«В модернизацию производства мы планируем инвестировать 8 млрд рублей»

1027
В планах ПСК «Трансстрой» на ближайшие три года повышение рентабельности бизнеса, увеличение доли на рынке и почти двукратный рост выручки. Чтобы достичь этих амбициозных целей, руководству холдинга пришлось пересмотреть его организационную структуру, разработать программу сокращения издержек, реинвестировать 3 млрд рублей в модернизацию производства и приобретение новой техники и оборудования. Интервью с Надеждой Масляевой, заместителем генерального директора по экономике и финансам ПСК «Трансстрой»
Досье компании
ПСК «Трансстрой»

Год основания: 1991.
Сфера деятельности: проектирование объектов транспортной инфраструктуры, транспортное строительство, промышленно-гражданское строительство.

Основные факты: в 1991 году на базе Минтрансстроя была создана государственная корпорация «Трансстрой», преобразованная в 1992 году в ОАО Корпорация «Трансстрой». В 2005 году была образована корпорация «Группа компаний “Трансстрой”», в которую вошли порядка 50 крупнейших предприятий отрасли.

Программа технического перевооружения холдинга «Трансстрой» рассчитана на три года. За это время в модернизацию производства, покупку оборудования и строительной техники планируется инвестировать порядка 8 млрд рублей. Топ-менеджмент холдинга надеется, что новые производственные мощности и технологии позволят не только существенно увеличить портфель проектов и долю «Трансстроя» на рынке транспортного строительства России, но и повысить эффективность бизнеса. Благодаря росту заказов выручка холдинга к 2015 году должна достигнуть 80 млрд рублей, а рентабельность составить не менее 10 процентов. Задача довольно амбициозная, учитывая, что по итогам прошедшего года финансовый результат оказался гораздо скромнее – 40,3 млрд рублей. О том, что для этого уже предпринято и какие средства будут направлены на реализацию инвестиционной программы, рассказывает Надежда Масляева, заместитель генерального директора по экономике и финансам ПСК «Трансстрой».

– Расскажите подробнее о программе технического переоснащения?

– Программа модернизации стартовала еще в 2010 году. На ее реализацию мы планируем потратить 8 млрд рублей, из которых в 2011 году уже инвестировали около 3 млрд рублей собственных средств. В том числе более 1,4 млрд рублей направили на приобретение оборудования для ведения работ по новой технологии тоннелестроения, которую «Трансстрой» применяет при строительстве автомагистрали в Сочи. Другая часть средств пошла на модернизацию парка механизмов для строительства аэродромов в городах Ейск и Чкаловский и развитие карьера Еловское в Якутии.

Как свидетельствует наш опыт, чтобы процесс был управляемым, необходимо 60 процентов объема строительно-монтажных работ выполнять собственными силами, а остальное поручать надежным субподрядчикам. Именно поэтому мы сделали ставку на развитие собственных мощностей. Впрочем, новое оборудование и техника предназначены не только для реализации текущих проектов, мы готовим производственную базу, с помощью которой планируем увеличить количество заказов. Соответственно выручка по итогам 2015 года планируется на уровне 80 млрд рублей. Для сравнения: в 2011 году она составляла почти вдвое меньше – 40,3 млрд рублей.

Кроме того, рассчитываем увеличить долю холдинга на рынке, сейчас «Трансстрой», по нашим оценкам, занимает четвертое место (7%) среди участников транспортного строительства России.

– На какую сумму рассчитан текущий портфель проектов?

Надежда Масляева, заместитель генерального директора по экономике и финансам ПСК «Трансстрой»

Образование: в 1992 году окончила Московский инженерно-физический институт (МИФИ) по специальности инженер-физик по автоматике и электронике. В 1997 году получила второе высшее образование в Финансовой академии при Правительстве РФ, а в 2002 году сертификат МВА в Лондонской школе экономики и политических наук.

Карьера: начинала карьеру в финансовой сфере в банках «Возрождение» и Первый Чешско-Российский банк. В 2002 году Надежду Масляеву пригласили в компанию «Русал Глобал Менеджмент», где она в течение семи лет занимала должности финансового директора в различных подразделениях компании. С 2009 года руководила финансовыми департаментами разных структур компаний холдинга «Базовый элемент». В 2012 году назначена заместителем генерального директора по экономике и финансам ПСК «Трансстрой».

– Ежегодно объем заказов «Трансстроя» увеличивается в среднем на 20 процентов. В частности, в прошлом году мы выиграли четыре тендера на генподрядные услуги по реконструкции авиабазы в городе Крымске – 5 млрд рублей, аэродромов в Краснодаре (4,7 млрд рублей) и Чкаловском (4,9 млрд рублей), а также строительство взлетно-посадочной полосы в Шереметьево – 22,4 млрд рублей. Таким образом, с учетом тех проектов, которые уже были в портфеле холдинга, производственная программа на 2012 год – это 120 проектов на общую сумму более 52 млрд рублей.

– Как при этом изменится рентабельность холдинга?

– Думаю, через три года она возрастет до 10 процентов. Это станет возможным благодаря повышению эффективности бизнеса, а именно сокращению сроков реализации проектов, снижению издержек и правильной загрузке производственных мощностей.

– Что конкретно будет предпринято для повышения эффективности бизнеса?

– Уже проведена реорганизация. Выстроена вертикально интегрированная модель управления с корпоративным центром – ПСК «Трансстрой». Сегодня холдинг объединяет около 40 строительных и проектных организаций. Основная задача управляющей компании – разработка стратегии развития, координация работы предприятий, а также контроль над их деятельностью.

– На реализацию производственной программы будут направлены собственные средства компании?

– Собственные средства «Трансстрой» вкладывает в техническое переоснащение и расширение производственных мощностей. Для реализации программы развития корпорация привлекает в том числе и заемные средства. Например, в ФСФР зарегистрирован проспект эмиссии облигаций на сумму 6 млрд рублей сроком на пять лет. Правда, ситуация на долговом рынке складывается не самая благоприятная, поэтому выпуск решили пока отложить.

– Не проще привлечь кредит на эти цели?

– Банковское финансирование привлекается исключительно для выполнения определенных задач в рамках конкретных проектов. При этом мы активно пользуемся банковскими гарантиями, что объясняется спецификой деятельности холдинга. Дело в том, что для участия в конкурсах нам приходится привлекать денежные средства сроком до 60 дней на обеспечение тендерной заявки (так называемый тендерный депозит) или предоставлять банковские гарантии на аналогичный период.

Кроме того, параллельно с контрактом подписывается гарантия возврата аванса – обязательство вернуть деньги в случае несоблюдения условий сделки , а также еще одна – обеспечивающая выполнение всех условий договора. Без них не обойтись и после завершения работ, когда «Трансстрой» подписывает постконтрактные гарантии, подтверждающие, что объект исправен и будет обслуживаться определенный период времени.

– На каких условиях банки финансируют проекты холдинга и предоставляют гарантии?

– «Трансстрой» – крупный холдинг, банки нас знают и доверяют. Наши кредиторы всегда четко понимают, на какие цели привлекаются средства или предоставляются гарантии. Учитывая, что мы строим объекты федерального значения, а основным заказчиком выступают бюджеты разного уровня, рисков практически не возникает. Соответственно, ниже процентная ставка. По тендерным депозитам она составляет порядка 8–10 процентов годовых, гарантии обходятся в несколько раз дешевле – 1,5–3 процента годовых.

В целом средневзвешенная ставка по кредитному портфелю холдинга составляет около 12 процентов годовых в рублях. В качестве обеспечения по сделкам нередко используются поручительства и гарантии управляющей или одной из генподрядных компаний (ОАО «Корпорация "Трансстрой"» и ЗАО «Инжтрансстрой»).

– Как будут финансироваться проекты из уже имеющегося портфеля заказов?

Личные темы

У вас есть хобби?
Очень люблю путешествовать. В этом году, например, планирую отдохнуть в Европе – пока выбираю между Испанией и Италией.

Какая страна произвела наибольшее впечатление?
Меня покорила Индонезия. Очень люблю бывать в государствах юго-восточной Азии, но от этой страны самые яркие воспоминания. Мне посчастливилось прожить в Джакарте три года.

Какие знания из полученных в Лондонской школе пригодились в работе в России?
В первую очередь, профессиональные навыки и понимание того, как работают экономические модели. Кроме того, в этой бизнес-школе студентов приучают к дисциплине, что тоже немаловажно в работе финансового директора. Еще один очень полезный, на мой взгляд, навык – умение общаться с людьми.

Сколько в среднем длится ваш рабочий день?
По складу характера я трудоголик, поэтому мой рабочий день продолжается не менее 12 часов.

– В основном за счет средств заказчика. Как правило, на этапе заключения контракта нам предоставляется аванс в размере от 20–30 процентов от общей стоимости проекта. Оставшаяся сумма выделяется поэтапно, по мере выполнения работ.

Привлечение заемного финансирования для реализации проектов в рамках производственной программы возможно только в двух случаях. Первый, когда заказчик не может своевременно выполнять принятые на себя обязательства. К счастью, такое на практике случается достаточно редко. Например, в 2007 году для продолжения строительства железной дороги в Якутии холдинг получил кредит на сумму 1,5 млрд рублей. Еще один пример – в 2008–2009 году задолженность компании «Мечел» перед строителями составила более 3 млрд рублей. И в том и другом случае, чтобы работы по проектам не прекращались, «Трансстрой» договаривался с банками о выделении финансирования. Правда, в этих случаях обслуживание займа и его погашение ложится непосредственно на плечи заказчика проекта.

Второй вариант, при котором допускается привлечение заемных средств, ситуации, когда необходимо быстро выполнить определенный вид работ. Например, строительство взлетно-посадочной полосы по техническим нормам допускается только при положительных температурах. Соответственно, чтобы уложиться в этот период, нам необходимо заранее завезти все материалы, подготовить площадку и выполнить огромный объем работ. Фактически мы можем привлекать дополнительное финансирование, чтобы не затягивать сроки реализации проекта, если график финансирования выполненных работ не соответствует плану строительства.

– Деньги выделяются на условиях проектного финансирования?

– В последнее время стараемся привлекать проектное финансирование. На мой взгляд, это наиболее удобный инструмент, как для нас, так и для кредиторов.

 

 

 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль