Положение, позволяющее спланировать работу компании на год вперед

2862
Какие задачи решал автор: внедрение полноценной системы бюджетирования, повышение эффективности контроля и точности планирования денежных потоков. За счет чего: жесткая формализация процедуры составления бюджетов, перераспределение ответственности за их исполнение между сотрудниками компании, установка диапазона допустимых отклонений фактически достигнутых значений от запланированных показателей.

Компания «ОлмаМед» специализируется на продаже медицинских инструментов, оборудования и медтехники. До 2012 года на предприятии не существовало системного подхода к работе над бюджетами, а все вопросы, связанные с планированием деятельности, регулировались приказом генерального директора. В нем не указывались сотрудники, ответственные за сбор и анализ плановых данных, что существенно усложняло процесс верстки бюджета и контроля его исполнения. Перед финансовым директором «ОлмаМед» стояла задача разработать и внедрить такую систему бюджетирования, которая позволила бы достичь поставленных целей за счет оптимального использования ресурсов.

Работу начали с составления положения об оперативном планировании. В нем подробно описали схему взаимодействия между сотрудниками, определили последовательность формирования бюджетов и сбора информации по подразделениям. Отдельное внимание уделили вопросам подготовки планов на год, их исполнения и контроля. Следующим шагом стала разработка бюджетных форм.

В соответствии с действующим положением бюджет компании составляется по принципу «сверху вниз». Исходя из пожеланий владельца бизнеса и долгосрочной стратегии предприятия, топ-менеджмент определяет целевые показатели деятельности, а руководители подразделений планируют свою работу так, чтобы обеспечить их выполнение. При таком подходе удается избежать дополнительной корректировки бюджетов при проверке на соответствие стратегическим целям.

Согласно документу, в компании «ОлмаМед» реализовано скользящее планирование. Ежемесячно сотрудниками финансового отдела составляются отчеты об исполнении бюджетов. Кроме того, в организации учрежден специальный комитет по бюджетированию, в который вошли заместитель генерального директора по финансовым вопросам, коммерческий директор и главный бухгалтер. Они проводят регулярные обсуждения промежуточных результатов, что позволяет заблаговременно выявлять проблемные зоны, принимать необходимые управленческие решения и оперативно вносить корректировки в утвержденные планы.

Положение, позволяющее спланировать работу компании на год вперед  Комментирует
  Наталья Кульбицкая,
  финансовый директор
  компании «ОлмаМед»

Положение об оперативном планировании (извлечение)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение об оперативном планировании в ООО «ОлмаМед» (далее – общество) вводится в целях эффективного управления активами общества и устанавливает основные принципы оперативного планирования, формы бюджетов и отчетов об их исполнении, а также регламент оперативного планирования деятельности общества.

1.2. Требования настоящего положения распространяются на всех сотрудников компании, участвующих в процессе подготовки, согласования и утверждения годового бюджета общества.

1.3. Бюджет утверждается генеральным директором. В соответствии с утвержденным бюджетом руководители подразделений оперативно управляют финансовой и хозяйственной деятельностью общества.

2. Термины и определения

В положении приняты следующие основные термины и определения.

Бюджет (план) общества (далее – бюджет общества) – это план деятельности общества, выраженный в количественных, натуральных и (или) денежных показателях, направленный на достижение стратегических и оперативных целей общества. Бюджет используется для планирования, контроля и оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности общества.

Бюджетирование – процесс составления и принятия бюджетов, а также последующий контроль над их исполнением.

Комментарий

Для контроля над соблюдением утвержденных планов в компании создан комитет по бюджетированию. Кроме того, за каждым руководителем подразделения закреплена определенная бюджетная статья и ответственность за выполнение установленных для нее ограничений.

Классификатор бюджетов – это совокупность всех бюджетов, образующих бюджетную структуру общества.
Оперативное планирование – это процесс составления, согласования, корректировки, утверждения, исполнения бюджетов общества, а также формирования отчетов об их исполнении, контроля и анализа исполнения бюджетов общества.

3. Цели и задачи процесса бюджетирования

3.1. Процесс бюджетирования должен обеспечить достижение обществом следующих целей:

  • получение прибыли на уровне, достаточном для дальнейшего развития бизнеса и выполнения обязательств общества;

Комментарий

Основной целевой показатель для компании на 2012 год – это величина чистой прибыли и EBITDA.

  • обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности общества;
  • эффективное управление привлечением заемных и собственных средств;
  • обеспечение безубыточности деятельности общества.

3.2. Система бюджетного управления призвана решать следующие задачи:

  • обеспечение согласованности планов всех подразделений общества;
  • оценка и взаимосвязанное управление всеми аспектами финансового состояния, результатами деятельности и движения денежных средств;
  • координация деятельности структурных подразделений общества и укрепление финансовой дисциплины;
  • осуществление вариантного анализа результатов деятельности общества;
  • создание базы для обоснованной системы мотивации персонала путем ее привязки к системе финансовых показателей.

4. Структура бюджета общества

4.1. Бюджеты, формируемые в обществе, делятся на две группы: операционные и финансовые.

4.2. Операционными бюджетами являются:

  • бюджет закупок и продаж;
  • бюджет затрат на оплату труда;
  • бюджет маркетинговых расходов;
  • бюджет коммерческих и управленческих расходов.

4.3. Финансовыми бюджетами являются:

  • бюджет движения денежных средств – назначение бюджета – обеспечение платежеспособности предприятия, гибкого управления финансами, выявление периодов кассовых разрывов;
  • бюджет доходов и расходов – назначение бюджета – поддержание безубыточности предприятия и требуемого уровня рентабельности его деятельности, определение min размера выручки (маржинальной прибыли) либо (для затратных ЦФО) определение плановых убытков;

Комментарий

Бюджет доходов и расходов в компании составляется по методу начисления.

  • бюджет балансового листа – назначение – определение финансового состояния предприятия на конец года, возможность влияния на структуру баланса, управление активами и пассивами, прогнозный финансовый анализ компании, прогноз капитализации;
  • инвестиционный бюджет – предназначен для осуществления мониторинга инвестиционных проектов. Включает в себя расходы, предусмотренные на планируемый период, утвержденные в установленном порядке бизнес-планами конкретных инвестиционных проектов.

5. Основные правила бюджетного процесса

5.1. Процесс формирования бюджетов (отчетов об их исполнении) осуществляется в соответствии со следующими основными правилами:

  • отклонения фактических значений показателей от запланированных рассчитываются по всем показателям отчетов об исполнении бюджетов. Отклонение определяется как разница между фактическим и плановым значениями показателей;

Комментарий

Источником информации для формирования отчетов об исполнении бюджетов являются данные бухгалтерского учета.

  • оперативное планирование, контроль исполнения плановых показателей и план-факт анализ каждого бюджета и отчета о его исполнении осуществляются в единой форме;
  • учетная система должна обеспечивать возможность учета и получения фактических данных для формирования отчетов об исполнении бюджетов в разрезах, предусмотренных утвержденными формами за счет:
  • соответствия плана счетов бухгалтерского учета аналитическим разрезам объектов планирования, отраженных в бюджетном классификаторе;
  • методологического сопровождения отнесения доходов, платежей, обязательств, инвестиций, затрат и расходов структурных подразделений общества к статьям (всех уровней) бюджетного классификатора и к аналитическим разрезам.

6. Оперативный контроль и прогнозирование

6.1. Ежедекадно в финансовый отдел представляется отчет об исполнении бюджета движения денежных средств на текущую дату.

6.2. Если отклонения показателей прогноза до конца месяца от показателей бюджета составляют более 10 процентов, то финансовый отдел дает комментарии к отклонениям.

Комментарий

Отчет с комментариями по отклонениям показателей на более чем 10 процентов представляется генеральному директору.

6.3. Заместитель генерального директора по финансовым вопросам имеет право переносить платежи в рамках месяца между декадами при условии сохранения кредитного портфеля на уровне, утвержденном бюджетом.

6.6. Процесс бюджетирования состоит из трех этапов:

  • разработки бюджета;
  • исполнения бюджета;
  • контроля над исполнением бюджета.

6.7. Подготовка бюджета осуществляется в соответствии с Регламентом подготовки, проверки, согласования и утверждения бюджета (Приложение 1).

6.8. Формирование бюджета общества производится посредством заполнения утвержденной формы (Приложение 2).

6.9. Подготовка данных для статей доходов и расходов бюджета общества осуществляется исполнителями – сотрудниками общества, назначенными руководителями отдела общества (или заместителем генерального директора по финансовым вопросам).

6.10. Подготовленный и проверенный проект бюджета согласовывается с генеральным директором общества, а также с заместителем генерального директора по финансовым вопросам общества.

7. Отчеты об исполнении бюджета

7.1. Отчет о выполнении бюджета общества за месяц представляется заместителю генерального директора по финансовым вопросам до 20-го числа следующего за отчетным месяца.

7.2. В конце каждого квартала главный бухгалтер общества составляет отчет о выполнении бюджета за квартал.

7.3. Отчеты о выполнении бюджета за квартал и об изменении дебиторской и кредиторской задолженностей за квартал представляются в следующем за последним месяце отчетного квартала в сроки:

  • до 20-го числа – заместителю генерального директора по финансовым вопросам;
  • до 24-го числа – генеральному директору общества;
  • до 26-го числа – учредителю общества.

Методические рекомендации по управлению финансами компании

Вложенные файлы

Доступно только подписчикам
  • Полная версия Положения об оперативном планировании, разработанного в компании «ОлмаМед» .docx


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль