Торговые сети расплатятся за бонусы от поставщиков

2449
Соловьева Светлана
партнер, руководитель налоговой практики юридической фирмы «Дювернуа Лигал в ассоциации с SNR Denton»
Высший арбитражный суд РФ принял прецедентное решение, которое создает угрозу массового пересмотра размеров вычетов по НДС, заявленных торговыми сетями при закупке товаров. Судьи по-новому взглянули на бонусы, которые выплачивают поставщики за присутствие их товаров в магазинах, и премии по результатам отгрузок.

Изначально в Налоговом кодексе была заложена позиция, согласно которой обложению НДС подлежали реализация товаров (работ, услуг), а также все дополнительные оплаты, связанные с ней. Следуя этой позиции, Минфин в своих разъяснениях стал разделять бонусы, выплачиваемые поставщиками сетям, на два вида. Первый – премии, которые фактически служили оплатой встречных услуг, а значит, создавали базу по НДС, например, за продвижение и рекламу товаров. Второй – премии, которые не предполагали каких-либо действий со стороны торговой компании как покупателя товаров (например, за сам факт заключения договора поставки или за включение товарных позиций в ассортимент магазинов). Последние, по мнению Минфина, не признавались выплатами, связанными с расчетами за поставляемые товары, а значит, не облагались НДС (письма Минфина России от 20.12.06 № 03-03-04/1/847, от 26.07.07 № 03-07-15/112). Той же позиции придерживались и суды при трактовке данных выплат.

При этом если налогоплательщик желал уменьшить цену ранее поставленных товаров на величину такой премии, налоговые органы указывали на необходимость внести изменения в первичные документы, которыми оформлялась поставка, счета-фактуры, а также в соответствующую налоговую отчетность. На то, что премия за поставку товара в определенном количестве может рассматриваться в качестве скидки к его цене и влечет соответствующие налоговые последствия, указывала и ФНС России (письмо ФНС России от 01.04.10 № 3-0-06/63). И именно эта позиция легла в основу спора, решение по которому стало прецедентным. Результат оказался неожиданным для всех – суд истолковал данные формулировки отнюдь не в пользу налогоплательщиков.

Выводы суда

ВАС в своем решении пошел значительно дальше Минфина и ФНС, которые презюмировали, что налогоплательщики самостоятельно избирают способы премирования и определяют степень влияния таких бонусов на цену реализованного товара. Суд прямо указал, что премии за объемы поставок и дополнительные выплаты, не предполагающие встречного оказания услуг, являются не чем иным, как формой торговых скидок и должны уменьшать стоимость ранее поставленных товаров. Это влечет корректировку базы по НДС у поставщиков при реализации товаров и, соответственно, корректировку налоговых вычетов у сетей (они «подлежат пропорциональному уменьшению в соответствующих налоговых периодах»). Данная позиция является последовательным развитием идеи по уменьшению стоимости товаров на величину скидок или премий, высказанной ВАС еще в споре по делу ООО «Дирол Кэдбери» (постановление Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2009 г. № 11175/09).

Последствия для налогоплательщиков

Позиция ВАС будет использоваться налоговыми органами при проведении проверок сетей. Доначисления могут быть колоссальными, при этом налогоплательщикам некуда идти: при рассмотрении последующих споров арбитражные суды должны будут учитывать мнение ВАС.

Опасность заключается и в том, что изложенную Высшим арбитражным судом позицию по двум видам премий (по результатам отгрузок товаров и за присутствие товара в магазине) налоговые органы попытаются распространить и на другие платежи в адрес сетей, прямо не предполагающие встречного оказания услуг. Это означает, что у торговых компаний возникает риск налоговых претензий в размере 18 процентов от суммы премий, которые ранее не облагались НДС.

В сложившейся ситуации налогоплательщикам необходимо выделить незакрытый выездной проверкой период. Этот период и будет являться зоной риска для сети. В рамках него можно рассчитать суммы возможных доначислений.

Дальнейшие действия зависят от уровня взаимоотношений поставщика и покупателя. Предстоит договориться о переоформлении документов, а также о возможной компенсации сети НДС, который вернет поставщик в связи с уменьшением стоимости заявленной реализации товаров. В нынешней ситуации проще оформлять подобные бонусы в качестве скидок к цене товаров с переоформлением первичных документов, скажем, по итогам кварталов. Либо если такие премии «прятали» встречные услуги, смело выставлять НДС по этим услугам к уплате поставщику. Конечно, данные обстоятельства неизбежно увеличат работу для бухгалтерий обеих компаний – и поставщика, и покупателя.

Постепенно те вопросы, на которые, казалось бы, были ответы и у Минфина, и у ФНС, с подачи судов приобретают совсем другую окраску. Общая тенденция – сокращение числа необлагаемых операций, ужесточение требований к налогоплательщику. В этой связи при анализе тех или иных операций необходимо принимать во внимание не только текущую правоприменительную практику, но и тренд, который можно проследить по ряду судебных актов и комментариям фискальных органов.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль