведет реестр, в котором отмечается поступление и выбытие документов, а также указывается причина выбытия. Документы, утратившие актуальность, подлежат уничтожению. Выдача документов производится только под роспись должностных лиц.

Комментарий

Проверку выполняет начальник кредитного отдела.

Методические рекомендации по управлению финансами компании

Вложенные файлы

Доступно только подписчикам
  • Полная версия документа и приложения к нему.zip


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль