Определение рыночного уровня рентабельности при трансфертном ценообразовании

3566
Шпак Андрей
Налоговый эксперт
Цели: предотвратить рост налоговой нагрузки при заключении договоров между взаимозависимыми лицами, избежать доначислений и штрафов при налоговых проверках контролируемых сделок. Как действовать: используя данные бухгалтерской отчетности сопоставимых организаций, рассчитать рентабельность продаж, полученный результат использовать в качестве ориентира при определении цены на товары и услуги.

Определение рыночного уровня рентабельности при трансфертном ценообразовании
Андрей Шпак, налоговый эксперт


1 января 2012 года вступил в силу новый раздел Налогового кодекса РФ о трансфертном ценообразовании. Помимо перечня случаев, при которых юридические лица признаются взаимозависимыми (ст. 105.1 НК РФ), в разделе также описывается, как именно налоговики могут проверить соответствие заявленных компанией доходов по сделкам рыночному уровню. В частности, установлено пять методов (ст. 105.7 НК РФ), три из которых (метод цены последующей реализации, затратный метод, метод сопоставимой рентабельности) предусматривают расчет интервала рентабельности. При этом в Налоговом кодексе не содержится указаний на то, как его определять, а приводится лишь ряд требований к процедуре анализа данных. В этой статье мы рассмотрим последовательность действий по определению рыночного интервала рентабельности на примере дистрибьюторской компании*. Предприятие входит в состав международного холдинга, работаю­щего на рынке непищевых товаров массового спроса. Ежегодно компания реализует более 100 номенклатурных позиций, поэтому для проверки соответствия цен рыночному уровню был выбран метод сопоставимой рентабельности. Следовательно, придется проанализировать деятельность предприя­тий в целом, а не только сделки с контрагентами. Основная задача состоит в том, чтобы отобрать организации с сопоставимой функциональной структурой.

Предлагаемый алгоритм не привязан к конкретной отрасли и может быть использован для широкого круга компаний. Порядок действий по определению рыночного интервала рентабельности состоит из нескольких этапов. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Этап 1. Функциональный анализ

В первую очередь, в соответствии с требованиями статьи 105.5 НК РФ, анализируем функциональную структуру компании и выбираем основные направления деятельности. Тем самым мы задаем первичные критерии сопоставимости организаций, которые будут использоваться на следующих этапах. Например, в рассматриваемой компании к основным функциональным направлениям относятся: дистрибуция импортируемой непищевой продукции, маркетинг и продвижение товаров, а также логистика.

Соответственно, из списка возможных сопоставимых компаний исключаем те, основные структурные направления которых – производство, НИОКР и другие несопоставимые функции.

Этап 2. Определение источников информации

На втором этапе, согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 105.6 НК РФ, определяем источники информации, которые будут применяться при анализе условий сделок. На практике чаще всего используются информационные системы «Руслана» и «СПАРК». В них содержатся данные о предприятиях России, Украины, Казахстана, в том числе полученные из органов государственной статистики. Правоприменительная практика рассматривает такие базы, как надлежащие источники информации для определения интервалов рыночных цен (постановления ФАС Московского округа от 23.09.11 по делу № А40-110581/10-90-597, Западно-Сибирского округа от 02.03.06 № Ф04-5088/2005(20196-А70-32) по делу № А70-11929/7-04). Впрочем, у каждой из них есть свои преимущества и недостатки, и для детального анализа пригодится информация с официальных сайтов компаний и других общедоступных источников.

Согласно требованиям пункта 7 статьи 105.8 НК РФ, при расчете интервала рентабельности используются данные бухгалтерской отчетности организаций по состоянию на момент заключения сделки или за три календарных года, предшествующих тому, в котором был подписан договор или установлены цены. Здесь необходимо отметить, что в специализированных системах данные по завершившемуся году появляются только в сентябре–октябре года следующего. То есть в начале 2012-го данные по компаниям за 2011 год еще недоступны. Поэтому в нашем примере для расчета интервала рентабельности использовалась отчетность организаций за 2008–2010 годы, а также средневзвешенные показатели за тот же период.

Этап 3. Количественный анализ

Следующий шаг – отбор сопоставимых компаний по критериям: место регистрации, отраслевая принадлежность и виды деятельности, чистые активы, выручка, прямое участие и дочерние компании, финансовый результат.

Во-первых, все предприятия должны быть учреждены в России. Показатели иностранных компаний допускается использовать только при отсутствии данных российских организаций, совершавших сопоставимые сделки (подп. 2 п. 2 ст. 105.6 НК РФ). Исключив из списка предприятия, не соответствующие этому критерию, в итоге получили базу из 7 млн компаний.

Во-вторых, ранжируем компании по отраслевой принадлежности и видам деятельности, осуществляемым в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях относительно анализируемой сделки (п. 3 ст. 105.8 НК РФ). Для этого целесообразно использовать фильтр по кодам ОКВЭД, а также по заявленным кодам видов экономической деятельности согласно национальным или международным классификаторам. Это соответствует требованиям подпунута 1 пункта 5 статьи 105.8 НК РФ. Стоит отметить, что компании могут заявлять разные, хотя и схожие, коды ОКВЭД в качестве основного. Например, для анализа нам пришлось кроме основного кода, используемого компанией, добавить в выборку еще два, часто применяемые конкурентами. В конечном счете из 7 млн предприятий в списке осталось 23 тысячи.

В-третьих, в соответствии с требованием подпункта 3 пункта 5 статьи 105.8 НК РФ выбранные для сопоставления компании не должны иметь отрицательную величину чистых активов по состоянию на 31 декабря последнего года из тех трех лет, за которые рассчитывается рентабельность. Таким образом, в нашей базе осталось 3 тысячи предприятий. Были фактически отсеяны компании с отрицательными чистыми активами и те из них, которые не ведут активной деятельности (в том числе сдающие в налоговую «нулевую» отчетность).

В-четвертых, ранжировали предприятия по выручке. Несмотря на то что такой критерий не указан в Налоговом кодексе, его применение весьма распространено на практике и косвенно выводится из требования о сопоставимости коммерческих и финансовых условий (ст. 105.5 НК РФ). Компания, для которой проводились расчеты, – крупный дистрибьютор с существенным объемом операций, поэтому для сопоставимости масштаба деятельности отбирались компании с годовой выручкой от продаж не менее 1 млн евро. В результате список сократился до 600 организаций.

В-пятых, анализировали по прямому участию и наличию «дочек». Согласно подпункту 4 пункта 5 статьи 105.8 НК РФ, для расчета интервала рентабельности необходимо ориентироваться на независимые компании, поэтому исключаются организации, не соответствующие этому условию. Фактически в список не попали предприя­тия, в число акционеров которых входят юридические лица с долей свыше 25 процентов. Кроме того, из перечня исключены компании, прямо или косвенно владеющие более чем 25 процентами долей участия в других организациях. Налоговый кодекс позволяет не исключать такие предприятия только лишь в том случае, если доступны данные консолидированной финансовой отчетности по таким холдингам. В результате база сократилась до 400 организаций.

И последнее – исключение убыточных компаний. В соответствии с требованием подпункта 3 пункта 5 статьи 105.8 НК РФ, использовать данные организаций можно только в том случае, если они не имеют убытков от продаж более чем в одном году из трех, за которые рассчитывается рентабельность. Таким образом, исключено еще десять компаний, и из 7 млн предприятий на первом этапе отбора на последнем осталось менее 400.

Но анализа количественных критериев недостаточно, так как он не обеспечивает сопоставимости данных по коммерческим и финансовым условиям, в которых совершается рассматриваемая нами сделка. Эту задачу решает следующий этап – качественный анализ.

Этап 4. Качественный анализ

На четвертом этапе важно проверить всю информацию, которая касается деятельности и структуры компаний, наличия дополнительных услуг, видов реализуемой продукции, регионов поставок, а также наличия лицензий на ведение соответствующего вида деятельности и участия в государственных контрактах. Основаниями для исключения предприятий из списка служат: несопоставимая деятельность, существенные дополнительные функции, несопоставимые товары, недостаточность или противоречивость информации.

Придется еще раз сопоставить выбранные 400 организаций по видам деятельности и кодам ОКВЭД и исключить те из них, которые не занимаются дистрибуцией. Например, осуществляющие розничную торговлю через специализированные сети, оптовую торговлю другими видами продукции, а также имеющие иной рынок сбыта, свои особенности маркетинга и продвижения товаров. В результате в базе у нас осталось 300 предприятий. Если информации из общедоступных источников недостаточно для достоверных выводов о деятельности компании, то, как правило, ее можно исключать из списка. После проверки по всем критериям в конечном итоге было выбрано 13 сопоставимых организаций.

Этап 5. Определение интервала рентабельности

Теперь можно переходить непосредственно к определению рентабельности. Прежде всего выбираем показатель рентабельности, следуя указаниям пункта 5 статьи 105.12 НК РФ. Выбор должен быть обоснован с экономической точки зрения. С учетом характера деятельности дистрибьюторской компании мы остановились на показателе рентабельности продаж, которая определяется как отношение прибыли от реализации к выручке от продаж, исчисленной без учета акцизов и налога на добавленную стоимость (аналогичный показателю Operating Margin). Формула выглядит следующим образом:

Рентабельность продаж = Прибыль от продаж / Выручка от продаж (без НДС, акцизов).

Теперь, на основании данных бухгалтерской отчетности сопоставимых организаций, с учетом правил пункта 4 статьи 105.8 НК РФ, рассчитываем соответствующие показатели. В нашем случае средневзвешенные значения рентабельности продаж за 2008–2010 годы составили от 1 до 5 процентов. Не исключено, что столь низкие значения объясняются тем, что временной диапазон выпал на годы кризиса. Впоследствии полученный результат может служить ориентиром при определении цен на товары или при контроле фактической рентабельности продаж по результатам налогового периода.

Этап 6. Подготовка пакета документов

В завершение составляем отчет, в котором перечислены все этапы и полученные на каждом из них результаты. Согласно статье 105.15 НК РФ, в него включаем: описание деятельности компании, обоснование выбора используемого метода расчета рыночной рентабельности, анализ имеющихся источников информации о ценах, сравнение полученного рыночного интервала и результатов самой компании и т.п.

В продолжение темы читатели могут также ознакомиться со статьей «Налоговый контроль над трансфертным ценообразованием: 6 шагов по подготовке ценовой политики» на сайте журнала «Финансовый директор». Для этого нужно пройти по ссылке «Дополнительный материал», содержащейся в анонсе этой статьи.

Методические рекомендации по управлению финансами компании

Вложенные файлы

Доступно только подписчикам
  • Статья «Налоговый контроль над трансфетным ценообразованием».doc


Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль