«За последние три года кредитный портфель компании сократился в 10 раз»

1639
По итогам 2011 года группе компаний «Голдер Электроникс» удалось не только выйти на докризисные объемы реализации, но и в 2,5 раза увеличить рентабельность продаж по чистой прибыли. Для этого пришлось пересмотреть кредитную политику, сократить долговой портфель, ужесточить контроль над операционной деятельностью и денежными потоками. Интервью с Еленой Агеевой, финансовым директором «Голдер Электроникс»
Досье компании
ООО «Голдер Электроникс»
Год основания: 1993.
Сфера деятельности: обслуживание и оптовая торговля бытовой техникой и посудой.
Основные факты: в 2000 году на российском рынке появляется продукция бренда Vitek. Два года спустя создана группа компаний Vitek International. В 2006 году приобретена компания Star Plus Ltd (Гонконг), открыто представительство в Юго-Восточной Азии. В 2011 году в портфеле компании уже четыре бренда: Vitek, Rondell, Maxwell, Coolfort.

В 2011 году группа компаний «Голдер Электроникс» продемонстрировала впечатляющие финансовые результаты. Объемы реализации увеличились на 30 процентов, в то время как кредитный портфель сократился в 10 раз, отношение долг к EBITDA достигло рекордно низкого для компании значения – 1, а уровень дебиторской задолженности снизился в два раза по сравнению с 2008 годом. О том, как удалось добиться этих результатов, рассказывает Елена Агеева, финансовый директор «Голдер Электроникс».

– Насколько успешным для компании был 2011 год?

– Итоги работы за 2011 год внушают оптимизм. Во-первых, компании удалось выйти на докризисные объемы реализации, хотя за 2008–2009 годы продажи бытовой техники просели в среднем на 25–30 процентов. Во-вторых, рентабельность продаж по чистой прибыли возросла в два с половиной раза. И это несмотря на то, что прошлый год был далеко не самым лучшим для российской экономики. Начиная с сентября 2011 года, рынок будоражили прогнозы о возможном повторении кризиса. Дело в том, что у банков вновь обострились проблемы с ликвидностью, и некоторая напряженность сохраняется до сих пор, несмотря на активную поддержку со стороны государства. Естественно, стоимость заимствований сразу повысилась, и у некоторых наших покупателей возникли проблемы с привлечением заемного финансирования.

Некоторые банки попросили нас провести стресс-тест, чтобы понять, насколько велики шансы компании выжить, если проблемы в экономике возобновятся.

– Какие сценарии развития ситуации предусматривал стресс-тест?

– Было три варианта, и все довольно пессимистичные. Первый предполагал снижение продаж на 20 процентов. Второй и третий – падение на 30 и 40 процентов соответственно. Кроме того, каждый из них предусматривал ухудшение платежной дисциплины покупателей, рост проблемной дебиторской задолженности и другие не слишком приятные сюрпризы. Тем не менее расчеты показали, что даже при самом худшем сценарии компания продолжит работать и выполнять принятые на себя обязательства. Вероятность таких событий невелика, но мы к ним готовы. В этом случае придется заморозить некоторые инвестиционные проекты, сократить расходы и т.д. В целом инструментарий аналогичный тому, который компании использовали в 2008–2009 годах. К счастью, ситуация развивалась по более оптимистичному сценарию, и ни один из этих сценарных планов нам не пригодился.

– Какие меры позволили повысить рентабельность?

– Весь прошедший год мы активно работали над повышением эффективности бизнеса. В частности, стали более консервативно и осторожно подходить к вопросам управления запасами, дебиторской задолженностью. Несмотря на то что навели порядок в крупных статьях затрат, продолжаем оптимизировать «незаметные» расходы. Например, в очередной раз пересмотрели затраты на персонал – отказались от оплаты фитнеса. Вместо этого стараемся придумать новые методы нематериального стимулирования.

– Как контролируете размер дебиторской задолженности?

Елена Агеева, финансовый директор «Голдер Электроникс»

Образование: в 1989 году окончила факультет экономики Воронежского государственного университета. В 2008 году получила степень МВА Высшей школы корпоративного управления.

Карьера: в 1994–1998 годах занимала должность главного бухгалтера компании «Бастион». Следующие четыре года совмещала обязанности главного бухгалтера и финансового директора BDL-холдинг (ЗАО «Корпорация “Больше да лучше”»). С февраля по июль 2002 года была финансовым директором ГК «Новус Инвест» (владелец торговой марки Zetta). В 2002 году назначена финансовым директором компании «Голдер Электроникс».

– Мы не изобретали велосипед. В договорах с покупателями предусмотрели премии за досрочную оплату и штрафные санкции за несоблюдение платежной дисциплины. При полной или частичной предоплате заказанной партии товара предоставляется скидка в размере 2–3 процентов от выплаченной суммы. Чтобы нарушение платежной дисциплины не вошло у покупателей в привычку, в дополнительное соглашение было включено условие, которое предусматривает начисление пеней в размере 0,075–0,1 процента за каждый день дополнительного кредита. За несвоевременную оплату с клиентов также взимается штраф, равный 0,2 процента от суммы дебиторской задолженности за каждый день просрочки. Это вполне оправданная мера, ведь, требуя дополнительной отсрочки, партнер решает свои проблемы за наш счет.

Также включили в контракт условие, позволяющее приостановить отгрузки следующей партии товаров, если клиент своевременно не оплатил предыдущую.

Эффект от предпринятых мер превысил все наши ожидания. Уровень дебиторской задолженности сократился в два раза по сравнению с показателями 2008 года. Около 30 процентов выручки, поступающей на расчетные счета компании, – это предоплата или досрочная оплата клиентов. Доля проблемной «дебиторки» в общем объеме дебиторской задолженности снизилась в восемь раз.

– Что еще предприняли для повышения эффективности?

– В августе 2011 года завершили проект по внедрению MS Dynamix АХ 2009, который стартовал еще в 2010 году. Необходимость перехода на новую систему назрела давно. До этого мы пользовались «1С: Предприятие 8», но по мере расширения региональной дилерской сети и запуска новых продуктовых линеек функционала этой системы стало не хватать. Правда, в ней по-прежнему ведется бухгалтерский учет. На мой взгляд, это вполне логично, учитывая, что «1С» создавалась с учетом особенностей и специфических требований российского законодательства. Другое дело – управленческий учет, который наряду с логистикой, казначейством и другими функциями теперь реализован в MS Dynamix.

После внедрения управление товарно-материальными запасами на всех этапах цепочки поставок стало более прозрачным, упростились процедуры составления отчетности по продажам, закупкам, взаиморасчетам с контрагентами, также удалось обеспечить более жесткий контроль над соблюдением бюджета. Департамент закупок и логистики отказался от использования таблиц Excel для внутреннего учета закупочной деятельности, отслеживая все поступающие данные в новой системе. В результате уровень запасов на складе стал более предсказуемым, ведется отчетность по внутренним перемещениям товаров.

Кроме того, теперь у казначейства появилась возможность отслеживать заявки по контрактам с учетом условий и графиков оплаты. Автоматизирован процесс согласования платежей, теперь на это уходит не более двух-трех дней, но мы стремимся сократить этот срок до одного дня. Соответственно больше не нужно пересылать подтверждающие документы по факсу или почте, несколько раз уточнять информацию по одному платежу. Все заявки на оплату разбиты на 10 групп (персонал, логистика и т.д.), и для каждой из них система автоматически определяет один из маршрутов согласования. Они различаются тем, что в согласовании участвуют разные должностные лица. Например, если предстоящий платеж связан с выплатой бонусов клиентам (группа кредитного контроля), заявку визирует кредитный контролер. Все расходы, связанные с персоналом, акцептуются руководителем службы управления персоналом. Подпись финансового директора необходима в тех случаях, когда сумма платежа превышает 10 тыс. долларов.

Переход на MS Dynamix потребовал пересмотра и оптимизации многих бизнес-процессов. Пусть не всегда результат от внедрения можно сразу выразить в абсолютных цифрах экономии или дохода, но скорость и эффективность положительно отразятся на финансовых результатах компании.

– Кто принимает участие в утверждении внебюджетных платежей?

– В лексиконе сотрудников компании больше нет такого термина, как внебюджетный платеж. Вопрос удалось решить после утверждения нового бюджетного регламента, который помог приучить сотрудников заранее вспоминать о счетах к оплате и учитывать возможность переноса платежей внутри месяцев.

В результате нам удалось значительно снизить потребность компании в дополнительном заемном финансировании и сократить кредитный портфель в десять раз.

– Насколько высока долговая нагрузка компании?

– Сегодня отношение долг (включая задолженность перед поставщиками) к EBITDA не превышает 1. Мы серьезно пересмотрели кредитную политику. В частности, постарались максимально сократить кредитный портфель. Теперь, в соответствии с консервативной теорией, у нас в обороте 40 процентов заемных средств и 60 процентов собственного капитала. На мой взгляд, наиболее комфортное для бизнеса соотношение. При этом эффективная ставка по портфелю в среднем не превышает 9–10 процентов годовых в рублях.

– На какие цели, как правило, привлекается заемное финансирование?

Личные темы

Вы пользуетесь товарами, которые реализует компания?
Почти вся бытовая техника в моей квартире – торговой марки Vitek. Сейчас очень жду поступления новой партии посуды Rondell, она отлично подойдет для моей кухни.

Как проводите свободное от работы время?
Очень люблю путешествовать. Особенно впечатлил север Италии, с потрясающе красивыми озерами Гарда и Маджоре, и непередаваемой атмосферой небольших деревушек. Также очень нравится озеро Байкал.

Что считаете своим самым большим достижением?
Переход в компанию «Голдер Электроникс». Несмотря на то что написала заявление об уходе в конце первого рабочего дня, я осталась в этой компании на долгих 10 лет.

Вы хорошо разбираетесь в технике?
Если речь идет о нашей продукции – да. Смогу проконсультировать по техническим характеристикам и помочь определиться с выбором.

– Как правило, заемное финансирование необходимо для инвестиций в дальнейшее развитие или активы. Поскольку у «Голдер Электроникс» нет розничных магазинов, на открытие которых требуются значительные суммы, то и денег на развитие нам нужно гораздо меньше, чем торговым сетям. Таким образом, мы вкладываем средства в два основных актива – товары и дебиторскую задолженность. Правда, для этого не всегда привлекаются именно кредиты. Например, чтобы сэкономить на затратах на обслуживание займов, решили использовать банковские аккредитивы с постимпортным финансированием. Конкретную цифру назвать не могу, скажу лишь, что экономия оказалась более чем существенной.

Кроме того, нередко прибегаем к помощи факторинга. С одной стороны, это весьма эффективный инструмент, позволяющий избежать кассовых разрывов. Мы обязательно учитываем качество дебиторов, которых планируем передать факторам. Если покупатель находится на грани банкротства, желающих профинансировать такую дебиторскую задолженность будет не много, а плата за риск окажется слишком высокой. Правда, нам в этом отношении все же проще, так как среди наших дебиторов крупнейшие сети, для которых банки автоматически выставляют лимиты. Соответственно и эффективная ставка по факторингу приемлемая – не более 10–12 процентов годовых в рублях.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль