В чем специфика работы финансового директора железнодорожного оператора

1276
Голубев Филипп
директор финансово-экономического департамента УК «ДВ-Альянс», к. э. н.
Особенности отрасли: основной контрагент – естественная монополия, трудоемкий анализ использования подвижного состава, большая доля ремонтных затрат в структуре себестоимости. Как подготовиться: изучить нормативную базу ОАО «РЖД» и порядок формирования доходной ставки на предоставление подвижного состава, расставить приоритеты по анализу эффективности деятельности производственного подразделения, уделить внимание железнодорожной терминологии.

В период 2008–2012 годов на рынке железнодорожных грузовых перевозок произошли значительные изменения. ОАО «Российские железные дороги» перестало предоставлять подвижной состав в пользование, при этом вагоны из инвентарного парка передавались в качестве взноса в уставный капитал дочерним структурам монополиста или продавались сторонним компаниям. Одновременно крупные участники рынка поглощали небольших игроков, оперирующих подвижным составом в пределах тысячи единиц. Таким образом, в результате передела рынка общее количество железнодорожных операторов заметно сократилось.

Оператор железнодорожного подвижного состава – это коммерческая организация, которая владеет парком грузовых вагонов, цистерн, платформ и тому подобного на правах собственности или аренды, самостоятельно им управляет и обслуживает его. По рыночному позиционированию подобные компании можно разделить на две группы: корпоративные и независимые.

Корпоративные операторы представляют собой транспортно-экспедиторские компании, входящие в состав крупных промышленных холдингов (таких как «Мечел», «Северсталь» и др.). Они осуществляют перевозки грузов только аффилированных с ними структур. При управлении подвижным составом ставится цель сэкономить, а не заработать на перевозках. Финансовый результат деятельности таких компаний может быть значительно ниже, чем у независимых операторов. Но для грузовладельца использование собственных вагонов значительно удешевляет стоимость транспортировки. Кроме того, это позволяет гарантированно вывезти запланированный объем груза. Как правило, финансово-хозяйственной деятельностью корпоративных операторов управляет головная компания холдинга. Именно она определяет ставки на перевозку грузов и маршруты, утверждает объемы и направления расходов, решает вопросы, связанные с привлечением внешнего финансирования и пополнением вагонного парка.

Независимые компании – операторы, о специфике работы в которых и пойдет речь в этом материале, оказывают услуги на открытом рынке и не имеют постоянного (гарантированного) объема перевозок по определенным направлениям. Ключевой показатель деятельности частного железнодорожного оператора – доходность на единицу подвижного состава, поэтому необходим детальный анализ его использования с расчетом рентабельности портфеля перевозок за каждый отчетный период. Также важно организовать постоянную работу по привлечению денежных средств и ежедневно контролировать дебиторскую и кредиторскую задолженности.

Автоматизированные системы учета

Управление транспортной деятельностью на железных дорогах требует быстрых и точных решений, согласованных с целями компании. Поэтому для учета, анализа и контроля финансово-хозяйственной деятельности используются автоматизированные системы, разработанные специально для железнодорожных операторов. Информация о движении грузового состава поступает из Главного вычислительного центра ОАО «РЖД» – с ним оператор заключает договор на предоставление данных. Минимальный набор сведений, который использует финансовый директор для контроля и анализа деятельности предприятия, состоит из нескольких основных отчетов. Такие отчеты формируются во всех специализированных программах. Вот лишь некоторые из них.

«Рейсы» – данный отчет содержит полную информацию об использовании подвижного состава оператора. На его основании рассчитывается доходность подвижного состава в сутки, проводится анализ отклонений от плана маршрутов, порожнего пробега и т.д.

«Отчет о выставленных рейсах» включает набор сведений о движении груженого подвижного состава. Данный отчет используется для контроля при выставлении документов клиентам-грузоотправителям, начисления выручки и учета оперативной дебиторской задолженности.

«История ремонтов» – отчет по всем ремонтным операциям. Он позволяет анализировать эффективность работы соответствующего департамента, рассчитать среднюю стоимость ремонта и определить порядок предоставления документов.

Отчеты по договорному блоку позволяют контролировать согласование основных условий договоров: транспортировки, ремонта, расчета ставок и пополнения клиентской базы.

Планирование выручки и затрат

Для расчета выручки и затрат на железнодорожный тариф применяются два основных метода: первый – по принятому показателю доходности на единицу подвижного состава в сутки, второй – на основании заявок от контрагентов-грузоотправителей с детальным расчетом маршрутов движения вагона.

Показатель доходности на единицу подвижного состава в сутки рассчитывается по следующей формуле:

Доходность на единицу в сутки = ((Выручка – Затраты на тариф) / Оперативный парк вагонов) : Количество дней периода

Железнодорожный тариф в данном случае – ставка, по которой оператор подвижного состава оплачивает услуги РЖД.

Следует отметить, что если компания оперирует несколькими видами подвижного состава (полувагоны, платформы, цистерны и т.д.), то показатель доходности нужно рассчитывать для каждого вида отдельно.

В основе анализа и планирования лежит схема маршрутизации подвижного состава. «Хаотичная» схема позволяет определять маршруты вагонов в соответствии с потребностями клиентов-грузоотправителей. Такая организация перевозок обычно используется операторами универсальных полувагонов и платформ.

«Кольцевая» схема маршрутизации, практикуемая корпоративными операторами и компаниями – владельцами цистерн, предполагает четко структурированное движение вагонов с ограниченным количеством пунктов погрузки и разгрузки. Отклонения от маршрута в этом случае не допускаются.

Первый из упомянутых выше методов расчета выручки и затрат на железнодорожный тариф подходит для операторов с «хаотичной» схемой движения. Собственник или топ-менеджмент компании устанавливает показатель доходности на единицу подвижного состава, который закладывается в бюджет доходов и расходов. Этот метод отличается простотой расчета, но при этом сложно выявить объективную причину отклонения фактических показателей доходности от плановых.

Второй метод ориентирован на корпоративных операторов и компании, владеющие парком цистерн. На основании заявленного объема департамент движения грузового состава формирует схему движения вагонов, которая детально просчитывается финансовой службой. Метод позволяет отслеживать отклонения фактических значений доходности от плановых, кроме того, полноценное внимание уделяется анализу производственных показателей, в частности: оборота вагона по направлению, проценту порожнего пробега и др. Однако данный подход сопряжен со сложными расчетами.

Структура себестоимости

Основную долю расходов железнодорожного оператора составляет железнодорожный тариф. Другая статья затрат, требующая постоянного внимания финансового директора, – расходы на ремонт, который бывает трех видов: текущий, деповский и капитальный. Текущий ремонт подразумевает устранение неисправности в пути следования вагона. Затраты на него трудно планировать, нормативов не существует, в основном используется статистический метод. Деповской и капитальный ремонты – плановые, сроки прохождения таких видов ремонта четко регламентированы ОАО «РЖД». Они зависят от пробега или предельно допустимых сроков эксплуатации вагонов. Таким образом, финансовому директору предстоит проанализировать, что выгоднее для компании – ремонтировать вагоны ежегодно или по прохождению ими определенного километража. Также в целях эффективного планирования затрат на проведение ремонтов необходимо регулярно отслеживать ценовые предложения на рынке услуг ремонтных депо и поставщиков запасных частей.

Нельзя не упомянуть о контроле сроков нахождения подвижного состава в состоянии нерабочего парка. В таком состоянии вагоны пребывают с момента запрета на грузовые операции в сети дорог ОАО «РЖД» и до отправления со станции депо. Для анализа эффективности работы ремонтного и коммерческого департаментов с нерабочим парком можно выделить три показателя:

  • срок с момента перевода в нерабочий парк до момента захода на станцию ремонта;
  • срок с момента захода на станцию ремонта до момента окончания ремонта;
  • срок с момента окончания ремонта до отправления со станции ремонта.

Данные показатели постоянно сравниваются с установленными нормативами, и на основании результатов проводится анализ полученной или упущенной выгоды. Также необходимо максимально быстро решать вопросы по вагонам, переведенным в нерабочий парк в груженом состоянии, поскольку во всех договорах с клиентами предусмотрены штрафные санкции за срыв сроков доставки.

Для информирования руководителей и собственников компании очень полезен отчет по расходам без железнодорожного тарифа на единицу подвижного состава в сутки (см. табл.). Разница между показателем доходности и расходами будет составлять чистую прибыль до налогообложения на единицу подвижного состава в сутки. Эти данные также включаются в отчет для большей информативности.

таблица. Пример отчета по расходам без железнодорожного тарифа

 

Статьи расходов Расходы,
полувагоны, руб.
Расходы,
цистерны, руб.
Расходы
на полувагон
в сутки
(без НДС), руб.*
Расходы
на цистерну
в сутки
(без НДС), руб.*
Услуги по ремонту вагонов 4 311 895 29 221 669 14,88 134,66
Услуги маршрутизации 423 729 642 910 1,46 2,96
Аренда вагонов 10 612 451 35 979 792 33,63 165,81
Лизинг подвижного состава 12 663 370 4 659 125 43,70 21,47
Оплата труда 6 053 715 3 599 079 20,89 16,59
Отчисления на оплату труда 1 148 703 332 487 3,96 1,53
Амортизация 2 620 672 3 803 384 9,04 17,53
Налоги, относимые на себестоимость 836 732 1 508 353 2,89 6,95
Прочие затраты 1 852 222 1 634 652 6,39 7,53
Управленческие расходы 4 350 800 3 796 123 15,02 17,49
Проценты к уплате 10 712 866 17 787 400 36,97 81,97
Итого 55 587 155 102 964 974 192 474

* Количество полувагонов – 9347, цистерн – 7000, дней в отчетном периоде – 31.

Управление денежными потоками

Главная задача финансового директора при управлении денежными потоками железнодорожного оператора – не допустить остановки движения вагонов по причине недостатка средств на едином лицевом счете (ЕЛС) компании. ЕЛС – это счет, открываемый в ОАО «РЖД», на котором отражается информация о денежных средствах, перечисленных оператором за грузовые перевозки. Российские железные дороги работают исключительно по предоплате, поэтому необходимо ежедневно контролировать состояние ЕЛС, а также планируемое списание, имея в виду, что департамент движения и коммерческой работы может завышать требуемые суммы в заявках на оплату. Стопроцентной предоплаты требуют и ремонтные депо РЖД, до поступления денежных средств вагон не поставят в цех, что грозит обернуться для оператора простоями и штрафами.

Поэтому для обеспечения непрерывной деятельности железнодорожного оператора финансовый директор должен выстроить систему стопроцентной предоплаты по клиентским договорам. Отсрочку в платежах можно предусмотреть только для крупных грузоотправителей и лишь после тщательного анализа бюджета движения денежных средств на предмет возможных кассовых разрывов.

Привлечение финансирования

Финансовый директор железнодорожного оператора ведет постоянную работу по привлечению финансирования для расширения парка подвижного состава. Как правило, в качестве основного инструмента используется лизинг. При анализе условий сделки необходимо учесть следующие важные показатели:

  • кредитную нагрузку на единицу подвижного состава в сутки. Данный показатель необходимо сравнить с фактической доходностью подвижного состава в сутки компании. Кроме того, следует проанализировать изменение расходов без железнодорожного тарифа на единицу подвижного состава в сутки;
  • срок первого платежа по лизингу. Заводы – изготовители подвижного состава работают на условиях стопроцентной предоплаты и начинают поставлять вагоны через месяц после проведения платежа. Во избежание дефицита денежных средств очень важно договориться с лизинговой компанией о начале выплат с момента передачи вагонов в пользование компании;
  • размер авансового платежа. Чтобы избежать существенных кассовых разрывов, важно рассчитать идеальное соотношение размера аванса по лизинговой сделке и чистого денежного потока. Кроме того, чем меньше аванс, тем больше удорожание сделки в год;
  • чистую приведенную стоимость (NPV) проекта и срок лизингового договора. Показатель NPV должен иметь положительное значение в течение всего срока действия договора лизинга. Необходимо обратить внимание на отклонение NPV в зависимости от изменения срока действия договора, сравнить возможные потери с эффектом от уменьшения объема кредитной нагрузки на бизнес.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль