Что учесть при организации конкурсов среди поставщиков

1339
Федешова Ольга
финансовый директор компании «Цифропром»
Проведение тендеров на поставку товаров, услуг, работ – не только способ сэкономить, выбрав наиболее выгодное для компании предложение, но и инструмент в борьбе с корпоративной коррупцией. Однако организация конкурсов зачастую оборачивается настоящей головной болью для ответственных сотрудников, а ошибки при подготовке могут свести на нет весь эффект.

Срочность, объем и предмет заказа. Проведение тендера – довольно затратный по времени процесс, и часто бывает, что он дает копеечный выигрыш из-за существенной задержки сроков реализации проекта и в результате фактически приводит к потерям. Тендеры эффективны для не слишком срочных закупок. И достаточно крупных, чтобы мотивировать поставщиков к участию в конкурсе и снижению цен. Для мелких заказов мониторинг цен обычно эффективнее тендера.

Разумеется, проще проводить конкурсные закупки, если их предмет четко определен. Например, приобретается цемент определенной марки – предложения можно запросить, а затем быстро и формально сравнить. Если же заказ сложно формализуемый, тендер может продолжаться бесконечно. Например, в случае с проектами по автоматизации, когда заказчик зачастую слабо представляет конечный результат, надеясь, что подрядчик как-нибудь сам все сделает. В таких условиях имеет смысл искать исполнителя по рекомендации.

 

Коррупционные риски. Все, что связано с закупками, – потенциальная почва для злоупотреблений. Чтобы минимизировать коррупционные риски, в тендерном комитете необходимо создать незаинтересованное большинство. В то же время его члены должны хорошо разбираться в предмете. Один из эффективных способов удовлетворить оба требования – включить в состав этого комитета представителей отделов внутреннего аудита или внутреннего контроля, а в качестве экспертов пригласить специалистов из других проектов или аффилированных компаний, то есть тех, кто непосредственно не подчиняется руководителям, входящим в комитет.

 

Возможность получить сравнимые предложения. Общий подход к этому вопросу достаточно хорошо описан в схеме государственных закупок, так что ее можно принять за образец. Что касается частностей, имеет смысл добавить субъективные критерии оценки, которые применялись бы по результатам собеседований со специалистами участников конкурса. Вес таких критериев должен быть тем больше, чем теснее предполагается интеграция бизнес-процессов заказчика и исполнителя в ходе выполнения заказа.

Чем сложнее заказ, тем выше вероятность, что один поставщик выдвинет более привлекательные нефинансовые условия (скажем, сроки поставок, объем сервиса и т.п.), а другой – ценовые. Если в конкурсной документации нет четкого алгоритма, который позволяет определить лучшее предложение, продолжать тендер бессмысленно. В такой ситуации необходимо его остановить, проработать заказ еще раз более подробно и заново запустить конкурсную процедуру.

 

Условия договора с победителем тендера. Все существенные параметры будущего договора необходимо отразить в конкурсной документации. Такие условия, как предоплата, переход права собственности, требования к доставке и тому подобное, должны быть известны всем участникам тендера. В противном случае возможны неожиданные изменения цены в процессе согласования договора с победителем или отказ от заключения договора.

Если какие-то условия тендера являются ключевыми для выбора исполнителя, эти условия должны сопровождаться жесткими санкциями за их неисполнение на этапе выполнения договора. И информацию о санкциях необходимо донести до участников тендера. Например, если ключевым параметром является срок поставки, потенциальный исполнитель уже на этапе подачи заявки должен знать, что в договоре будут значительные штрафы за несоблюдение данного условия и этот вопрос обсуждению не подлежит. Такой подход способствует объективности тендера.


 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль