Теория и практика формирования консолидированной отчетности

1853
Дьяконов Кирилл
ведущий редактор-эксперт журнала «Финансовый директор»
В ближайшие годы список компаний, которым придется составлять консолидированную отчетность, увеличится, поэтому тема актуальна для все большего числа финансовых директоров. Самое время освежить в памяти базовые принципы и ознакомиться с практическим опытом формирования консолидированной отчетности на занятии Школы.
Обращаем ваше внимание, что материалы, опубликованные на сайте www.fd.ru в разделе «Школа финансового директора», предназначены для самостоятельного изучения. Проверка знаний обучающихся будет проходить, как и в прошлом году, в форме тестовых заданий.

В школе финансового директора ‘2012 – совместном проекте журнала «Финансовый директор» и Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС – продолжается обучение. В июне на сайте www.fd.ru подписчикам будут доступны три видеозанятия, которые провели преподаватели ВШФМ, а также дополнительный онлайн-семинар к третьему занятию Школы от Дмитрия Рябых, генерального директора ГК «Альт-Инвест». В этом учебном году летних каникул не будет, видеозанятия запланированы и в июле, и в августе. Если по каким-либо причинам вы не сможете присутствовать на них, свои вопросы преподавателям можно оставить на форуме www.fd.ru.

В конце апреля Михаил Литвиненко, к. э. н., доцент ВШФМ
РАНХиГС, провел видеозанятие на тему «Консолидированная отчетность». Помимо кейса, который размещен в разделе «Материалы для самостоятельного изучения» на сайте www.fd.ru, в ходе занятия спикер проанализировал актуальные положения, регулирующие правила формирования консолидированной отчетности. Кроме того, преподаватель остановился на различиях в отражении сводных данных в зависимости от формы управления организацией, включаемой в периметр консолидации. Так, если одна компания по отношению к другой – дочерняя, применяется метод полной консолидации. Если же она в совместном управлении (например, два предприятия создали совместное ООО с равными долями по 50%, некоммерческое партнерство или товарищество), то применяется пропорциональная консолидация (разрешается equity metod, то есть «в одну строку»).

Отдельно спикер остановился на особенностях оценки гудвилла в группе компаний и отражении его в отчетности. Так, по мнению преподавателя, несмотря на множество трактовок данного понятия, финансисты его используют лишь для того, чтобы баланс консолидированной группы сходился.

В рамках Школы финансового директора '2012 интервью с главными финансистами компаний проводят преподаватели ВШФМ РАНХиГС. Ниже вы можете прочитать материал, подготовленный по итогам беседы Михаила Литвиненко и Игоря Белого, финансового директора компании FACILICOM.

– Игорь, что, на ваш взгляд, кроме требований законодательства, вынуждает отечественные компании составлять консолидированную отчетность?

– До прихода в компанию FACILICOM я занимал пост начальника финансово-экономического управления группы «Продимекс», которая контролирует ряд агропредприятий. Группа инвестирует значительные средства в покупку земельных участков и заводов, занимающихся переработкой сельхозпродукции, в первую очередь сахара. Естественно, в рамках сделок M&A компания часто привлекала финансирование сначала крупных российских, а затем и зарубежных банков. Но рассчитывать на значительные суммы без аудированной отчетности сложно. Да и банкиры относятся к ней с большим доверием, нежели к управленческим отчетам. «Продимекс» с 2002 года составляет отчетность по международным стандартам и разрабатывает долгосрочные финансовые модели.

– Опишите структуру группы и объясните, что осложняло процесс консолидации?

– «Продимекс» управляет десятками агропредприятий и заводов, также в группу входят лизинговая и торговая компании. Как видите, состав достаточно неоднородный, а значит, и консолидация может занять длительное время. Для подготовки первой отчетности по МСФО были приглашены методологи из «большой четверки» и специалисты крупного системного интегратора. Опуская некоторые детали, опишу сам процесс. Для каждого направления деятельности был создан свой набор форм-шаблонов в Excel для составления отчетности по МСФО. Скажу сразу, что все компании группы заполняют 35–40 подобных трансформационных таблиц. Конечно, некоторые формы единообразны для всех участников, например, по дебиторской, кредиторской задолженности. Но были и специфические – например, у лизинговых компаний свой отдельный серьезный блок учета основных средств, а в агропредприятиях – блок учета биологических активов.

Заполненные таблицы загружались в ИТ-систему, снабженную соответствующим модулем, который поддерживал их предварительный просмотр. Это позволяло специалистам по МСФО в режиме онлайн контролировать достоверность введенной информации. Если данные были некорректными, они возвращали таблицы на доработку сотрудникам дочерних предприятий. Но в целом консолидация проходила в автоматическом режиме, что значительно ускорило процесс.

В результате первая отчетность была получена спустя восемь месяцев после начала сбора данных. Но этому есть объяснение: помимо того, что у группы несколько направлений деятельности, она активно участвует в сделках M&A. Это накладывает серьезный отпечаток, ведь все новые компании холдинга находятся на разных уровнях развития. Постепенно срок формирования консолидированной отчетности сократился до трех месяцев.

– А можно ли оптимизировать процесс и готовить консолидированную отчетность быстрее?

– Быстрее, к сожалению, не получается, какие-то компании вливаются в группу, другие уходят из нее, что существенно затягивает сроки подготовки. Чаще всего процесс тормозится сотрудниками недавно приобретенных организаций. Вариантов решения проблемы как минимум два: специалистов на местах можно обучить или заменить на более опытных. Компания пошла по первому пути, поскольку в некоторых случаях попросту не было альтернатив. Активы скупались по всей территории России, порой в отдаленных населенных пунктах, где квалифицированных кадров было не так уж много. Новичков приглашали в центральный офис на обучающие семинары по подготовке отчетности.

Однако на практике возникали ситуации, когда сотрудники оказывались попросту неготовыми к серьезным изменениям в работе после смены акционера. Выход из положения нашли нестандартный. В некоторых регионах, где располагались дочерние компании холдинга, были образованы обособленные учетные центры, в которых работали экономисты и бухгалтеры. Специалисты центра «подхватывали» недавно приобретенные предприятия и вели учет по установленным внутрикорпоративным стандартам. Если процесс подготовки отчетности еще не был отлажен, они собирали и консолидировали данные вручную – в первую очередь из-за отсутствия соответствующего программного обеспечения и шаблонов МСФО, а в иных случаях старались максимально сблизить корпоративные стандарты, чтобы в дальнейшем формировать отчетность автоматически.

Подход полностью себя оправдал. Несмотря на то что по такой схеме работали не все компании, учетные центры обслуживали крупные регионы, то есть большую часть дочерних предприятий холдинга, что существенно упрощало задачу формирования консолидированной отчетности. Специалистов собирали в расчетном центре, а на местах могли работать лишь несколько бухгалтеров, которые собирали первичные документы и передавали их для дальнейшей обработки.

– Один из наиболее проблемных вопросов для компании, формрующей консолидированную отчетность, о котором я говорил на видеозанятии Школы, – тест на обесценение гудвилла. Как поступали в «Продимекс»?

– Действительно, тест на обесценение гудвилла проводился. Я уже упоминал, что группа разрабатывала для банков долгосрочные финансовые модели по каждому направлению деятельности. На их основании специалисты рассчитывают свободный денежный поток на дату отчетности, который генерируется приобретенными предприятиями. Из этого значения вычитается протестированная на обесценение дебиторка по каждому направлению деятельности, запасы и основные средства. Таким образом, мы получали ту разницу, которую должен был составить гудвилл. Если полученное значение оказывалось больше, чем гудвилл, а это случалось нередко, информацию предоставляли аудиторам. Такую ситуацию они воспринимали спокойно, поскольку видели, что серьезных причин для обес­ценения гудвилла нет. Ведь предоставляемые аудиторам модели ранее тщательно проверялись – на согласование параметров уходило по несколько месяцев.

По международным стандартам ежегодно на обесценение нужно тестировать еще и основные средства компании. В «Продимекс» поступали следующим образом: из денежного потока вычиталась дебиторская задолженность и запасы. Затем остаточный денежный поток сравнивали с гудвиллом и основными средствами. Если он был больше, чем основные средства и гудвилл, аудиторы не просили переоценивать основные средства, что позволяло ежегодно экономить на услугах независимых оценщиков.

– Какими рекомендациями хотели бы поделиться с коллегами?

– Прежде всего, быть готовыми к тому, что каждое дополнительное направление деятельности для холдинга – это если не удвоенные, то возрастающие в полтора раза трудозатраты на подготовку консолидированной отчетности. Еще хотелось бы обратить внимание коллег на прозрачность юридической структуры бизнеса. Аудиторы дорожат своим именем, поэтому будут тщательно искать аффилированные юридические лица, в том числе компании, в которых работают родственники топ-менеджеров, определяя степень участия и влияния на них организации, формирующей консолидированную отчетность. Естественно, если у проверяющих возникнут сомнения относительно взаимосвязанности сторон, они будут включать их в периметр консолидации.

 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль